Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Скиния

Скиния

(От греч. скене — шатер) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан ему на горе (Исх 25:9, Исх 25:40; Исх 26:30; Исх 27:8). В 1Цар 1:9; 1Цар 3:3 она так и названа храмом, а в других местах — домом Господним (1Цар 1:24; 1Цар 3:15). Скиния была местом поклонения и встречи человека с Богом.

В узком смысле скинией является то покрывало из десяти отдельных полотен крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти с искусно вышитыми на них херувимами, которое первым натягивалось на остов из брусьев (Исх 26:1-6, ср. ст. 7 и Чис 4:25). Это первое покрывало (собственно скиния), покрывалось вторым — из козьей шерсти (Исх 26:7-13; Исх 36:14), затем еще двумя покрывалами из кож бараньих красных и из кож синих (козлиных или еще каких-то, в оригинале не ясно) (Исх 26:24; Исх 36:19). Опорой для них служили брусья, образующие стены скинии (Исх 26:15-25; Исх 36:20). Каждый из этих брусьев был шириной 0,75м и высотой 5м и если они устанавливались вплотную один к другому то скиния в плане имела размеры 15м х 6м. Можно предположить и другое. Если первое покрывало, которое было общим размером 20м х 14м натягивалось своим периметром на вертикально стоящие брусья, тогда скиния должна была быть в плане размером также 20м х 14м и это соответствовало бы Исх 26:12-13, ибо второе покрывало из козьей шерсти было общим размером 22м х 15м (то есть на метр шире и на два метра длиннее первого). Но это маловероятно, ибо все четыре покрова скинии при таких размерах имели бы большое провисание, а кроме того, между брусьями стен были бы просветы. Таким образом, следует предположить первое, а Исх 26:12-13 следует понимать как указание о разнице в размерах двух первых покрывал.

Все брусья были покрыты золотом (Исх 26:1). Каждый брус (весом около 360 кг) устанавливался на двух массивных подножиях из серебра весом по 36 кг каждое и между собой брусья соединялись шестами, вкладываемыми в специальные кольца (Исх 26:26-29; Исх 36:31). Они же, по-видимому, поддерживали и покровы. Спереди, кроме свешивающихся покрывал, скиния имела еще завесу, укрепленную на пяти столбах (Исх 26:36-37; Исх 36:37). Внутри скинии, как впоследствии и в храме, на расстоянии 2/3 общей глубины помещения от входа была вторая завеса, повешенная на четырех столбах (Исх 26:31-32; Исх 36:35). Первое помещение называлось святое и в нем устанавливались: справа от входа стол для хлебов предложения, слева — светильник, прямо перед завесой — жертвенник для курений (Исх 26:35). Помещение за завесой называлось Святое-святых и там помещался только один ковчег (Исх 26:33-34). Скиния устанавливалась прямо на землю, но сама она была внутри чрезвычайно богато украшена: все брусья, скрепляющие их шесты и столбы завес были обложены золотом; жертвенник курений и стол для хлебов предложения были красиво украшены золотом, а светильник чеканной работы был целиком сделан из золота; завесы и внутреннее покрывало (собственно скиния) были сотканы искусной работой и на них были вышиты изображения херувимов.

Во святое могли входить только священники, во Святое-святых — только первосвященник один раз в год. Там, над херувимами очистилища Господь являлся Моисею и говорил с ним (Исх 25:22).

Все, связанное со скинией, имело великое значение. Она была не просто местом для богослужения еврейского народа, она являлась таинственным прообразом грядущего в мир Мессии — Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа и не только в своих главных чертах, но во всех мельчайших деталях.

Скинию окружал двор, который образовывали завесы из белой ткани, повешенные на столбах высотой 2,5м. Размер двора был 50м в длину и 25м в ширину (Исх 27:9-19; Исх 38:9). Скиния размещалась в глубине двора. Перед ней устанавливалась умывальная чаша (Исх 30:18-21; Исх 38:8), а между ней и воротами двора — жертвенник всесожжений (Исх 27:1-8; Исх 38:1). Скиния и двор ориентировались своими открывающимися завесами в сторону востока.

Вся работа по устройству скинии была совершена в течение 10 месяцев и скиния впервые была установлена у горы Синай ровно через год после выхода евреев из Египта (Исх 19:1; Исх 40:17).

В Исх 33:7 скинией собрания назван личный шатер Моисея, у которого он судил народ (ср. Исх 18:7; Исх 18:12). В последующих стихах (ст. 8 и дал.) говорится снова о скинии для богослужения. Но в какое-то время скиния, видимо, находилась также и вне стана (ср. Чис 11:24-27, Чис 11:30). В Исх 38:21; Чис 1:50, Чис 1:53; Чис 9:15; Чис 10:11 она называется скинией откровения.

На устройство скинии и двора было истрачено: 1053 кг золота (Исх 38:24), 3621 кг серебра (Исх 38:25) и 2549 кг меди (Исх 38:29-31) — всего 7223 кг металлов. 48 брусьев и 69 столбов весили около 25600 кг. Ткани на завесы двора пошло 350 кв.м, на покрывало скинии первое — 280 кв.м, на второе (шерстяное) — 330 кв.м и на три завесы — 85 кв.м ткани из крученой шерсти. На два кожаных покрывала пошло около 700 кв.м кожи. Общий вес всех покрывал и завес равнялся, по-видимому, около 1600 кг. Таким образом, вес всех элементов скинии и двора составлял более 32 т (что в среднем составляло Втор 4:1 кг на каждого левита — см. далее).

Каждый раз, когда стан отправлялся в путь, скиния разбиралась и шла в строго определенном порядке вместе со своим народом. Ковчег, стол для хлебов предложения, светильник, жертвенник для курений, жертвенник для всесожжений, а также завесу Святого-святых и служебные сосуды переносили на своих плечах левиты из рода Каафа (Чис 3:31-32; Чис 4:4). Их было исчислено у Синая 2750 человек старше 30 лет и они при остановке стана располагались с южной стороны скинии.

Скиния и ее покрывала, две завесы и завесы двора со всеми веревками и кольями перевозили на повозках левиты из рода Гирсона, которых было исчислено 2630 человек (Чис 3:25-26; Чис 4:24). Они при остановке располагались с западной стороны скинии.

Самые тяжелые и громоздкие вещи — брусья, столбы, шесты и подножия перевозили на повозках левиты из сынов Мерари, которых было 3200 (Чис 3:36-37; Чис 4:31). Они располагались у скинии с северной стороны.

С восточной стороны скинии напротив входа в нее располагались Моисей, Аарон и его сыновья — священники (Чис 3:6-10, Чис 3:38).

От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона и установлена впервые на Ханаанской земле в Галгале (Нав 4:19), затем она была перенесена в Силом, где оставалась около 400 лет (Нав 18:1; Нав 19:51; Суд 18:31; 1Цар 1:3), затем оказалась в Номве (во времена Саула) (1Цар 21:1-6) и в Гаваоне (1Пар 21:29; 2Пар 1:3-5). После разрушения храма Навуходоносором она, по-видимому, была возобновлена в Массифе (см. Массифа, в).

Царь Давид, перенеся ковчег из Кириафиарима в Иерусалим, устроил там для него новую скинию (оставив старую на месте) (2Цар 6:17; 2Цар 7:2; 2Цар 12:20; 3Цар 1:39; 3Цар 2:28; 1Пар 15:1; 1Пар 16:1; 2Пар 1:4). Как видно из 1Пар 16:1, 1Пар 16:4; 1Пар 16:39 богослужения при Давиде происходили одновременно в двух скиниях. Позже Соломон при перенесении ковчега в храм также перенес в храм и новую скинию (3Цар 8:1-4, 3Цар 8:6; 2Пар 5:1-5, 2Пар 5:7), но дальнейшая судьба этой скинии и той, которая осталась в Гаваоне, не известна. (см. Гаваон, жертвенник, жертвенник для курений, завеса, ковчег, Массифа, в, светильник, святилище, святое, Святое-святых, Силом, стан, умывальник, хлебы предложения, храм)

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Большом Библейском Никифора Нюстрема Гёце
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter