И жертва повинности (Лев 4-6.
Лев 4:7;
Лев 4:25;
Лев 7:1) — это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (
Лев 4:27) (
см. умышленно), совершивший же преступление дерзкою рукою должен был быть истреблен из народа (
Чис 15:27-31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (
Евр 10:1-4,
Евр 10:11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (
Лев 5:1;
Лев 6:1;
Лев 7:1). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (
Лев 7:7;
Лев 10:16), за исключением тельца, который сжигался вне стана (
Лев 4:1). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (
Лев 8:14-17) и очищении (
Лев 9:6-11;
Лев 9:15), после родов (
Лев 12:8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (
Лев 14:10-32), при очищении от нечистоты (
Лев 15:15,
Лев 15:30), в случае прелюбоДеяния с рабой (
Лев 19:20-22), в назорействе (
Чис 6:10-12,
Чис 6:14), при посвящении левитов (
Чис 8:8,
Чис 8:12), за ошибку общества (
Чис 15:22-26), за ошибку отдельного человека (
Чис 15:27-29), для очищения в пути (рыжая телица) (
Чис 19:9).
Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва — овен посвящения (
Лев 8:22-36) и приношения: хлебное, ревнования (
Чис 5:15), десятина и возлияние.
Все приносимое и посвящаемое — все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (
Лев 17:8-9) и ни в коем случае не дома (
Втор 12:17-18,
Втор 12:26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (
Втор 15:19-20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (
Втор 12:27).
Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (
Лев 9:15-17;
4Цар 3:20).
Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (
Лев 22:18-22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (
Лев 22:24-25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (
Лев 22:23).
Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (
Лев 17:1-9;
Втор 32:15-17;
1Кор 10:20). (
см. также возношение, потрясание, праздники)