В Священном Писании за исключением одного места (
Песн 1:1) упоминается только как приветствие и знак почитания, любви и гостеприимства. В этом смысле поцелуи в древности на востоке были очень распространены. Родители целовали своих детей (
Быт 31:28,
Быт 31:55;
Быт 48:10;
2Цар 14:33), и дети — своих родителей (
Быт 27:26,
Быт 27:27;
3Цар 19:20). Братья и сестры приветствовали друг друга поцелуями (
Быт 45:15;
Исх 4:27;
Песн 8:1), также поступали и другие родственники (
Быт 29:11,
Быт 29:13;
Исх 18:7;
Руфь 1:9) и друзья (
1Цар 20:41;
2Цар 19:39;
Деян 20:37). Целовали многократно и в губы, и в плечи и даже в ноги. При этом торжественно кланялись, обнимались, похлопывали по плечам и даже церемонно брали за бороду (
2Цар 20:9). Поэтому приглашение Апостолов приветствовать друг друга целованием святым или любви (
1Пет 5:14;
Рим 16:16;
1Кор 16:20;
2Кор 13:12;
1Фес 5:26) не являлось установлением еще и целоваться при встрече (сверх других приветствий), но наоборот — призывало к ограничению пышности приветствий тех времен. Поэтому оно и для нас означает призыв к уменьшению и сокращению существующих в наше время в мире приветствий, а не наоборот, не добавление к ним еще и поцелуя (который часто бывает Иудиным). (
см. приветствие)