Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (Пс 34:7, 12−15, 19, 20) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (Пс 34:4), строили против него козни (Пс 34:7, 20). Подобным положение Давида было при Сауле.

Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1−6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7−10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11−16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17−21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22−28).

Пс 34:1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» — образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов.

Пс 34:2. возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

Пс 34:3. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»

Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву.

Пс 34:5. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

Пс 34:6. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

«Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» — указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. — «Путь их темен и скользок» — их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

Пс 34:10. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

«Все кости мои скажут». Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного.

Пс 34:11. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1Цар 24:8−10.

Пс 34:12. воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

«Сиротством душе моей» — оставленность Давида со стороны близких ему людей.

Пс 34:13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Пс 34:14. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. — «Молитва моя возвращалась в недро мое» — выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь («недро») головою, или в смысле — моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней.

Пс 34:15. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

Пс 34:16. с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним.

Пс 34:17. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.

«Львы» — изображение кровожадности врагов, «одинокую мою» душу — меня одинокого.

Пс 34:20. ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

«Мирные земли», это Давид и немногие его приверженцы, они — мирные, ни на кого не злоумышляющие и не поднимающие волнений среди народа.

Пс 34:21. расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

«Расширяют... уста» — широко улыбаются при виде моих бедствий.

Пс 34:23. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

«Пробудись для суда моего» — восстань на мою защиту и на осуждение моих врагов.

Пс 34:24. Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

«Суди меня по правде Твоей» — по всей справедливости Твоей. Давид смело взывает к суду Божьему, так как сознает свою полную невиновность пред Ним.

Пс 34:25. да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

Не дай восторжествовать надо мною тем, которые стараются поглотить меня и для которых моя гибель была бы полным удовлетворением их злого желания («по душе нашей» — по нашему желанию).

Пс 34:27. Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

«Да радуются и веселятся желающие правоты моей» — спаси меня от врагов, чтобы доставить радость тем, кто желает, чтобы моя правда восторжествовала над неправдой врагов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 34. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Псалтирь, псалом 34 в переводах:
Псалтирь, псалом 34, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.