1−2. Заботы об увеличении населения Иерусалима. 3−36. Список глав страны, живших в Иерусалиме и в городах Иудеи.
Неем 11:1. И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах.
В (Неем 7:4) сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внимание на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII-X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. — «И жили начальники народа в Иерусалиме». Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 110 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям (Сир 49:15) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Иуд Древн. XI, 5, 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. — В ст. 1-м Иерусалим называется святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков (Ис 48:2; Ис 52:1).
Неем 11:2. И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме.
Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.
Неем 11:3. Вот главы страны, которые жили в Иерусалиме, — а в городах Иудеи жили, всякий в своем владении, по городам своим: Израильтяне, священники, левиты и нефинеи и сыновья рабов Соломоновых; -
Начало ст. 3-го является надписанием следующего далее списка жителей Иерусалима и всей занятой иудеями области. «Вот главы страны» (hammedinah), т.е. Иудеи, как провинции (medinah) Персидского царства (1 Ездр. 2:1). Конструкция евр. текста стиха не ясна, и потому он переводится различно. Вместо нашего перевода «а в городах Иудеи» более правильно перевести «и в городах Иудеи» и считать эти слова и дальнейшие не вводным предложением. Тогда заглавие будет показывать, что следующий список заключает не одних жителей Иерусалима, а и жителей других городов.
Как в общем плане, так и в отдельных именах список (Неем 11) сходен с приводимым в (1Пар 9:1−44). Некоторые авторы (Моверс, Герцфельд) полагают, что оба списка относятся к одному и тому же времени, послепленному, причем список (1Пар 9:1−44) был редактирован несколько позднее (Неем 11) Сходство между списками объясняется при этом тем, что они заимствованы из одного источника, а различие — сравнительно позднейшей редакцией списка (1Пар 9:1−44). Более справедливо, однако, в данном случае мнение Кейля, который список 1 Паралипоменон относит к допленному времени, а кн. Неемии ко времени Неемии. Наличие списков Кейль объясняет изменением состава населения Иерусалима и Иудеи ко времени Неемии. Вместо трех родов Иуды (Уфая, Асаии и Иеуила), поименованных в (1Пар 9:4−6), в (Неем 11:4−5) называются только два — Афаии и Маасеи, которых можно отождествлять с Уфаей и Асаией (1Пар 9:4−5). Из четырех родов Вениаминова колена, названных в (1Пар 9:7−8), в (Неем 11:7) опять упоминаются два. Это объясняется, вероятно, тем, что некоторые роды остались в Вавилоне и не имели уже в послепленное время своих представителей в Иерусалиме. Общее число священников в (1Пар 9:13) определяется цифрой 1760, а в (Неем 11:12−14) — цифрой 1192. Имен левитов в кн. Неемии также названо менее, чем в 1 Паралипоменон. Из четырех фамилий привратников ( (1Пар 9:17) — Шаллум, Аккуб, Талмон и Ахиман) в (Неем 11:19) упоминаются только два первые. Наоборот, отдельные личности, принадлежащие времени Неемии, не называются в 1 Паралипоменон: таковы Иоиль, Иуда (Неем 11:9), Уззий (ст. 22), Шавфай, Иозавад (ст. 16). Недоумение при этом возбуждает то обстоятельство, что указываемые в (1Пар 9:1−44) числа, относящиеся к допленному времени, не превосходят значительно чисел (Неем 11).
Неем 11:4. в Иерусалиме жили из сыновей Иуды и из сыновей Вениамина. Из сыновей Иуды: Афаия, сын Уззии, сын Захарии, сын Амарии, сын Сафатии, сын Малелеила, из сыновей Фареса,
Список начинается с колена Иудина, представители которого распадались на два рода — Афаии из линии Фареса и Маасеи из линии Шелы. Линия третьего сына Иуды Зары, по-видимому, ко времени Неемии прекратилась.
Неем 11:5. и Маасея, сын Варуха, сын Колхозея, сын Хазаии, сын Адаии, сын Иоиарива, сын Захарии, сын Шилония.
Вместо «Шилония», имени невозможного в колене Иудином (от города Ефремова Салома), Риссель предлагает читать Шелания (от Шелы — ср. (Чис 26:20) ).
Неем 11:7. И вот сыновья Вениамина: Саллу, сын Мешуллама, сын Иоеда, сын Федаии, сын Колаии, сын Маасеи, сын Ифиила, сын Исаии,
Неем 11:8. и за ним Габбай, Саллай — девятьсот двадцать восемь.
В ст. 7−8 называются жившие в Иерусалиме два рода колена Вениаминова — род Саллу и род Габбая Саллая. В (1Пар 9:7−8) называются четыре линии колена Вениаминова, причем вместо Габбая поименован Ивния. Берто и Риссель предлагают и в ст. 8 читать это имя, предполагая, что Габбай-Саллай возникло по ошибке. Указанная в ст. 8 цифра 928, вероятно, относится только к роду Габбая.
Неем 11:9. Иоиль, сын Зихри, был начальником над ними, а Иуда, сын Сенуи, был вторым над городом.
В ст. 9 называются отдельно начальники колен Иудина и Вениаминова («над ними», т.е. над упомянутыми выше): Иоиль, сын Зихри, и Иуда, сын Сенуи. Вероятно, Иоиль принадлежал к колену Иудину, а Иуда был вениамитянином (1Пар 9:7−8). О Иуде замечается, что он был al hair mishne. Это замечание некоторые экзегеты понимают в том смысле, что Иуда был начальником над городом вторым в Иерусалиме, т.е. над частью города к западу от храмовой площади и к северу от среднего города (4Цар 22:14; Соф 1:10; 2Пар 34:22); Ср. Иуд Древн. XV, 11, 5). Но в таком значении mischne имело бы член (как в (4Цар 22:14) и (Соф 1:10) ), кроме того, оно обыкновенно употребляется о лицах второго ранга (4Цар 23:4; 1Цар 8:2; 1Цар 17:13; 1Пар 15:18). В виду этого и указанное замечание о Иуде правильнее понимать в том смысле, что он был в городе начальником второго ранга (LXX и слав.: «от града, вторый»).
Неем 11:10. Из священников: Иедаия, сын Иоиарива, Иахин,
Со ст. 10 начинается список священников. «Иедаия, сын Иоиарива, Иахин». По (1Пар 9:10), Иедаия не был сыном Иоиарива. Поэтому слово ben (сын) считается ошибочно попавшим в текст 10 ст. Так. обр., в ст. названы не два, а три священнических рода, действававшие уже в допленное время (1Пар 24:7, 17; 1Пар 9:10). Далее в ст. 11−14 названы позднее возникшие роды Сераии, Адаии и Амашсая.
Неем 11:11. Сераия, сын Хелкии, сын Мешуллама, сын Садока, сын Мераиофа, сын Ахитува, начальствующий в доме Божием,
Вместо Сераии в (1Пар 9:11) называется Азария. По мнению Рисселя, чтение (1Пар 9:11) более правильно. Но различие имен лучше, по-видимому, объяснять тем, что в допленное время, которое имеет в виду список 1 Паралипоменон 9 гл., известный род назывался именем Азарии, а после него стал уже носить имя Сераии (ср. Неем 10:2; Неем 12:1, 12).
Неем 11:12. и братья их, отправлявшие службу в доме Божием — восемьсот двадцать два; и Адаия, сын Иерохама, сын Фелалии, сын Амция, сын Захарии, сын Пашхура, сын Малхии,
В ст. 12 указано число принадлежавших народу Сераии. Имя Адаии, предполагают, заменяет имя Малхии (1Пар 24:9), а в (Неем 12:6−7) его должно разуметь под одним из двух Иедаий.
Неем 11:13. и братья его, гла́вы поколений — двести сорок два; и Амашсай, сын Азариила, сын Ахзая, сын Мешиллемофа, сын Иммера,
Число 242 обнимает не одних «глав поколений», потому что в таком случае число было бы слишком велико. Род Амашсая или по (1Пар 9:12) Маасея в (Неем 12:6), предполагают, упоминается под именем Шемаия.
Неем 11:14. и братья его, люди отличные — сто двадцать восемь. Начальником над ними был Завдиил, сын Гагедолима.
В (1Пар 9:13) общее число священников определяется цифрой 1760, а по (Неем 11:12−14) для послепленного времени эта цифра уменьшилась до 1192. — По ст. 14 начальником над священниками «был Завдиил, сын Гагедолима». Последнее имя понято LXX-ю в смысле прилагательного (gadol — великий), и отсюда получилось: ὑιὸς τῶν μεγάλων в слав. «Сохриил сын великих». В чем состояло начальствование Завдиила — неизвестно (ср. Иер 20:1−7).
Неем 11:15. А из левитов: Шемаия, сын Хашшува, сын Азрикама, сын Хашавии, сын Вунния,
Неем 11:16. и Шавфай, и Иозавад из глав левитов по внешним делам дома Божия,
Неем 11:17. и Матфания, сын Михи, сын Завдия, сын Асафа, главный начинатель славословия при молитве, и Бакбукия, второй по нем из братьев его, и Авда, сын Шаммуя, сын Галала, сын Идифуна.
Неем 11:18. Всех левитов во святом городе двести восемьдесят четыре.
Список левитских родов, из которых названы шесть.
Неем 11:16. и Шавфай, и Иозавад из глав левитов по внешним делам дома Божия,
Левитские роды Шавфая и Иозавада упоминаются в (Неем 8:7). Их обязанностью, по ст. 16, были внешние дела дома Божия, к числу которых, судя по (1Пар 26:29), относилось письмоводство, суд и заботы о нуждах культа и храмового персонала. Замечанием из глав левитов писатель желает отметить, что он говорит о Шавфае и Иозаваде не как об отдельных личностях, а как о представителях, по имени которых назывались известные роды.
Неем 11:17. и Матфания, сын Михи, сын Завдия, сын Асафа, главный начинатель славословия при молитве, и Бакбукия, второй по нем из братьев его, и Авда, сын Шаммуя, сын Галала, сын Идифуна.
Потомок Асафа Матфания упоминается еще в (1Пар 9:15), где деду его усвояется имя Зихрия (а не Завдия, как в ст. 17). Он был «главным начинателем славословия при молитве». Последнее замечание в греч. Ватик. отсутствует, а в тек. Алекс. и в нашем слав. еврейс. jehode понято в смысле собственного имени, откуда и получилось не имеющее смысла чтение слав.: «и Иуда молитвы».
Неем 11:18. Всех левитов во святом городе двести восемьдесят четыре.
В (1Пар 9:14−16) из левитов называются Шемаия, Бакбакар, Хереш, Галал, Матфания, Авдия, т.е. также шесть имен, из которых только два согласуются с упоминаемыми в (Неем 11:15−17). Вероятно, стоящие в последнем месте имена Бакбукия и Авда соответствуют Бакбакару и Авдии (1Пар 9:15−16). Указание общего числа левитов в 1 Паралипоменон 9 гл. отсутствует.
Неем 11:19. А привратники: Аккув, Талмон и братья их, содержавшие стражу у ворот — сто семьдесят два.
Имена привратников Аккува и Талмона упоминаются в (1Пар 9:17), где сообщаются и некоторые сведения о привратниках (1Пар 9:17−26). В (1Пар 9:22) число привратников определяется цифрой 212 (вместо 172), (Неем 11:19); вероятно, в 1 Паралипоменон указываются и привратники, жившие в городах.
Неем 11:20. Прочие Израильтяне, священники, левиты жили по всем городам Иудеи, каждый в своем уделе.
«Прочие израильтяне, священники, левиты жили по всем городам Иудеи». Из вавилонского плена возвратились преимущественно члены колена Иудина и Вениаминова, но им усвояется имя израильтян, так как они рассматриваются, как представители 12-ти колен, всего Израиля (1 Ездр. 2:70; 3:1; 6:16−17, 21; 7:7; Неем 2:10). Жили они во всех городах Иудеи, — не в области только колена Иудина, а во всей Иудее, каждый в своем уделе.
Неем 11:21. А нефинеи жили в Офеле; над нефинеями Циха и Гишфа.
Место жительства нефинеев указывается согласно с (Неем 3:26). Один из начальствовавших над нефинеями «Циха» упоминается еще в (1 Ездр. 2:43; Неем 7:46). Имя Гишфы, не встречающееся в других местах, вероятно, можно отождествить с именем Хасуфы, который в (1 Ездр. 2:43; Неем 7:46) поставляется вслед за Цихой.
Неем 11:22. Начальником над левитами в Иерусалиме был Уззий, сын Вания, сын Хашавии, сын Матфании, сын Михи, из сыновей Асафовых, которые были певцами при служении в доме Божием,
Неем 11:23. потому что от царя было о них особое повеление, и назначено было на каждый день для певцов определенное содержание.
Уззию, как видно из ст. 23, принадлежало не только начальствование в деле левитского служения, но и распределение назначенного певцам от царя содержания. Упоминание о царе должно относить к царю персидскому, а не к Давиду, организовавшему левитское служение.
Неем 11:24. И Петахия, сын Мешезавела, из сыновей Зары, сына Иуды, был доверенным от царя по всяким делам, касающимся до народа.
«И Петахия... был доверенным от царя (lejad hammelech) по всяким делам, касающимся до народа.» Судя по этому замечанию, Петахия был царским комиссаром в Иерусалиме, который имел постоянные сношения с царем и его правительством. Каково было его отношение к pechah (областеначальнику), неизвестно. Его служебная деятельность, может быть, состояла в том, что он должен был наблюдать за поступлением тех податей натурой и деньгами, которые из провинции должны были идти в пользу иудеев (Риссель). Петахия был из колена Иудина, но не из линии Фареса, из которой происходила фамилия Давида (1Пар 2:3−14).
Неем 11:25. Из живших же в селах, на полях своих, сыновья Иуды жили в Кириаф-Арбе и зависящих от нее городах, в Дивоне и зависящих от него городах, в Иекавцеиле и селах его,
Неем 11:26. в Иешуе, в Моладе и в Беф-Палете,
Неем 11:27. в Хацар-Шуале, в Вирсавии и зависящих от нее городах,
Неем 11:28. в Секелаге, в Мехоне и зависящих от нее городах,
Неем 11:29. в Ен-Риммоне, в Цоре и в Иармуфе,
Неем 11:30. в Заноахе, Одолламе и селах их, в Лахисе и на полях его, в Азеке и зависящих от нее городах. Они расположились от Вирсавии и до долины Енномовой.
По ст. 3-му, должно было бы ожидать в ст. 25−35 список глав или родов страны. Но писатель, очевидно для краткости, ограничивается тем, что называет местности, занятые иудеями, не упоминая о главах округов. «Из живших же в селах, на полях своих» (veel hachazerim bisedotham), с евр. точнее: «а что касается сел и полей». — Все названные в ст. 25−29 местности, за исключением неизвестной Иешуи (ст. 26) и Мехона (ст. 28), упоминаются уже в (Нав 15:20−62), как города Иудины. Границами занятой иудеями территории в 30 ст. представляются Вирсавия на севере и Енномова долина на юге от Иерусалима. По (Нав 15:8) Енномова долина и в глубокой древности составляла границу между Иудой и Вениамином.
Неем 11:31. Сыновья Вениаминовы, начиная от Гевы, в Михмасе, Гае, в Вефиле и зависящих от него городах,
Неем 11:32. в Анафофе, Нове, Анании,
Неем 11:33. Гацоре, Раме, Гиффаиме,
Неем 11:34. Хадиде, Цевоиме, Неваллате,
Неем 11:35. Лоде, Оно, в долине Харашиме.
Местности, занятые коленом Вениаминовым. Большей частью называются те, которые упоминаются уже в (1 Ездр. 2:21−35). Исчисление начинается с Гивы. По (4Цар 23:8, Зах 14:10) Гива лежала на северной границе южного царства, на расстоянии около 3 ч. пути к северу от Иерусалима. Это нынешняя Джибия в вади Эль-Джиб. — Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рассматр. стихах в числе занятых иудеями городов не называются Иерихон, Мицфа и Гаваон (ср. Неем 3:2, 7). Вообще список занятых местностей, приводимый в (Неем 11:25−35), отличается от списка (1 Ездр. 2:21−35; Неем 7:25−38). Это отличие можно объяснять не только вероятной порчей текста, но и тем, что население не успело еше твердо осесть на известных местах и переходило на другие.
Комментарии Лопухина на книгу Неемии, 11 глава. Толковая Библия Лопухина.
Public Domain.
Общественное достояние.