Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Ковчег

Ковчег

(Греч. ящик)

а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была 150м, ширина 25м и высота 15м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, а наверху — отверстие (Быт 6:14-16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 г. богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);

б) (Быт 50:26) — гроб или саркофаг, возможно, металлический или каменный, какие употреблялись для захоронений фараонов;

в) ковчег свидетельства (Исх 16:34), откровения или завета — ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для хранения откровения, данного Богом (Исх 25:10-22). Его размеры были: длина 1:25м, ширина и высота 0,75м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр 9:4 в нем хранились кроме скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх 16:33; Чис 17:10 они были помещены перед ним (ср. 3Цар 8:9; 2Пар 5:10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис 10:35-36). После перехода Иордана он был установлен в Силоме (Нав 18:1). Затем он оказался в Массифе (Суд 20:27), затем снова в Силоме (1Цар 3:3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Цар 4:4), которые и захватили его (ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Цар 6:1), после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса из Вефсамиса (1Цар 6:18-20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава лет двадцать (1Цар 7:1-2), но фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время не упоминается (1Пар 13:3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Цар 6:10-11), а затем в Иерусалим (ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар 5:2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну (2Цар 11:11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на свое место — в давире под крылья херувимов (3Цар 8:6; 2Пар 5:7). Но его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар 33:7), после чего Иосия снова вернул его в храм (2Пар 35:3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, возможно, он сгорел вместе с храмом (2Пар 36:19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер 3:14-16), он явится в храме Божием на небе (Откр 11:19). (см. скиния, херувим, храм)

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Коа
Ковы →