(Герой Божий, князь или Богоборец) — имя, данное Богом Иакову, патриарху еврейского народа, после того, как он в Пенуэле боролся с Ангелом Божиим (
Быт 32:28) (эта борьба по раввинской традиции понимается как борьба веры с сомнениями, в которой укрепляется вера и без которой вера превращается в фанатизм). Имя Израиль было позже подтверждено Иакову в Вефиле (
Быт 35:10,
Быт 35:15). Этим именем называется весь израильский народ, все дети Израиля (в некоторых местах также именем Иосиф,
см. ). Этим именем обозначаются и отделившиеся десять колен (иногда именем Ефрем,
см. ), которые образовали свое, северное царство, но и они именуются так, лишь как отложившийся Израиль (
3Цар 12:19). Во
2Пар 12:1 Израилем назван народ Иудеи. Следует заметить, что в Писании выражения Израиль и Иуда встречаются еще до разделения царств (
Нав 11:21;
1Цар 11:8;
1Цар 15:4;
1Цар 18:16;
2Цар 2:4;
2Цар 2:7;
2Цар 3:10;
2Цар 5:5;
2Цар 12:8;
2Цар 19:43;
2Цар 20:2;
2Цар 21:2;
2Цар 24:1,
2Цар 24:9;
3Цар 1:35;
3Цар 4:20,
3Цар 4:25;
1Пар 21:5;
1Пар 28:4;
Пс 113:2) и что будущий раздел наметился уже в воцарении Давида над одним Иудой (
2Цар 2:4) и Иевосфея — над Израилем (
2Цар 2:8-9). Этот раздел восходит еще к И.Навину, при котором на запад от Иордана вначале получили уделы лишь Иуда и Ефрем (Нав 15-17), а оставшиеся семь колен (
Нав 18:2) сгруппировались позже вокруг Ефрема. В высшем значении Израилем Божиим (
Гал 6:16) называются все верующие из всех народов, новое творение во Христе Иисусе (
Рим 9:6). (
см. Иуда, Кенеяне, колена Израилевы)