Библия » Толкование Мэтью Генри

Иисус Навин 6 глава

← 5 Нав 6 MGC 7

Иисус Навин открыл военную кампанию осадой Иерихона города, который не мог особо уповать на храбрость своих жителей, ибо в наступление они не пошли и не послали войска, чтобы не дать Израилю остановиться и разбить стан, но слишком уповал на крепость своих стен, считая их хорошей защитой, а посему не сдавался и не желал мирных условий. Итак, здесь приводится история взятия города. I. Указания и заверения, данные в этом отношении Вождем воинства Господня (5:16-6:4). П. Испытание послушания и терпения народа, которому велели обходить город вокруг в течение шести дней (ст. 5-13).

111. Чудесная передача Иерихона в руки израильтян на седьмой день и серьезное предупреждение, чтобы относились к нему как к заклятому (ст. 14-20,23). IV. Сохранение жизни Раав и ее родственникам (ст. 21,22,24). V. Проклятие, грозящее человеку, который осмелится восстановить город (ст. 25,26). Сюжет этой истории мы находим среди достижений веры: "Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении" (Евр 11:30).

Стихи 1-4. Здесь описывается состязание между Богом и жителями Иерихона, причем противники приходят к разным решениям, по которым легко судить, чье слово победит.

I. Иерихон решает, что Израиль не будет его хозяином. Он был крепко заперт от сынов Израилевых (англ. пер., 5:16). Он действительно заперся и был заперт (написано на полях);

запер себя, имея мощные укрепления, как природные, так и рукотворные, причем он заперся по решению и упорству своих жителей, которые договорились ни за что не сдаваться и даже не вступать в переговоры; никто не выходил ни дезертиры, ни просители о мире; равно как и решили не допускать предлагающих мир. Так они обезумели и ожесточили свои сердца себе же на погибель печальный случай и участь всех противящихся Вседержителю (Иов 15:25).

II. Бог решает, что Израиль будет хозяином Иерихона, причем довольно скоро. Вождь воинства Господня, приняв во внимание, как прочно укреплен и как тщательно охраняется город, и, зная о мыслях и заботах Иисуса Навина о покорении Иерихона и, возможно, о его боязни опозориться, споткнувшись на пороге, дает ему здесь столь желанное заверение в успехе: вот, Я предаю в руки твои Иерихон (ст. 1). Причем не "предам", а "предаю, предал (англ. пер.), он твоя собственность, как если бы ты уже завладел им". Согласно замыслу, этот город, будучи первым плодом Ханаана, надлежало полностью посвятить Господу (так чтобы ни Навин, ни Израиль не обогатились за счет города даже и на грош), тем не менее здесь говорится о предании в руки их; ибо мы тем паче должны считать своим то, чем можем прославить Господа и использовать в служении Ему.

1. Итак, Вождь воинства Господня дает указания, как надлежит осаждать город. Не нужно копать траншеи, устанавливать артиллерию и стенобитные машины никаких приготовлений к боевым действиям; но священники должны носить вокруг города Божий ковчег раз в день шесть дней подряд, а на седьмой день семь раз в сопровождении молчащих мужей брани, тогда как самим священникам надлежит трубить в трубы из бараньих рогов (англ. пер., ст.2,3). И это все, что нужно делать.

2. Он заверяет, что на седьмой день, еще до наступления ночи, израильтяне непременно станут хозяевами города. По сигналу, который будет дан, им всем надлежит закричать и тотчас же падут стены, что не только сделает жителей Иерихона уязвимыми, но и настолько обескуражит их, что они не смогут оказать сопротивление (ст. 4). Таким образом Бог определил:

(1) возвеличить собственную власть, чтобы Ему вознестись силою Своею (Пс 20:14), а не силой орудия. Так Господь еще больше обнажит всемогущую мышцу Свою для воодушевления Израиля и устрашения и замешательства хананеев.

(2) Облечь честью ковчег учрежденный Господом знак Его присутствия и подвести основание под законы, обязывающие израильтян относиться к нему с огромным почтением и уважением. Когда много лет спустя ковчег принесли в стан без Божьего указания, Господь счел это осквернением и народ дорого заплатил за свою самонадеянность (1Цар 4:3 и след.), но в данном случае ковчег Божий несли по предписанию свыше, что содействовало его чести и весьма укрепило веру Израиля.

(3) А также облечь честью священников, которые имели предписание нести ковчег и трубить в трубы. Обычно священников освобождали от боевых действий, и, чтобы эта привилегия, которую наряду с другими почестями и полномочиями дал им закон, не вызвала у них недовольства, в данном случае они становятся главными участниками действия, и весь народ видит, что они являются огромным благословением для общества и достойны всех преимуществ, которыми их наделили.

(4) Испытать веру, послушание и терпение народа, проверить, выполнят ли они указание, которое с человеческой точки зрения казалось безумным, и будут ли верить обетованию, которое по человеческим меркам казалось неисполнимым. Кроме того, израильтяне проходили проверку на умение терпеливо сносить поношения со стороны врагов и ждать спасения от Господа. Таким образом, стены Иерихона сломила вера, а не сила.

(5) Воодушевить израильтян, чтобы надеялись на преодоление остальных предстоящих им трудностей. Теперь будет опровергнуто предположение злых соглядатаев о невозможности завоевания Ханаана из-за того, что города там с укреплениями до небес (Втор 1:28). Даже самые крепкие и высокие стены не могут устоять пред лицом Всемогущего; израильтянам нет нужды сражаться, а значит, нет нужды и бояться, ибо за них сражается Бог.

Стихи 5-15. Здесь мы узнаем о шествии, которое Израиль совершал вокруг Иерихона, о приказах, отданных Иисусом относительно такового (причем он отдавал их именно так, как принял от Господа), и о точном исполнении этих приказов. Мы не находим упоминания о том, чтобы Иисус дал народу столь же явное заверение о передаче города в их руки, какое дал ему Бог; но он проверял, подчинятся ли люди приказам, будучи уверенными, что все закончится хорошо; и мы видим их покорность как Богу, так и Навину.

I. Куда бы ни отправился ковчег, его сопровождали люди (ст. 8). Впереди шли вооруженные мужчины, чтобы очистить путь, и, хотя речь идет о мужах брани, быть первопроходцами для ковчега они унижением для себя не считали. Если бы на пути, ведущем в город (который им предстояло обходить вокруг), встретилось какое-либо препятствие, то они устранили бы его. Если бы враг оказал сопротивление, то они отразили бы его, чтобы облегчить и обезопасить продвижение священников с ковчегом. Величайшие люди почтут за честь сделать полезное дело для ковчега и верно служить интересам религии в своей стране. Чтобы проявить почтение к ковчегу, придать торжественности и быть свидетелями события, за ковчегом следовали замыкающие либо еще одна группа вооруженных воинов, либо отряд колена Данова, который замыкал шествие в пустыне, или же (существует такое мнение) толпа людей, не вооруженных и не обученных военному делу (все желающие). Каждый верный и ревностный израильтянин хотел бы перенести те же тяготы и подвергнуться той же опасности, что и несшие ковчег священники.

II. Непосредственно перед ковчегом шли семь священников с трубами в руках, в которые они непрестанно сигналили (ст. 3,4,8,12). Священники были Божьими служителями, и таким образом они от имени Господа (1) объявляли хананеям войну и приводили их в ужас; ибо последних надлежало покорить и завоевать, лишив их присутствия духа. Подобным же образом Божьи служители, возвещая Божий гнев на всякое нечестие и неправедность людей, должны трубить в трубы на Сионе и давать сигнал тревоги на святой горе, чтобы грешники на Сионе испугались. Они Божьи глашатаи, объявляющие войну всем, кто упорствует в своих преступлениях и при этом говорит: "Мы будем иметь мир, даже если продолжим в том же духе"

2. Возвещали о благодатном присутствии Бога с Израилем и тем самым вселяли в народ жизнь и мужество. Согласно предписанию, если израильтяне приступали к сражению, то священникам надлежало воодушевлять их заверениями в Божьем присутствии (Втор 20:2-4). В частности, звук трубы служил для людей знаком, что они будут вспомянуты пред Господом, Богом их, в день битвы (Числ 10:9). Такое воодушевление получил Авия (2Пар 13:12). Подобным же образом Божьи служители, трубя в юбилейные трубы вечного Евангелия, провозглашающего свободу и победу, должны воодушевлять добрых воинов Христа в их духовной брани.

III. Они использовали не те серебряные трубы, которые были предназначены для обычного служения, а трубы из бараньих рогов (существует такое мнение), полые внутри. Эти трубы были изготовлены из самого простого, совсем неблагородного материала, звучали они заунывно и имели непривлекательный вид, чтобы подчеркнуть превосходство Божьей власти. Подобным же образом юродством слова о кресте, которое вполне можно сравнить со звуком этих труб из бараньего рога, низвергается царство сатаны; и оружия воинствования нашего (хотя они не плотские и плотской глаз сочтет их ни на что не годными), все же сильные Богом на разрушение твердынь (2Кор 10:4,5). Здесь говорится о юбилейных трубах, то есть о тех, в которые обычно трубили в юбилейный год; многие толкователи считают, что использование в данном случае юбилейных труб символизировало полную свободу, которая теперь дана Израилю, и возвращение земли Ханаана в руки ее законных и полноправных владельцев.

IV. Народу было велено хранить молчание, не произносить ни слова и не создавать шум (ст. 9), чтобы с большим вниманием прислушиваться к звуку священных труб, которые им сейчас надлежало почитать за глас Божий; и нам тоже подобает молчать, когда говорит Господь. Кроме того, безмолвие народа означало благоговейное ожидание события. Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! (3ах 2:13). Господь будет побороть за вас, а вы будьте спокойны (Исх 14:14). V. Шествие надлежало совершать раз в день в течение шести дней подряд и семь раз на седьмой день, что они и сделали (ст. 13,14). Бог мог бы заставить стены Иерихона пасть еще при первом обхождении, но израильтяне должны обойти их тринадцать раз, прежде чем они рухнут, чтобы не прекращали твердо уповать на Господа. Хотя они пришли в Ханаан совсем недавно и время было весьма дорого для них (ибо им предстояла большая работа), тем не менее придется задержаться возле Иерихона на много дней в кажущемся бездействии и без особого прогресса в своем деле. Обещанное освобождение придет так, как замыслил его Господь, равно как и придет оно в определенное Богом время. Верующий не торопится или торопится не больше, чем того требует Господь. Продолжай это до семи раз, прежде чем появится нечто обнадеживающее (3Цар 18:43). VI. Один из этих дней непременно приходился на субботу, и, по мнению иудеев, она была последним днем, хотя точно мы не знаем. Но если Постановивший отдыхать в другие субботы велел израильтянам шествовать в эту, то данное обстоятельство служит достаточным оправданием; Бог не имеет намерения связывать Себя собственными законами, но, когда Ему угодно, Он может без них обойтись. На этот принцип ссылался в споре исцеленный: Кто меня исцелил (а значит, Он обладает Божьей властью), Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи (Иоан 5:11). И в данном случае удостоилась чести суббота (день, благодаря которому наше время делится на недели), ибо на совершение этого дела ушло ровно семь дней, семь священников трубило в семь труб, а числу семь (как и во многих других случаях) придается особое значение, чтобы помнили о шести днях работы сотворения и о седьмом дне отдыха от дел. Кроме того, закон о субботе запрещает нам делать свою работу (рабскую и мирскую), а то, что совершали в данном случае израильтяне, было религиозным деянием. Несомненно, что исполнение в субботу субботних дел, ради которых Бог и учредил субботний покой, не является нарушением последнего. И разве не субботнее дело сопровождать ковчег во всех его передвижениях? VII. Израильтяне продолжали исполнять предписание в течение определенного Богом времени и, хотя не видели никакого результата, обошли вокруг города семь раз на седьмой день, веруя, что видение говорит о конце и не обманет (Авв 2:3). Если мы упорно идем оп пути долга, то в конечном счете ничего не потеряем. Вероятно, люди шли на достаточном расстоянии от стен, чтобы их не настигли стрелы врагов и чтобы не слышать насмешек последних. Надо полагать, что странные действия израильтян сначала сбили осажденных с толку, но к седьмому дню они потеряли бдительность, не видя угрозы в том, что их, наверно, забавляло. Вероятно, они подшучивали над осаждающими, как это было в другом случае: "что делают эти жалкие Иудеи? (Неем 4:2). Тот ли это народ, который казался нам таким грозным? Это что, у них такие методы нападения?" Они радовались миру и безопасности, чтобы грядущая пагуба стала для них еще ужаснее. "Нечестивые люди, говорит епископ Холл, считают, что Бог шутит, тогда как Он готовится к суду", но они убедятся, что заблуждались, когда будет слишком поздно. VIII. В конце израильтянам надлежало воскликнуть, что они и сделали, и тотчас же стены пали (ст. 15). Это было восклицание триумфа и превосходства; и трубный царский звук у него (Числ 23:21). Это было восклицание веры, ибо верили, что стены Иерихона рухнут, и эта вера низвергла стены. Это было восклицание молитвы, откликнувшейся эхом на звучание труб, возвещавших обетование, что Бог помнит о них. Единодушно, все как один, израильтяне воззвали к небесам о помощи, и помощь пришла. Некоторые толкователи, ссылаясь на это событие, доказывают, что мы не можем надеяться на полную победу над собственным тлением вплоть до конца самого последнего дня, и восклицать, торжествуя над ним, мы сможем только тогда, когда достигнем числа и меры совершенства, по мнению епископа Холла. Он говорит: "Благочестивое сердце стенает от ощущения своих слабостей и с радостью бы от них избавилось, оно борется и молится, но все свершится лишь к концу седьмого дня"; и тогда суд придет к победе. В конце времен, когда наш Господь сойдет с небес с восклицанием и трубным звуком, только тогда, никак не раньше, царство сатаны будет полностью разрушено, равно как успешно и навсегда будут свергнуты противящиеся Господу начальства, власти и силы.

Стихи 16-26. Израильтяне верно исполнили приказы, данные им относительно осады Иерихона, и наконец теперь Иисус Навин сказал им: "Господь предал вам город! Входите и владейте им" (ст. 15). В связи с этим в данных стихах сообщается:

I. О правилах, которые надлежало соблюдать при завладении городом. Поскольку его дал израильтянам Бог, то Он вправе указывать, как распорядиться владением, и ввести условия и ограничения, которые сочтет нужными. Иерихон был отдан народу, чтобы его посвятили Господу как самый первый и, возможно, самый порочный из всех городов Ханаана.

1. Город надлежит сжечь и безжалостно принести всех живущих в нем в жертву Божьему правосудию. Все это израильтяне знали, и данный приказ выражен словами стиха 16. Город и все, что в нем, станет херемом посвященным Господу. Ни под каким предлогом нельзя пощадить чью-либо жизнь в этом городе; все обязательно должны быть преданы смерти (Лев 27:29). Это постановил Дающий жизнь всему сущему, а жители Иерихона, будучи грешниками, поплатились этим даянием; так кто же вправе оспаривать Его приговор? Будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет таким образом гнев? Да запретит нам Господь даже думать об этом! Божья роль в захвате Иерихона проявилась более, нежели в случае других городов, поэтому его надлежит посвятить Господу в первую очередь. Кроме того, суровая кара, постигшая этот город, наведет ужас на всех остальных и еще сильнее ослабит их сердце перед Израилем. Единственным исключением станет Раав и ее семья, и об этом сказано во время вынесения приказа: останется в живых она и всякий, кто у нее в доме. Она отличилась от своих соседей тем, что проявила милость по отношению к Израилю, и поэтому ее незамедлительно отличат ответной милостью.

2. Все сокровища Иерихона, деньги, металлы и ценные вещи должны быть посвящены служению в скинии и собраны в хранилище заклятого, потому что, по словам иудеев, город был взят в день субботний. Таким образом, украсив и обогатив Божью скинию, воздадут честь Господу; таким образом народ готовился к необычным расходам на служение Всевышнему; и таким образом израильтяне были научены не прилагать сердца к мирскому богатству и не ставить себе за цель накопительство такового для себя. Бог обещал им землю, где течет молоко и мед, а не землю, изобилующую серебром и золотом, ибо Он желал, чтобы они спокойно на ней жили и с готовностью служили Ему, а не жаждали торговли с далекими странами и не откладывали про запас. Кроме того, Бог хотел, чтобы они понимали, что, обогащая скинию, они богатеют сами, и знали, что истинную честь и богатство приносят запасы в Божьем, а не в собственном доме.

3. Им дано особое предупреждение, чтобы не осквернили себя заклятым, ибо посвященное Господу, если его использовать для собственных нужд, станет проклятием; поэтому: "... берегитесь заклятого (ст. 17);

оно будет притягивать вас, но вы обуздайте себя и остерегайтесь использовать это в своих целях". Иисус как бы предвидел грех Ахана (описанный в следующей главе), когда обосновывал это предупреждение: чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и, как оказалось, именно это сделал Ахан. И. О входе в город, который был открыт израильтянам благодаря внезапному падению стен или, по крайней мере, той части стены, напротив которой они находились, когда воскликнули. И обрушилась вся стена города до своего основания (ст. 19) и, вероятно, погребла под собою множество людей часовых, стоявших возле нее на страже, или других людей, столпившихся рядом, чтобы посмотреть на израильтян, марширующих вокруг города. В Библии есть упоминание о том, как от падения стены погибли тысячи людей (3Цар 20:30): на что полагались как на защиту, то причинило смерть. Внезапное падение стены, вне всякого сомнения, привело жителей города в такое оцепенение, что у них не было ни сил, ни духу оказывать сопротивление, но они стали легкой добычей для меча Израилева и убедились, насколько бесполезно закрывать ворота от народа, во главе которого Господь (Мих 2:13). Следует заметить: Бог небес без труда может сокрушить и непременно сокрушит любое сопротивление Своих врагов и врагов Его Церкви. Для Господа медные двери и запоры железные (Ис 45:1,2) как солома и гнилое дерево. Кто введет меня в укрепленный город? Не Ты ли, Боже? (Пс 59:11,12). Подобным же образом рухнет царство сатаны, равно как и не останется в покое никто из восставших против Господа.

III. Об исполнении приказов, данных относительно этого заклятого города. Всякая душа была предана мечу: не только вооруженные мужчины, но и женщины, дети и старики. Хотя они просили о пощаде и умоляли сохранить им жизнь, места состраданию не было, о жалости надлежало забыть: абсолютно все истребили мечом (ст. 20). Если бы у израильтян не было Божьего поручения на совершение казни, к которому к тому же обязывали чудеса, то такое уничтожение стало бы неоправданным; подобные действия неоправданны и сейчас, когда мы уверены, что поручения на их исполнение не давалось. Но поскольку предписание исходило от праведного Судии неба и земли, Который справедлив в отмщении, то в данном случае израильтяне заслуживают одобрения, как верные служители Божьего правосудия. В тот раз дело Божие оказалось кровавым; и проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови! (Иер 48:10). Однако Евангелие по духу своему сильно отличается от этого деяния, ибо Христос пришел не губить человеческие души, а спасать (Лук 9:56). Победы Христа носят иной характер.

1. Вместе с хозяевами был предан смерти скот в качестве дополнительной жертвы Божьему правосудию. Умерщвляемый на жертвеннике скот израильтян был жертвой за последних, скот же хананеев требовалось умертвить вместе с хананеями, ибо их беззаконие не подлежало очищению посредством жертвоприношения; и то и другое делалось во славу Божию.

2. А город и все, что в нем, сожгли огнем (ст. 23). Возможно, израильтяне надеялись, что когда они возьмут Иерихон огромный, хорошо построенный город, то смогут устроить в нем штаб-квартиры; но Богу было угодно, чтобы они продолжали жить в шатрах, и поэтому Он сжег это гнездо, чтобы они не прижились в нем.

3. Все серебро и золото, а также сосуды, которые подлежали очистке огнем, были принесены в сокровищницу дома Господня; не то чтобы Бог в этом нуждался, но Его надлежало этим почтить как Господа воинств, в особенности воинства израильтян; Бог дал им победу и поэтому вправе требовать добычу полностью, как здесь, или десятую часть, как в других случаях (Евр 7:4).

IV. О сохранении жизни Раав блудницы, или содержательницы постоялого двора, которая не погибла с неверными (Евр 11:31). Ради ее безопасности два соглядатая заручились поддержкой народа, поскольку действовали в данном случае как публичные люди; и поэтому, несмотря на огромную спешку, с которой, вне всякого сомнения, брали город, Иисус Навин действенно позаботился об охране Раав. Те же люди, которых защитила она, теперь принялись защищать ее (ст. 21,22). У них это получилось наилучшим образом, потому что они знали ее и ее дом и лучше всего подходили для этой роли, чтобы было очевидно, что такого отличия она удосужилась благодаря своей доброте к этим двум юношам, и теперь жизнь дана ей вместо добычи. Все ее родственники были спасены вместе с ней; как и Ной, она уверовала к спасению дома своего; подобным же образом вера во Христа приносит спасение дому (см. Деян 16:31). Некоторые спрашивают, каким образом ее дом, о котором сказано, что таковой был на стене (англ. пер., 2:15), не рухнул вместе со стеной. Мы уверены, что дом не разрушился (ибо Раав и ее близкие спаслись в нем), либо потому что он, хотя и примыкал к стене (почему и назывался домом на стене), все же находился достаточно далеко, чтобы упасть вместе со стеной или оказаться под ее обломками, либо (скорее всего) та часть стены, на которой находился дом Раав, не рухнула. Итак, оставшись в живых:

(1) Раав находилась некоторое время вне стана для очищения от языческих суеверий, от которых ей надлежало отречься, чтобы быть принятой в качестве прозелита.

(2) В должное время она вошла в Церковь Израиля и жила в Израиле вместе со своими потомками, причем ее род впоследствии стал знаменитым. Мы читаем, что она стала женой иудейского князя Салмона, матерью Вооза, и упомянута среди прародителей нашего Спасителя (Мат 1:5). Приняв израильтян во имя израильтян, она получила достойное израильтянина вознаграждение. Епископ Пирсон отмечает, что когда Иисус Навин спас и принял в общество Израиля блудницу Раав, то предстал в этом деянии прообразом Христа, приглашающего и принимающего в Свое Царство мытарей и блудниц (Мат 21:31). Или же это можно применить к обращению язычников. V. Об осуждении Иерихона на вечное запустение и о проклятии тому человеку, который когда-либо впоследствии предложит восстановить город: Иисус поклялся (ст. 25), то есть заклинал старейшин и народ Израиля, а также их потомков, чтобы никогда не восстанавливали этот город, причем здесь требовалось не только их согласие, но и звучало Божье предписание, ибо Господь запретил это под страхом сурового наказания, которое здесь приводится.

1. Таким образом Богу было угодно показать тяжесть Своего проклятия: на кого таковое падет, тот не сможет ни с ним бороться, ни из-под него выбраться; оно неизбежно приводит к погибели.

2. Богу угодно, чтобы город оставался в руинах как вечный памятник Его гневу на хананеев, когда мера их беззаконий наполнилась, и памятник Его милости к Своему народу, когда тому пришло время поселиться в Ханаане. Разорение, постигшее врагов израильтян, свидетельствовало о милости Всевышнего к ним самим и служило обличением в неблагодарности по отношению к Богу, Который так много для них сделал. Расположение Иерихона было весьма благоприятным, и, наверное, близость к Иордану одно из преимуществ, которые будут искушать людей строить в том же месте; здесь же им запрещено делать это под страхом смерти. Люди строят для своих потомков, но построивший Иерихон не будет иметь потомства, которое смогло бы воспользоваться построенным: его старший сын умрет, когда он только начнет работу, и если он не примет это предупреждение и не прекратит строительство, а самонадеянно будет продолжать, то конец его работы совпадет с похоронами самого младшего сына, а остальные, надо полагать, погибнут где-то в промежутке. Поскольку данное проклятие незаслуженным не являлось, то оно на самом деле постигло человека, который много лет спустя вновь отстроил Иерихон (3Цар 16:34), но не нужно думать, что, когда город был построен, это место стало хуже или каким-то образом пострадали населявшие его. Мы находим, что впоследствии Иерихон удостоился присутствия не только таких двух великих пророков, как Илия и Елисей, но и Самого благословенного Спасителя нашего (Лук 18:35; 19:1; Мат 20:29). Следует заметить: весьма опасно пытаться строить то, что Господь желает видеть разрушенным (см. Мал 1:4). И наконец, все эти события прославили Иисуса Навина и укрепили его репутацию (ст. 26);

его не только уважали в Израиле, но и боялись в Ханаане, ибо стало очевидным, что с ним поистине Господь: Слово Божие было с ним (согласно халдейскому парафразу), то есть Сам Христос, как и с Моисеем. Ничто так не укрепляет репутацию человека и не делает его поистине великим, как свидетельства Божьего присутствия с ним.


Толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 6 глава


← 5 Нав 6 MGC 7

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.