Библия » Словари » Библейский энциклопедический словарь, Эрик Нюстрем

Дух

Дух

евр. руах.

1) Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных (Иов 12:10, Иов 27:3, Пс 134.17, Еккл 3:19, Еккл 3:21, Еккл 12:7); «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял дух ее и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14, Иов 34:15). В этом смысле говорится об испускании духа (Мф 27:50). «Тело без духа — мертво» (Иак 2:26). В вышеприведенных местах слово дух обозначает почти то же, что и душа только в низшем ее значении, напр, «душа живая» в Быт 1:20, Быт 1:24.

2) Бессмертный дух у человека, благодаря которому он чувствует, думает и хочет, «дух человеческий, живущий в нем» (1Кор 2:11), в противоположность плоти или телу (Кол 2:5, 1Кор 6:20, Рим 8:10). В этом значении иногда дух обозначает то же, что и душа в собственном значении этого слова, срав. Ин 12:27 — «Душа Моя теперь возмутилась» с Ин 13:21 «Иисус возмутился духом». Срав. 1Кор 5:5, 1Пет 4:6, где говорится о спасении духа с 1Пет 1:9, где говорится о спасении души и двоякое выражение радости Девы Марии у Лк 1:46, Лк 1:47. Но более внимательное изучение этих и им подобных мест показывает различие между душой и духом, что ясно вытекает из 1Фес 5:23 и Евр 4:12, а именно, что душа есть сама личность, а дух — та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорит, что дух — самое высшее и благое в человеке и что, благодаря ему, человек в состоянии объять невидимое и вечное (Бог, вечная жизнь и т.д.) — короче — тот дом, в который вселяются вера и слово Божие.

3) Духовное существо «дух без костей и плоти» (Лк 24:39). В самом высоком значении это говорится о Боге: Бог есть Дух и Отец духов, Ин 4:24, Евр 12:9. Далее, здесь подразумевается личность, отделенная от тела (Евр 12:23), «духи» в темнице (1Пет 3:19) и, наконец, ангелы, добрые и злые (Евр 1:14, Деян 23:8, Лк 7:21, Лк 8:2).

Дух Божий. Дух Святой, Который вначале носился над водою (Быт 1:2) и затем действовал в слугах Божиих среди Израиля (Чис 11:17, Чис 11:25, Чис 11:29, Ис 61:1, Ис 63:10-14), Который безмерно сошел на Иисуса (Ин 3:34); Утешитель, Дух истины, Который исходит от Отца (Ин 15:26) по ходатайству Сына и во имя Его (Ин 14:16, Ин 17:26, Лк 24:49), Который излился в день Пятидесятницы (Деян 2:33) и Который все еще запечатлевает верующих (Еф 1:13, Еф 4:30). По существу Он один, но различен в своих проявлениях, отчего и говорится «о семи духах Божиих», которые стоят перед Его престолом (Откр 1:4, Откр 4:5, Откр 5:6, Срав. Зах 3:9, Зах 4:6, Зах 4:10).

4) Духовный дар, духовная сила, духовная жизнь, «рожденное от духа есть дух» (Ин 3:6). Согласно этому, говорится о духе пророчества, духе мудрости, духе молитвы, духе силы, любви и целомудрия (2Тим 1:7), «о духе усыновления» (Рим 8:15) и т.д. Иногда в Писании Дух Божий не различается от тех даров, которыми Он наделил верующих, (срав. Чис 11:17, Чис 11:25, Чис 11:29). Мы имеем вернейшее обетование о том, что Св. Дух дается всем просящим Его (Лк 11:13), а также не менее серьезные предупреждения: «не оскорбляйте Св. Духа Божия» (Еф 4:30), «Духа не угашайте» (1Фес 5:19). Наоборот, сказано: «возгревай дар Божий, который в тебе» (2Тим 1:6). «Запечатление духом» называется дар Духа Св., который имеют верующие (2Кор 1.22, 2Кор 5.5, Еф 1:3, Еф 4:30). Срав. «Залог». С другой стороны, в детях мира сего действует другой дух, противоположный духу Божию (Еф 2:2): дух рабства Рим 8:15), дух усыпления (Рим 11:8), дух боязни и заблуждения (2Тим 1:7, 1Ин 4:6).

Относительно многообразия тех духов, которые с различных сторон стремятся воздействовать на верующих, нужно иметь дар различения духов, о чем говорится в 1Кор 12:5, 1Кор 12:10. Совет «испытывать духов» находится в 1Кор 14:29, 1Ин 4:1, 1Фес 5:21.

5) Дух немощи (Лк 13:11), злой дух, который проявлял свою силу над душою и телом скорченной женщины до тех пор, пока Господь не освободил несчастную (Лк 13:16).

* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Дума
Душа →