Библия » Лопухин Толковая Библия Лопухина

1 Царств 14 1-я Царств 14 глава

Поражение филистимлян. Удачные для евреев войны с моавитянами, аммонитянами, амаликитянами и др.

1Цар 14:13. И начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали Филистимляне пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним.

1Цар 14:14. И пало от этого первого поражения, нанесенного Ионафаном и оруженосцем его, около двадцати человек, на половине поля, обрабатываемого парою волов в день.

1Цар 14:15. И произошел ужас в стане на поле и во всем народе; передовые отряды и опустошавшие землю пришли в трепет [и не хотели сражаться]; дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа.

1Цар 14:16. И увидели стражи Саула в Гиве Вениаминовой, что толпа рассеивается и бежит туда и сюда.

1Цар 14:17. И сказал Саул к народу, бывшему с ним; пересмотрите и узнайте, кто из наших вышел. И пересмотрели, и вот нет Ионафана и оруженосца его.

1Цар 14:18. И сказал Саул Ахии: «принеси [кивот] Божий», ибо кивот Божий в то время был с сынами Израильскими..

1Цар 14:19. Саул еще говорил к священнику, как смятение в стане Филистимском более и более [распространялось и] увеличивалось. Тогда сказал Саул священнику: сложи руки твои.

1Цар 14:20. И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого обращен был против ближнего своего; смятение было очень великое.

1Цар 14:21. Тогда и Евреи, которые вчера и третьего дня были у Филистимлян и которые повсюду ходили с ними в стане, пристали к Израильтянам, находившимся с Саулом и Ионафаном;

1Цар 14:22. и все Израильтяне, скрывавшиеся в горе Ефремовой, услышав, что Филистимляне побежали, также пристали к своим в сражении.

1Цар 14:23. И спас Господь в тот день Израиля; битва же простерлась даже до Беф-Авена. [Всех людей было с Саулом до десяти тысяч, и битва происходила по всему городу на горе Ефремовой.]

Подвергшись быстрому и ловкому нападению, филистимляне пришли в ужас и, вообразив, что по беспечности подпустили к себе целый отряд неприятеля, скрытый ущельем гор: (1Цар 14:4−6), ударились в дикое бегство, произвели страшный переполох в лагере при Михмасе и смутили прочие филистимские отряды. Смятению филистимлян содействовало еще и то обстоятельство, что в их войске было много евреев. Ободренные благоприятным оборотом дела, они обнажили мечи против своих утеснителей. К ним присоединились и те из израильтян, которые в начале филистимского нашествия в страхе попрятались было в ущелья и ямы (см. прим. к 1Цар 13:6−7). «Тогда сказал Саул священнику» (Ахии): «сложи» (молитвенно) «руки твои» (ст.19), дабы через посредство святыни (ст.18) уразуметь нам волю Божию. «И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним» (ст.20): Господь дал понять евреям, что филистимляне преданы в руки их. Само собой понятно, что, удостоверившись в происшедшем смятении филистимлян, Саул бросился со своим войском довершать поражение неприятелей и преследовал их от Михмаса до Беф-Авена (Аиалона).

1Цар 14:24. Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.

1Цар 14:25. И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мед.

1Цар 14:26. И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мед. Но никто не протянул руки своей ко рту своему, ибо народ боялся заклятия.

1Цар 14:27. Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.

1Цар 14:28. И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: «проклят, кто сегодня вкусит пищи»; от этого народ истомился.

1Цар 14:29. И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду;

1Цар 14:30. если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение Филистимлян?

1Цар 14:31. И поражали Филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился.

1Цар 14:32. И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью.

1Цар 14:33. И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень.

1Цар 14:34. Потом сказал Саул: пройдите между народом и скажите ему: пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу, и заколайте здесь и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью. И приводили все из народа, каждый своею рукою, вола своего [и свою овцу] ночью, и заколали там.

«Саул весьма безрассудно заклял весь народ». Последствия необдуманного заклятия Саулом своих воинов сказалось очень скоро. «Первым результатом его было то, что клятва была нарушена, и именно тем, кто всего более думал о преследовании неприятелей, всего более содействовал их поражению — героем дня, царевичем Ионафаном, не знавшим о заклятии. Когда наступил вечер, изголодавшийся народ с остервенением бросился на филистимскую добычу — мелкий и крупный скот — и предался кровавой еде почти сырого, дымящегося мяса, в противность прямому постановлению закона (Втор 12:16:23). Так что для прекращения беспорядка Саул принужден был лично наблюдать за надлежащим приготовлением для еды каждого животного» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 51−52).

«И просветлели глаза его» (27 ст.), померкнувшие от утомления и голода.

«Смутил отец мой землю» (29 ст.), дав неосторожную клятву.

«Привалите ко мне теперь большой камень» (33 ст.) и затем «пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу и заколайте здесь» (на камне) «и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью» (34 ст.).

1Цар 14:35. И устроил Саул жертвенник Господу: то был первый жертвенник, поставленный им Господу.

Замечание, очень характерное для личности Саула: только теперь, восторжествовав над врагами, Саул почувствовал потребность самостоятельного жертвоприношения Господу Богу, без побуждения на то со стороны пророка Самуила (1Цар 10:8:13.8).

1Цар 14:36. И сказал Саул: пойдем в погоню за Филистимлянами ночью и оберем их до рассвета и не оставим у них ни одного человека. И сказали: делай все, что хорошо в глазах твоих. Священник же сказал: приступим здесь к Богу.

«Приступим здесь к Богу», дабы узнать Его волю.

1Цар 14:37. И вопросил Саул Бога: идти ли мне в погоню за Филистимлянами? предашь ли их в руки Израиля? Но Он не отвечал ему в тот день.

«И вопросил Саул Бога», через посредство Святыни Господней (см. 1Цар 14:18−19).

1Цар 14:38. Тогда сказал Саул: пусть подойдут сюда все начальники народа и разведают и узнают, на ком грех ныне?

«На ком грех ныне», препятствующий нам узнать волю Господню?

1Цар 14:39. ибо, — жив Господь, спасший Израиля, — если окажется и на Ионафане, сыне моем, то и он умрет непременно. Но никто не отвечал ему из всего народа.

«Но никто не отвечал ему из всего народа». Народ, несомненно, знал о нарушении Ионафаном Саулова заклятия (1Цар 14:27−30), но, сознавая безрассудство этого заклятия (1Цар 14:24) и питая вполне законное чувство любви и благодарности к герою дня Ионафану, которому, видимо, сам Бог помогал в одолении врагов (1Цар 14:42, 45), решил не допустить Саула до совершения другого, еще худшего, безрассудства. «И освободил народ Ионафана, и не умер он» (1Цар 14:45).

1Цар 14:47. И утвердил Саул свое царствование над Израилем, и воевал со всеми окрестными врагами своими, с Моавом и с Аммонитянами, и с Едомом [и с Вефором] и с царями Совы и с Филистимлянами, и везде, против кого ни обращался, имел успех.

«Моав» — на восточном берегу Мертвого моря; «Аммон» — в южных пределах восточного Заиорданья; «Вефор» — одно из неизвестных в настоящее время племен; «Сова» (или Сува, Цоба) — государство в Сирии; «филистимляне» занимали юго-западный угол Ханаана.

1Цар 14:52. И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. И когда Саул видел какого-либо человека сильного и воинственного, брал его к себе.

«Брал его к себе», в ополчение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на первую книгу Царств, 14 глава. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.