Библия » МакАртур2 Серия комментариев МакАртура

1 Коринфянам 6 1 Коринфянам 6 глава

Запрещение тяжб

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (6:1−11).

Коринфские верующие были так увлечены человеческой философией и так настаивали на том, чтобы верить во что им угодно и делать что им угодно, что они разделились, рассорились и вели исключительно безнравственный образ жизни. Их жизнь вновь сползла в старую колею, они вернулись к прежнему образу мыслей, к прежнему поведению, и образ праведности, выражающий нового внутреннего человека, созданного согласно божественной природе, был так от их соседей-язычников. А приведенные выше стихи обнаруживают, что они еще и завидовали друг другу, угрожали своим братьям по вере и отнимали друг у друга выгодные дела и прибыль. Они дошли до того, чтобы таскать друг друга в суд — и к тому же в мирской, языческий суд. Они вывешивали свое «грязное белье» напоказ перед всем миром.

В том, что касается судопроизводства, ситуация в Коринфе была, вероятно, подобна афинской, где судебные процессы были вполне обычным, повседневным явлением. Подать в суд для афинян было чем-то вроде спорта, состязания или, даже, развлечения. Один древний автор утверждал, что по манере говорить каждый житель Афин был юристом. Когда в этом городе между двумя сторонами возникало какое-нибудь разногласие, которое они не могли разрешить сами, первым делом они обращались за помощью к частным арбитрам. Каждая из сторон назначала арбитром незаинтересованное в этом деле частное лицо, и двое арбитров, вместе с третьим, нейтральным, брались за разрешение спора. Если им это не удавалось, дело передавалось в суд сорока, который назначал каждой стороне общественного арбитра. Интересно отметить, что каждый афинский гражданин должен был служить арбитром в течение шестидесятого года своей жизни. Если же и общественному третейскому суду не удавалось решить это дело, оно передавалось в суд присяжных. Этот суд состоял из присяжных заседателей, которых было от нескольких сотен до нескольких тысяч. Каждый гражданин старше 30 лет должен был служить присяжным. Большинство афинских граждан постоянно участвовали в юридических делах того или иного рода, — то ли в качестве одной из судящихся сторон, то ли в качестве арбитра, то ли в качестве присяжного.

Коринфяне так привыкли спорить, дискутировать и таскать друг друга в суд до того, как были спасены, что они принесли эти эгоистические привычки и в свою новую христианскую жизнь. Это было не только неправильно в духовном отношении, но и практически в этом не было необходимости.

Иудеи в течение столетий разрешали свои споры либо частным образом, либо в судах при синагогах. Они отказывались выносить свои тяжбы на рассмотрение языческого суда. По их мнению, поступать так — значило бы подразумевать, что Бог, применяющий Свои собственные библейские принципы через Свой избранный народ, не способен разрешать любые споры и затруднения. Идти в языческий суд — рассматривалось как богохульство. И греческие, и римские власти позволяли Иудеям продолжать поступать таким образом, и не только в Палестине, но и за ее пределами. По римским законам иудеи могли судить сами почти любое преступление и выносить почти любой приговор, кроме смертного. Как мы знаем из суда над Иисусом, у Синедриона было право заключить Иисуса в темницу и бить Его, сколько угодно, но им требовалось разрешение Рима, представленного Пилатом, чтобы осудить Его на смерть.

Поскольку римляне рассматривали христиан как иудейскую секту, коринфские верующие, вероятно, имели право разрешать свои тяжбы между собой. Однако многие из них решали преследовать друг друга судебным порядком, — в синагогах перед иудейскими судьями или в языческих публичных судах, возможно, потому, что они не надеялись на такие же благоприятные для себя приговоры от своих единоверцев. Публичные судебные процессы были еще одним проявлением их плотских наклонностей, еще одним кусочком закваски (5:6−8), который они оставили в своей новой жизни во Христе.

Вступая в конфликт с этим злом в коринфской церкви, Павел говорит, что их ложное поведение основывалось на непонимании трех аспектов: они не понимали, каким было их истинное положение по отношению к миру, как они должны были относиться друг к другу и каким характером в отношении Божьих норм праведности они должны были обладать.

ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХРИСТИАН

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы судить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом пред неверными» (6:1−6).

Слово «дело» — это перевод греческого выражения, состоящего из трех слов (из существительного, глагола и предлога) которое обычно употреблялось, когда речь шла о судебной тяжбе. С другим — буквально переводится как «с соседом». Слово «нечестивые» не описывает моральный характер кому христиане приносили свои тяжбы, а относится к духовному положению этих людей: общественные арбитры и присяжные были неспасенными и поэтому неоправданными или неправедными. Христиане приносили свои судебные тяжбы на рассмотрение неверующих, что шокировало и глубоко огорчало Павла. Поскольку ответ он уже знал, вопрос его был риторическим. Этим вопросом он хотел сказать коринфянам: «Как же это возможно? Неужели это — правда, что некоторые у вас судятся друг с другом, и притом, даже, в публичных, языческих судах?» Глагол «толмао» (смеет) стоит в настоящем времени, указывая на продолжающуюся реальность.

Павла заботило не то, что верующие в публичных судах не получат беспристрастного судебного разбирательства, — е исключено, что их будут там судить не менее беспристрастно, чем их судили бы единоверцы. Павла заботило, что коринфяне имели так мало уважения к авторитету церкви и к ее способности разрешать разногласия в своей собственной среде. Христиане — это члены тела Самого Христа, и в них пребывает Его Дух. Христиане — это святые, освященные Божии, которые «в Нем... обогатились всем», которые не имеют «недостатка ни в каком даровании» (1:2−7). «Как, — спрашивает Павел, — вам могло только в голову прийти выносить свой сор из избы, выносить свои ссоры из семьи на всеобщее рассмотрение?» У народа Божьего ведь нет недостатка ни в чем, — у него есть доступ к источникам истины, мудрости, беспристрастности, справедливости, любви, доброты, великодушия и понимания.

Христиане не должны таскать других христиан по мирским судам. Когда мы таким образом отдаем самих себя под власть мира, мы признаемся, что мы неправы — ни мыслями, ни делом. Верующие, которые идут на суд с неверующими, больше озабочены местью или выгодой, чем единством Тела и славой Иисуса Христа. Споры между христианами должны разрешаться самими христианами и в христианской среде. Если мы, будучи христианами, обладая всеми чудесными дарами и источником сил во Христе, не можем разрешить, кто прав, кто виноват, — то как же мы можем ожидать, что это смогут неверующие? Павел настаивает на том, что христиане способны разрешать споры, и притом всегда. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? «Если однажды вы собираетесь сидеть в верховном Божьем суде, судящем весь мир, разве нет у вас права разбирать и судить мелкие, повседневные споры, которые случаются между вами сейчас?»

Следует заметить, что термин «дела» может быть переведен также и как «судебные тяжбы».

Когда Иисус Христос вернется, чтобы установить Свое Тысячелетнее Царство, все верующие, за все годы христианской истории, будут Его сопроводителями, сидящими вместе с Ним на Его престоле (Откр 3:21; ср. Дан 7:22). В обязанности соправителя будут входить и обязанность судить мир. У апостолов будет особая власть, они сядут «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Но каждый верующий так или иначе будет участвовать в этом. Тот, «кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Откр 2:26−27).

Если святые однажды будут помогать судить всю землю, они, конечно, способны судить самих себя внутри церкви сейчас. Будущее правление будет основываться на абсолютной приверженности Слову Божьему и на истинно благочестивых качествах характера, — а ведь все это доступно верующим уже и сейчас. Во время будущего Царства нам не будут даны новые принципы мудрости и справедливости, отличные от тех, которые мы открываем для себя в Писании сейчас.

Однако, коринфские христиане не только не правили сами, но и выходили на позорище перед неверующими, выставляя напоказ свою гордость, свои плотские наклонности, свою жадность и ожесточение перед целым миром, — перед тем самым миром, который они однажды призваны будут судить и которым они должны будут праведно управлять.

Верующие однажды будут судить даже ангелов. О том, каких именно ангелов мы будем судить, Библия ясно не говорит. Падших ангелов будет судить Господь (2Пет 2:4; Иуд 1:6), но нам не сказано, будут ли верующие участвовать в этом суде. Греческое слово (крино), переведенное как «судить», может означать также «править» или «управлять». Это, конечно, и было бы подходящим значением, если бы мы получили власть над святыми ангелами, ведь на них не будет греха, за который их можно было бы судить. С догматической уверенностью об этом говорить трудно, но я склонен думать, что прославленные верующие будут помогать судить падших ангелов и каким-нибудь образом управлять, святыми ангелами. Если Христос был возвышен над всеми ангелами (Еф 1:20−23), и если мы — в Нём и подобны Ему, и если мы будем царствовать вместе с Ним, то, по-видимому, мы будем иметь и часть Его авторитета. Независимо от того каким будет небесное правление и его сфера, Павел подчёркивает, что если в будущем веке мы должны будем судить мир и править миром и ангелами, то уж тем более, руководствуясь Писанием и с помощью Святого Духа, мы способны разрешать любые тяжбы между собою сейчас.

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви. Различные переводы, содержащиеся в английских версиях, наводят на мысль, что стих 4 труден для перевода. И мы не должны догматично подходить к конкретному значению этих слов. Но основной смысл ясен: невообраззимо, чтобы те, кто будет править н вечности, имея сейчас, на земле, ссоры и споры, пытались разрешить их через суды, руководимые неверующими, прибегали к помощи людей, ничего не значущих в церкви. Если из среды христиан две стороны не могут согласиться между собой, они должны попросить товарищей-христиан решить это дело за них, и они должны быть готовы принять вынесенное товарищами решение и твердо придерживаться его. Верующий, даже самый бедный в том, что касается образования, но ищущий совета у Божьего Слова и у Святого Духа, гораздо более способен разрешать споры между товарищами-единоверцами, чем самый высокообразованный и самый опытный судья-неверующий и лишенный божественной истины. Поскольку мы во Христе, мы стоим над миром и, даже, над ангелами. И, разрешая возникающие в нашей среде споры своими силами, мы даем миру свидетельство о питающем нас источнике сил, о нашем единстве, сог ласии и смирении. А если мы обращаемся в публичный суд, мы свидетельствуем о противоположном.

Павел стыдился поведения тех, кого он учил и среди кого он служил. Они и без его новых упреков уже знали о том, что вести себя подобным образом недостойно христиан. К стыду вашему говорю. И с нотой сарказма он продолжает: «неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными.» Самым характерным для братьев-христиан признаком должна быть любовь. Иоанн абсолютно недвусмысленно говорит: «всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» (1Ин 3:10−11), Однако, любовью коринфские братья и сестры не отличались. Они вели себя как неспасенные, а ведь христианин без любви — это «медь звенящая или кимвал звучащий», он, по сути дела, «ничто», — как напоминает им Павел несколькими главами ниже (13:1−2).

В нашем обществе иногда оказывается невозможным избежать того, чтобы не прибегать к мирскому суду, когда речь идет о ссоре относительно прав и собственности. Но даже в таких исключительных случаях, когда христианин неизбежно оказывается перед судом с товарищем по вере, его целью должно быть прославлять Бога, а не добиваться эгоистичной выгоды. Общее правило таково: не ходи судиться с единоверцем, но разрешай спор среди товарищей-христиан.

ИСТИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХРИСТИАН

«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (6:7−8).

Христиане, которые подают в суд на других христиан, в духовном отношении терпят поражение даже до того, как их дело будет выслушано. Уже сам тот факт, что они имеют тяжбы, это знак морального и духовного поражения, — это унизительно (по-гречески «хетша»). Верующий, который подает в суд на единоверца — по какой бы то ни было причине, — всегда проигрывает дело в глазах Бога. Он уже потерпел духовное поражение. Если он пытается достичь желанного через суд, руководимый неверующими, это значит, что он — эгоистичен и не доверяет силе, мудрости и труду Бога.

На самом деле христиане должны относиться к этому так: лучше... оставаться обиженными, лучше... терпеть лишения, чем судиться с единоверцем. Намного лучше потерпеть убыток в деньгах, чем потерпеть убыток в духовном отношении. Даже если по закону мы явно правы, у нас нет морального и духовного права настаивать на своем законном праве перед публичным судом. Если брат обидел нас чем-нибудь, мы должны простить ему и оставить исход этого дела в руках Божьих. Бог может дать, Он может и взять. Он обладает высшей властью, Его воля, Его намерения и в том, что мы выигрываем, и в том, что мы теряем. Нам следует с благодарностью принимать и то, и другое.

Когда Петр спросил Иисуса, сколько раз он должен прощать брату, согрешающему против него, Господь ответил: «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:21−22), — это выражение обозначает неограниченное количество. Чтобы объяснить это, Иисус рассказал ученикам притчу о непрощающем рабе. После того, как царь простил ему огромный, неоплатный долг, этот человек отказался простить такому же рабу, как он сам, небольшую сумму. За это разгневанный царь «отдал его истязателям». Иисус сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений его» (23−35), Поскольку Бог во Христе простил каждому из нас такой огромный грех против Себя, ни один христианин не имеет права не прощать других, а особенно единоверцев. Если он не прощает другим, Господь отдаст его на наказание, пока он не покается или не будет устранен.

Если нас обижают или мы терпим лишения, нам следует прощать, а не ожесточаться. Если мы не можем убедить брата поступить правильно, и если он не послушается единоверцев, лучше, если мы потерпим убыток или несправедливость, чем если мы возбудим против него судебное дело. «Не противься злому, — говорит Христос, — но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5:39−40). Вопреки мирской мудрости, лучше, когда против тебя возбуждают дело и ты теряешь, чем самому возбудить дело и выиграть. В духовном отношении для христианина невозможно подать в суд и выиграть. Когда мы несправедливо лишаемся чего-либо, мы должны положиться на заботу Бога, Который способен обратить это к добру для нас и к Своей славе.

Один мой друг, адвокат по профессии, говорит, что гот за годом он советовал десяткам христиан прекратить тяжбы, которые они возбуждали друг против друга. Примерно и 90% случаев он добился успеха. И он заметил, что все без исключения верующие, прекратившие тяжбы, были благо словлены. И так же без исключения все те, кто настаивал на разрешении своих споров в суде, стали ожесточенными и обидчивыми, — независимо от того, проиграли ли они свое дело или выиграли его. Если они обращались в суд, духовно они всегда терпели поражение.

Господь знает потребности Своих детей, Он проследит за тем, чтобы мы имели то, что нам нужно. А нам надо искать «прежде Царства Божия и правды Его, и это вся приложится» нам (Мф 6:33). Первым делом христианин должен заботиться не о том, чтобы защищать свои владения или свои права, а о том, чтобы защищать свои взаимоотношения с Господом и со своими единоверцами.

ИСТИННЫЙ ХАРАКТЕР ХРИСТИАН

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (6:9−11).

Намерение Павла — не в том, чтобы перечислить грехи, указывающие на то, что человек теряет свое спасение. Скорее, здесь он перечисляет типы грешников, характерные для неспасенных. Те люди, чья жизнь полностью подчиняется таким грехам, не спасены, — а потому они неправедные, неоправданные. Они Царства Божия не наследуют, потому что они неправы перед Богом. Они вне Царства — вне сферы спасения.

Как эти стихи отнести к верующим, — догадаться нетрудно. «Так почему же, — спрашивает Павел коринфян, — вы продолжаете жить как неспасенные, как неоправданные? Почему же вы продолжаете сползать в колею вашей старой жизни — той жизни, от которой вас спас Христос? Почему вы поступаете согласно старым меркам и нормам поведения, почему вы следуете все тем же эгоистичным, неблагочестивым побуждениям? Вам следует отделиться от путей мира сего, а не следовать им. И, прежде всего, почему со своими бедами вы идете в мирские суды?»

Верующий — это новое творение (2Кор 5:17), существо, обладающее новой, сокровенной личностью, созданной по подобию Божьему (2Пет 1:4), которой не свойственна больше непробиваемая нечестивость. Но в душе непослушного христианина плоть может верховодить, причем до такой степени, что на вид он не будет отличаться от неверующего.

Грехи, перечисленные в ст. 9−10, отнюдь не исчерпывают всего списка. Они лишь представляют собой основные типы грехов, характерные для нечестивых. Ничего подобного не должно быть в благочестивом обществе искупленных.

Слово блудники относится к половой безнравственности в целом и к половой безнравственности неженатых в особенности. Писание постоянно осуждает такое поведение. Но этот грех весьма характерен для нашего современного общества. Его изображают и превозносят в книгах, в журналах, и кинофильмах и по телевидению как норму человеческого поведения. Но блудодеяние в любой форме — это мерзость для Бога, и оно должно быть мерзостью для Его народа. Люди, постоянно предающиеся этому греху и защищающие его, не могут принадлежать Богу, поскольку наследники Царства не предаются блуду и не защищают его. Истинные верующие могут заниматься блудом, но, как бы глубоко они в этом ни погрязли и как бы слабы они ни были, в глубине души они сознают, что это — зло. (См. Рим 7:15−25, где Павел рассуждает о конфликте между желанием греха и угрызениями совести).

Слово идолослужители относится ко всем, поклоняющимся любым ложным богам и приверженным любой ложной религиозной системе, а не только к тем, кто кланяется идолам. Наше общество никогда еще не было до такой степени завалено многочисленными воззваниями ложных религий и сект, никогда еще не было так влюблено в них, как в наши дни. Никакие верования, никакие проповеди или религиозные ритуалы не кажутся слишком эксцентричными, чтобы не найти себе последователей.

Слово прелюбодеи относится конкретно к женатым, вступающим в половые связи вне брачного союза. Поскольку брак свят, это особо гнусный грех в глазах Божьих. Ветхий Завет требует карать за него смертью. Этот грех не только развращает тех, кто в нем участвует, но и губит семью. Он пятнает уникальные, Богом установленные взаимоотношения между мужем и женой, и он неизбежно причиняет вред их детям. И это, только первые результаты этого греха.

Слова малакии и мужеложники относятся к тем, кто портит нормальные половые отношения между мужчинами и женщинами, подменивая половые роли. К этим грехам относятся трансвестизм, изменения пола, гомосексуализм и другие половые извращения. Человек — уникальное Божье творение, созданное по Его Собственному образу, был сотворен как мужчина и женщина (Быт 1:27). Господь строго запрещает затушевывать различия между мужчинами и женщинами, а тем более менять половые роли: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие» (Втор 22:5). В оригинале этого стиха, по древнееврейски, здесь употреблены термины, указывающие на нечто большее, чем одежда: здесь имеется в виду более широкое понятие, включающее в себя любой инструмент, утварь или прибор.

Гомосексуализм осуждается на протяжении всего Писания. Этот грех был типичен для Содома, термин «содомия» стал синонимом гомосексуализма. Мужчины в Содоме пылали извращенными половыми желаниями, и однажды они окружили дом Лота, требуя, чтобы тот выдал им двух ангелов (пришедших в виде мужчин), — они хотели «познать их» (Быт 18:4−5). Бог полностью истребил Содом и Гоморру, потому что их грех был «тяжел весьма» (18:20). С тех пор слово «содомия» означает половое извращение, а выражение «Содом и Гоморра» — моральную испорченность. Для верующих эти термины стали означать также и Божью ненависть к моральной испорченности и Божью кару за нее.

К тому времени, когда жил Павел, гомосексуализм был повсеместно распространен — и в Греции, и в Риме. В своем комментарии к этому отрывку Уильям Беркли сообщает, что Сократ был гомосексуалистом, и Платон, вероятно, тоже. Диалог Платона «Пир» — это трактат, прославляющий гомосексуализм. Нерон, который правил примерно в то же время, когда Павел писал это послание к коринфянам, имел мальчика по имени Спорис, которого кастрировали для того, чтобы он мог стать «женой» императора, в добавление к его естественной жене. После того, как Нерон умер, мальчика передали одному из наследников императора, Ото, для употребления с той же самой целью.

Смешение половых ролей, как и прелюбодеяние, — особое зло, потому что оно губительно сказывается на семейных отношениях. Оно портит библейский замысел о семье, библейские нормы авторитета и подчинения внутри семьи, и тем самым тормозит передачу благочестия от одного поколения к другому Самые нечестивые общества в человеческой истории были поражены этим недугом — извращением половых ролей, несомненно, потому, что сатана так упорно старается погубить семью. Церкви, которые во имя любви защищают гомосексуализм и смотрят сквозь пальцы на служителей-гомосексуалистов, на их «браки» и общины, не только извращают Божьи нормы морали, но и подбивают ко греху других членов своих общин. Поощрение греха никакого отношения к любви не имеет. Воистину любить их — не значит делать то, что им угодно, а значит делать то, что угодно Богу. «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Ин 5:2−3). Примирение с грехом никогда не может быть делом любви — ни любви к Богу, ни любви к тем, с чьими грехами мы примиряемся.

Слова воры и лихоимцы описывают один и тот же, лежащий в основе, грех — грех жадности. Жадный желает того, что принадлежит другим, а вор действительно берет Жадность — это проявление эгоизма, и, как всякий эгоизм, она никогда не может насытиться. Жадному надо все больше и больше. В наши дни трудно найти человека, — даже среди христиан, — который удовлетворялся бы своими доходами и владениями. Но жадность — не то, чем отличаются наследники Царства. В христианской жизни жадности места нет.

Слово пьяница в дополнительных объяснениях не нуждается. Подобно другим грехам, перечисленным здесь, почти всегда этот грех ведет к серьезным бедам, когда Божье имя и Слово подвергаются презрению и насмешкам. В наши дни алкоголизм распространился даже среди школьников. Становится все больше алкоголиков среди детей в возрасте до десяти лет и подростков, как и среди старших. Тот вред, который алкоголь наносит и отдельным людям, и их семьям, измерить невозможно.

Злоречивые — это те, кто губят людей длинными языками. Эти люди ранят словами. Бог не считает их грех второстепенным, потому что он исходит из сердец, полных ненависти, и причиняет боль тем, на кого злоречивые нападают, губит их и доводит до отчаяния.

Хищники — это те, которые воруют окольными путями. Они нечестивыми уловками отбирают у других преимущества ради собственной выгоды. Вымогатели, растратчики, мошенники, получающие деньги обманным путем, внушая доверие своим жертвам, посредники, продающие испорченные товары или предлагающие несуществующие службы, лица, помещающие фальшивые объявления, как и хищники других родов и оттенков в наши дни распространены так же, как и во времена Павла.

И такими были некоторые из вас, — продолжает Павел. В коринфской церкви, как и в сегодняшних церквах, были бывшие блудники, бывшие прелюбодеи, бывшие воры и так далее. Хотя многие христиане и не грешили теми конкретными грехами, которые перечислены в этом отрывке, каждый христианин до спасения грешил. Каждый христианин — бывший грешник. Христос и пришел для того, чтобы спасти грешников (Мф 9:13). В этом — великая истина христианства: нет грешника слишком закоренелого, слишком долго предающегося греху, чтобы он не мог быть спасен. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20). Но некоторые, прекратив быть грешниками на некоторое время, вновь вернулись к своим прежним привычкам.

Павел трижды использует слово «но» — («алла» — самый сильный в греческом языке противительный союз), чтобы подчеркнуть контраст между христианской жизнью и жизнью мирской, которую он только что описывал. Но омылись, но освятились, но оправдались. Безразлично, на какой ступени они находились до того, как были спасены. Бог может спасти грешника от любого греха и от всех греков, вместе взятых. Но совсем не безразлично, каким стал верующий после спасения. Он должен жить жизнью, соответствующей его очищению, его освящению и оправданию. Его христианская жизнь должна быть чиста, свята и праведна. Новая жизнь во Христе приводит к новому образу жизни и требует нового образа жизни.

Слово омылись говорит о новой жизни, о возрождении. Иисус «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5). «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор 5:17). «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Еф 2:10). Когда человек омыт Христом, он рождается заново (Ин 3:3−8).

Освятились — это слово говорит о новом поведении. Быть освященным — значит, что тебя внутренне сделали святым и ты способен силою Святого Духа, жить и внешне праведной жизнью. Пока человек не спасен, он не имеет святой природы и не имеет способности вести святую жизнь. Но во Христе нам дана новая природа, и мы теперь можем вести новый образ жизни. Абсолютное преобладание греха разбито и замещено жизнью святости. Своими плотскими склонностями и грехами коринфяне мешали этой Божьей работе.

Оправдались — это слово говорит о новом положении верующих перед Богом. Во Христе мы одеты в Его праведность, и теперь Бог видит в нас праведность Своего Сына, — место наших грехов. Христова праведность теперь зачисляется на наш счет (Рим 4:22−25). Мы объявлены и мы сделаны праведными, святыми, невинными, не имеющими вины, потому что Бог оправдывает «верующего в Иисуса» (Рим 3:26).

Коринфские верующие пережили преображение именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Божье имя символизирует Его волю, Его силу и Его преображающее воздействие. Готовность Христа покориться воле Отца, Его смерть на кресте ради нас и Его воскресение из мертвых, — все но обеспечило наше омовение, освящение и оправдание.

Плодом жизни, преображенной изнутри, должен быть преображенный образ жизни. Павел очень строго говорит о неприемлемости для верующих такого поведения, которое свойственно неспасенным и находящимся вне царства. Некоторые из коринфских верующих вели себя, как вели они себя в прошлом, до искупления. Не для этого спас их Христос! Он спас их от этого.

Христианская свобода и вольность половой жизни

«Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и. Господь для тела Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом). Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (6:12−20).

Свобода во Христе — это истина, которую Павел никогда не уставал подчеркивать. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия» (Гал 5:1, 13). Он постоянно радовался освобождению «в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21). Верующие находятся «не под законом, но под благодатью» (Рим 6:14). Мы спасены не своими делами, и продолжаем оставаться спасенными не благодаря делам: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел». Умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим 2:6).

Одна только Божья благодать спасает, и только благодаря ей одной мы остаемся спасенными. Христиане оправданы, они остаются праведными и святыми в глазах Божиих (Рим 4:22−25). Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их (Рим 8:33). Христианин не может совершить ни одного такого греха, который не был бы уже покрыт Божьей благодатью. Ни одно обвинение, выдвинутое против верующего, не устоят. Бог — это высший Судия, и Он объявил, что верующие праведны. Выше аппелировать некуда. Это решает дело.

Коринфской церкви много раз приходилось слышать эту истину, пока среди них находился Павел, и они использовали ее как теологическое оправдание греха. Они пренебрегли предостережением: «только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти» (Гал 5:13), которое, конечно, слышали от Павла. Когда Павел говорил о христианской свободе, речь всегда шла о свободе от дел праведности — то есть от необходимости заслужить себе спасение самому, добрыми делами, — будь то по закону Моисея, по фарисейским традициям или по любым иным установлениям. Коринфяне извратили эту истину, чтобы оправдать свои грехи. При этом они, возможно, прибегали к тому же аргументу, который предвидел Павел, объясняя учение о благодати римским верующим: «Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим 6:1). Они притворялись, что у них есть теологическое оправдание, для того, чтобы жить, как им было угодно.

Может быть, у них и был философский аргумент, которым они оправдывали свой грех; и, скорее всего тот, что подразумевается в 6:13: «Пища для чрева, и чрево для пищи». Большая часть греческой философии рассматривала все физическое, в том числе и человеческое тело, как нечто, в основе своей плохое, а потому и не имеющее никакой ценности. Что было сделано с телом или что было причинено телу — это не имело значения. Пища была пищей, живот — животом, а секс — сексом. Половая жизнь для них была такой же физиологической функцией, как и еда, и должна была употребляться, как употреблялась пища: для утоления аппетита.

Как и многие в наши дни, коринфские христиане рационально объясняли, почему у них такой грешный образ мыслей и такие грешные привычки. На это у них ума хватало: подыскивать аргументы, кажущиеся хорошими, для плохих дел. Кроме того, общество, в котором они жили, было отъявленно безнравственным: в этом обществе царили такие обычаи, вроде храмовой проституции, которые фактически прославляли внебрачные половые отношения. Иметь сексуальные отношения с проституткой в Коринфе было столь обычным делом, что для такого поведения было даже особое название: «коринфничать». Многие верующие прежде вели такой безнравственный образ жизни, и для них порвать с их прежними привычками было трудно, а скатиться к ним снова — легко. Так же, как им было трудно отказаться от своей любви к человеческой мудрости, от своей секулярности, гордости, духа разъединения и от привычки подавать друг на друга в суд, им было трудно отказаться и от безнравственности в половой жизни.

В 6:12−20 Павел показывает три негативные стороны греха в половой жизни: во-первых, такой грех вреден для любого, участвующего в нем; во-вторых, он приобретает власть над теми, кто позволяет себе удовольствие заниматься таким грехом, и в-третьих, он извращает намерения, которые имеет Бог относительно тела.

БЛУД ПРИЧИНЯЕТ ВРЕД

«Все мне позволительно, но не все полезно» (6:12а)

Утверждение «все мне позволительно» было, может быть, распространенной в коринфском либеральном обществе поговоркой. Павел позаимствовал ее — и, заставляя ее показать себя с невыгодной стороны, говорит: «И мне все позволительно, тоже. Каждый грех, который я совершу, мне простится». Но это не значит, что какой-либо грех мог бы быть правильным или хорошим или мог бы привести к чему-либо правильному или хорошему. Грех никогда не может быть ценным или приносящим пользу. Слово «полезно» («сумферо») означает — приносить благо. В том смысле, что верующие свободны и больше не находятся под властью закона — никоим образом — все им позволительно. Но расплата за совершение некоторых поступков ужасно высока, последствия некоторых поступков чрезвычайно неполезны. Грех никогда не приносит выигрыша, а проигрыш он приносит всегда.

Тот конкретный вид греха, который имеет в виду здесь Павел, это — грех в половой жизни. Ни один другой грех не имеет в себе столько хитро спрятанных ловушек, не обладает такой разрушительной силой. Этот грех разбил больше браков, погубил больше семей, вызвал больше болезней и сердечной боли и испортил больше жизней как алкоголь и наркотики, вместе взятые. Этот грех ведет к тому, что люди начинают лгать, воровать, мошенничать, убивать, клеветать, сплетничать, становятся ожесточенными, полными ненависти и непрощения.

Нигде не говорится об опасностях этого греха ярче и убедительнее, чем в Притчах. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее» (Притч 5:3). Истина, лежащая в основе этих стихов, относится к блуднице или к любой женщине, которая пытается соблазнить мужчину. Она относится также и к мужчине, который пытается соблазнить женщину. Суть в том, что половое обольщение крайне соблазнительно и обладает могучей силой. Кажется, что это — что-то милое, приятное и хорошее. Оно не обещает ничего, кроме наслаждения и удовлетворения. Но его последствия «горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый. Ноги ее (чужой жены) нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостижимы, и ты не узнаешь их» (ст. 4−6). Первый признак греха в половой жизни — это обман. Этот грех никогда не дает того, что обещает. Предлагает он большое удовлетворение, но приносит большое разочарование. Он претендует на то, что он-то и дает чувство настоящей жизни, но на самом деле он — путь к смерти. Незаконные половые отношения всегда — «непостижимы». Участвующих и этих отношениях не связывает ничто, кроме временного и безличного удовлетворения физических импульсов. Это — непрочный цемент. Другая трагедия, которую приносит этот грех, в том, что часто люди, состоящие в незаконных половых отношениях, «не знают», что эти отношения не-стабильны, не сознают, — и, возможно, в течение долгого времени, что их отношения не могут не угаснуть однажды.

Так они все глубже и глубже увязают в болоте этих обреченных взаимоотношений, и, чем дольше они остаются в этой западне, тем губительнее и мучительнее оказывается конец этих отношений.

Однако те, кто считает всякий секс в основе своей явлением негативным, так же далеки, от истины, как и те, кто считает, что всякий секс в основе своей явление положительное и позволительное. Бог не против секса. Он Сам создал его и благословил. Когда половая жизнь протекает исключительно в рамках брака, как и задумал Господь, она прекрасна, она обладает утоляющим и стабилизирующим воздействием. «Источник твой да будет благословен — говорит Писание, — и утешайся женою юности твоей... любовью ее услаждающейся постоянно» (5:18−19).

Как же избегнуть половых связей вне брака? Совет Библии прост: не приближайся к тем лицам и к тем местам, которые могли бы вовлечь тебя в беду. «Держи дальше от нее путь. твой, и не подходи близко к двери дома ее» (Притч 5:8). Когда жена Потифара ежедневно соблазняла Иосифа, он отказался не только «спать с нею», но и «быть с нею» (Быт 39:10). Когда она попыталась принудить его к прелюбодеянию и сорвала с него одежду, он «оставив одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон» (ст. 12). Для объяснений и споров было не время — пора было бежать. Когда мы невольно. оказываемся в подобной ситуации, единственное разумное, что мы можем сделать — это выбраться из нее как можно скорее. В страсти нет ничего рационального или разумного, и ситуаций, опасных в половом отношении, надо избегать, а не рассуждать о них.

Незаконные половые отношения приводят к потере здоровья, к потере владений, к потере чести и уважения. Это не значит, что каждый, замешанный в такие отношения, непременно терпит все эти убытки, но это лишения, ожидающие тех, кто упорствует в этом грехе. Злоупотребляющему сексом придется обнаружить, что он здоровье свое отдал «другим», и лета свои — «мучителю», что «насыщались силою» его «чужие», и что он будет «стонать» «после, когда плоть (его) и тело (его) будут истощены» (Притч 5:9−11). «Краденые воды» половых отношений вне брака «сладки, и утаенный хлеб приятен», но «мертвецы там» (Притч 9:17−18). Грех в половой жизни — это ситуация, в которой не может быть выигрыша. Он никогда не приносит пользы и всегда приносит вред.

Бог смотрит на половую безнравственность чрезвычайно серьезно. Из-за этого греха в Израиле «в один день погибло... двадцать три тысячи» (1Кор 10:8). Давид был человеком по сердцу Бога, через него Бог руководил Израилем и даже писал Писание. Но, согрешив, Давид не был освобожден от последствий своего греха. Он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, и она забеременела. Тогда Давид подстроил, чтобы ее муж был убит в бою, и взял Вирсавию себе в жены. «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2Цар 11:27). Устами Своего пророка Нафана Бог сказал Давиду: «Итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, ... вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего», и «умрет родившийся у тебя сын» (12:10−11, 14). Давид платил за этот грех почти каждый день своей жизни. Несколько его сыновей были мятежниками,, мстили и завидовали, и в основном его семейная жизнь была трагической бойней.

Давид покаялся и был прощен. «Господь снял с тебя грех твой», — сказал ему пророк (2Цар 12:13), но Господь не снял с него последствий греха. После этого события царь Давид написал Псалом 50, полный благодарности, но также и глубокого раскаяния, мучительных угрызений совести. Он испытал чудесное и великодушное прощение Божье, но он также и сумел разглядеть ужас своего греха. «Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (ст. 6). Божья благодать свободна изливаться на любого, но цена греха велика.

БЛУД УПРАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКОМ

«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12б)

По благодати Христовой Павел был свободен делать, все. что ему было угодно. Но он отказывался позволить чему-либо или кому-либо, — кроме Христа — обладать собою. Он не хотел, чтобы его поработила какая бы то ни было привычка, или какой-нибудь обычай, — не говоря уже о грехе. «Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим 6:14).

Ни один грех не обладает такой властью поработить человека, как грех в половой жизни. И, чем больше ему потворствуешь, тем более он тобой овладевает. Часто все начинается с небольших неосторожностей, что ведет ко все большим неосторожностям — и в конце концов — к вопиющему пороку. О том, как может усугубляться грех, повествует первый Псалом: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (стих 1). Когда мы охотно общаемся с грешниками, мы скоро начинаем терпеть грех, а затем — и сами им занимаемся. Как и всякие другие грехи, которым не оказывают сопротивления, грехи в половой жизни будут усугубляться и в конце концов испортят и погубят не только людей, непосредственно грешащих, но и многих невинных, связанных с ними.

Для коринфян грехи в половой жизни не были чем-то незнакомым; к несчастью, многие верующие стали к ним возвращаться. Они дали своим собственным плотским желаниям овладеть собою — якобы во имя христианской свободы.

Обращаясь к фессалоникийцам, Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фес 4:3−5). Контекст указывает, что «сосуд» здесь — синоним тела, а не жены, как считали многие толкователи. Каждый верующий должен правильно владеть своим собственным телом, правильно управлять им. Если мы живем в Духе, мы «духом» умерщвляем «дела плотские» (Рим 8:13).

Управлять самим собой — это совсем не так легко, как нам порой кажется. Многие люди обманываются представлением о том, что они сохраняют абсолютный контроль над своими мыслями и поступками, просто потому, что они всегда делают то, что хотят. По сути дела, однако, это их желания и страсти диктуют им, что делать, а они соглашаются. Они — не хозяева своих желаний, а их покорные рабы. У таких людей плоть управляет духом.

Павел сам свидетельствует: «я... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:27). Слово «усмирять» буквально означает ставить синяк под глазом или бить по лицу до того, что оно станет синим и черным». Чтобы не дать своему телу поработить его, Павлу пришлось самому поработить свое тело. Иначе он стал бы недостойным спасения, святой жизни, не подходящим для действительно полезного служения Богу.

БЛУД ИЗВРАЩАЕТ БОЖЬИ НАМЕРЕНИЯ

Грех в половой жизни не только причиняет вред грешникам, не только овладевает ими, но он еще и извращает. И особенно он извращает Божий план и Его намерения о том, каким должно быть тело угодного Ему человека. Тело христианина — для Господа, оно — член Христа, и оно — храм Святого Духа.

Тело для Господа

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (6:13−14).

Пища и чрево созданы Богом друг для друга. Их взаимоотношения — чисто биологические. Похоже на то, что коринфяне использовали этот факт для оправдания своей половой безнравственности. Греческий текст буквально гласит: «пища — животу, живот — пище». Возможно, это была популярная в те дни поговорка, превозносившая представление о том, что «секс ничем не отличается от еды: живот был создан для еды, а тело — для секса». Но Павел, приведя эту поговорку, тут же и останавливает коринфян. «Что живот и пища были созданы друг для друга, это правда, — говорит он, — но правда и то, что отношения между животом и пищей — чисто временные. Однажды, когда они исполнят свое предназначение, Бог уничтожит и то, и другое. Этому биологическому процессу в вечности места не будет.

Но с самим телом дело обстоит не так. По замыслу Бога, тела христиан предназначены не только для биологического функционирования. Тело же не для блуда, но для Господа; и Господь для тела. Павел придумал поговорку получше. Тело, по Божьему замыслу, должно быть инструментом Господа: Господь должен использовать тело к Своей славе.

Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Наши тела предназначены не только для того, чтобы служить в этой жизни, но и для служения в жизни будущей. Это будут преобразившиеся тела, воскресшие тела, прославленные тела, небесные тела, но все же это будут наши собственные тела.

Пища и желудок связаны только горизонтальными, временными отношениями. Со смертью эти взаимоотношения кончаются. Но наши тела — не только биологические объекты, а нечто гораздо большее. Что касается верующих, их тела обладают также и духовными, вертикальными отношениями. Они принадлежат Богу и они навсегда будут пребывать с Богом. Вот почему Павел говорит: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который униженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3:20−21). Нам нужно серьезно позаботиться об этом теле, питому что оно воскреснет в славе, чтобы стать инструментом, который понесет наш вечно славный и чистый дух через вечность.

ТЕЛА — ЧЛЕНЫ ХРИСТОВЫ

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух, (с Господом). Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» (6:15−18)

Тело верующего не только для Господа, теперь и в будущем; оно еще и является частью тела Самого Господа, суть члены Христовы Христос поставлен «выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:22−23) Мы многие составляем одно тело во Христе (Рим 5) суть живые духовные храмы, в которых живет Христос.

Из этого логически вытекает следующий пункт, который Павел хочет подчеркнуть, для христианина совершить грех прелюбодеяния — значит сделать члены Христа... членами блудницы. Это для Павла просто недопустимо, — Да не будет!

Частью интимных отношений является соединение по плоти, союз — мужчина и женщина становятся одной плотью. Это указывает на то, что самое существенное значение фразы одна плоть (см Быт 2:24 и т.д.) — это половой союз. В своих письмах из Скрютейпа К.С. Льюис говорит, что каждый раз, когда мужчина и женщина вступают в половые отношения между ними возникает духовный союз, которым надо вечно наслаждаться — или который приходится вечно терпеть. Бог принимает всерьез грех в половой жизни, потому что он портит и разбивает духовные взаимоотношения, — и человеческие, и божественные.

Человек, принадлежащий Христу, есть один дух с Господом. Это утверждение исполнено глубокого значения и подразумевает нечто удивительное. Но здесь Павел использует его, чтобы показать, что христианин, совершающий блуд, вовлекает в него и своего Господа. Прелюбодеяние — это грех, достойный порицания, особенно когда совершается верующим. Ведь верующий таким образом оскверняет Иисуса Христа, с Которым един (ср. Ин 14:18−23; Ин 15:4, 7; Ин 17:20−23) Раз мы едины со Христом, а блудник един с тем, с кем он прелюбодействует, Христос, по рассуждению Павла, помещается в немыслимое положение. Христос лично не может быть запятнан грехом — так же, как луч солнца, освещающий кучу отбросов, сам от этого не становится грязнее. Но репутация Христа из-за такого общения оказывается запятнанной.

Совет Павла относительно греха в половой жизни тот же, что и совет Соломона в книге Притчей: Бегайте блуда. Настоящее время повелительного наклонения, употребленное в греческом подлиннике глагола, указывает, что избегать блуда надо постоянно и продолжать до тех пор, пока опасность не пройдет. Когда мы оказываемся в опасности блудодеяния, ни спорить, ни дебатировать, ли объяснять не время; и чего уж совсем не следует делать — это пытаться рассуждать рационально Такую ситуацию не следует рассматривать как брошенный нам духовный вызов, который следует принять, чтоб с честью выйти из испытания. Ее надо рассматривать как духовную ловушку, как капкан, в который надо не попасться. Надо убираться подобру-поздорову, и как можно скорее. Павел не разъясняет, что он имеет в виду, говоря: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. По-моему, Павел хочет сказать, что, хотя грех в половой жизни — не обязательно наихудший из всех грехов, он — самый уникальный по своему характеру. Он возникает, поднимаясь из глубин тела, и устремлен на личное удовлетворение. Он притягателен, как ни один другой стимул, и, осуществившись, воздействует на тело, как ни один другой грех. Он обладает способностью погубить личность изнутри, как ни один другой грех. Поскольку половая близость — это глубочайшее соединение двух личностей, злоупотребление в половой сфере наносит вред глубочайшему уровню человеческой личности. Это — не психологический анализ, но факт, открытый свыше. Половая безнравственность гораздо губительнее, чем алкоголь, губительнее, чем наркотики, губительнее, чем преступление.

Несколько лет назад ко мне в бюро пришла шестнадцатилетняя девушка — в полном отчаянии. Она совершила столько грехов в половой жизни, что чувствовала себя совершенно обесценившейся. Она не глядела в зеркало месяцами, потому что не могла вынести вида собственного лица; а мне она показалась скорее сорокалетней, чем шестнадцатилетней. Она находилась на пороге самоубийства — не хотела жить больше ни дня. Я был особенно рад тому, что мне удалось привести ее к Иисусу Христу и увидеть, какое преображение Он совершил в ее жизни. Она сказала: «Впервые за многие годы я чувствую себя чистой».

Многие из коринфян нуждались в том, чтобы вновь пережить это очищение.

ТЕЛО — ЭТО ХРАМ СВЯТОГО ДУХА

„Hе знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (6:19−20).

Поскольку мы — христиане, наши тела принадлежат не нам. Павел придает этому стиху разящее жало, оформляя как саркастический вопрос. Наши тела — Господни, члены Христовы и храм Святого Духа, Который был дан Богом, чтобы пребывать в нас. Итак, Павел призывает к чистоте в половой жизни не только из-за того, что грех воздействует на тело, но и потому, что тело, на которое воздействует грех, самому верующему даже и не принадлежит. Если мы поймем, какая реальность стоит за фразой живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, это должно пробудить в нас такое же стремление посвятить себя чистоте, какое могло бы в нас пробудить любое знание божественной истины.

Прелюбодеяние в церковной аудитории по сути ничуть не хуже, чем прелюбодеяние где бы то ни было. Преступление совершается внутри Божьего святилища, когда бы и где бы оно не совершалось верующими. Каждый акт прелюбодеяния, совершенный христианином, совершается в Божьем святилище: в его собственном теле. «Ибо вы храм Бога живого» (2Кор 6:16). На тот факт, что христиане — это место пребывания Святого Духа, указывается в Ин 7:38−39; Ин 20:22; Деян 1:8; Рим 8:9; и 1Кор 12:3. Факт, что Бог послал Святого Духа, утверждается в Евангелие от Иоанна Ин 14:16−17; Ин 15:26; и в Деяниях 2:17, 33, 38.

Мы больше не принадлежим себе, потому что мы были куплены дорогою ценою. Мы были «не тленным серебром или золотом искуплены... от суетной жизни, преданной (нам) от отцов, Но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Пет 1:18−19).

Тела христиан — это Божий храм, храм, где следует совершать богослужения. Поэтому главная, высшая цель тела верующего — в том, чтобы прославлять Бога. В таких словах — призыв жить так, чтобы наша жизнь оказывала честь Божественной личности — Тому, Кто один достоин нашего послушания и восхищения.

Мне вспоминается такой случай. Один мой друг как-то раз повел приятеля, приехавшего в гости, в большой католический собор. Гость хотел помолиться перед статуей своего любимого святого. Но, подойдя к этой статуе, он был поражен, не найдя там свечей, а вместо свечей обнаружив объявление, гласящее: «Богослужение отменяется: закрыто на уборку». То же самое происходило и с коринфянами: в них не было чистого места, куда бы мог сойти дух свыше, у них не было места, где ищущие души могли бы помолиться. По сути, и их следовало бы закрыть на уборку. Так дольше не могло продолжаться, говорит им Павел.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на 1 послание Коринфянам, 6 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»
Комментарии МакАртура на Евангелие Матфея, Иакова, 1 Петра, Римлянам, 1 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам, 1−2 Тимофею, Титу, Филимону.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

1 Коринфянам 6 глава в переводах:
1 Коринфянам 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.