Библия » МакДональд Комментарии МакДональда

1 Тимофею 3 1-е Тимофею 3 глава

В. О пресвитерах и диаконах (3:1−13)

3:1 Второе верное слово в 1 Тимофею относится к служению епископов в поместной церкви. Епископ — опытный, зрелый, здравомыслящий христианин, содействующий осуществлению Божественной заботы о духовной жизни местной общины. Он не правит, помыкая Божьим наследием, но направляет его своим духовным примером.

Сегодня епископом называют церковного деятеля, пользующегося властью над большим количеством поместных общин. В НЗ неизменно повествуется о нескольких епископах в одной церкви (Деян 14:23; 20:17; Флп 1:1; Иак 5:14).

Епископ — то же самое, что и блюститель. Слово, переведенное здесь как «епископ», в Деяниях 20:28 переведено как «блюститель». Епископ, или блюститель, — то же самое, что и пресвитер. Те же люди, которые в Деяниях 20:27 названы пресвитерами, в Деяниях 20:28 названы блюстителями (см. также Тит 1:5 и 1:7). Поэтому слова «епископ», «блюститель» и «пресвитер» относятся к одному и тому же человеку.

Вообще-то слово «пресвитер» (presbuteros) иногда используется для описания пожилого человека и не обязательно того, кто принадлежит к числу руководителей церкви (1Тим 5:1); но в большинстве случаев под «пресвитером» понимают христианина, признанного поместной церковью руководителем, осуществляющего пастырскую заботу о народе Божьем.

НЗ предусматривает наличие епископов, или пресвитеров, в каждой поместной церкви (Флп 1:1). Тем не менее было бы ошибкой утверждать, что церковь не могла бы существовать без епископов. Из Титу 2:5 следует, что на Крите имелись молодые церкви, в которых еще не были поставлены пресвитеры.

Сделать человека пресвитером может только Святой Дух. Это ясно из Деяний 20:28. Святой Дух пробуждает в сердце человека желание совершать этот труд, и Он же дает ему для этого все необходимое. Невозможно сделать человека епископом, избрав его на эту должность через голосование или же рукоположив. Распознать в своей среде тех, кого Бог Святой Дух сделал пресвитером, — обязанность поместной общины (1Фес 5:12−13). Правда, в послании к Титу мы читаем о назначении пресвитеров, но речь идет о долге Тита выбрать тех, кто обладает качествами, необходимыми пресвитеру. В те времена у христиан не было, как у нас сегодня, напечатанного НЗ.

Поэтому они не знали, какими конкретно качествами должен обладать пресвитер. Поэтому-то Павел и послал к ним с этой информацией Тита, наказав тому выбрать тех, кого Святой Дух предназначил для этого труда.

Назначение пресвитера на должность может произойти самым неформальным образом. Христиане часто инстинктивно знают, кто их пресвитеры, потому что подробно ознакомились с описанием в 1 Тимофею 3 и Титу 1 качеств, необходимых пресвитеру.

С другой стороны, назначение на пост пресвитера может быть официальной процедурой. В поместной церкви созывается членское собрание с целью избрания пресвитеров. В таком случае обычно сначала читают соответствующие места Писания, текст подробно объясняют, а потом местные христиане называют имена тех, кто, по их мнению, несет в собрании служение пресвитера. Эти имена потом зачитываются перед общим собранием. Если в церкви нет никого, кто обладал бы необходимыми пресвитеру качествами, то единственный выход — молиться, чтобы Господь воздвиг им таких людей в будущем.

Писание не устанавливает конкретного количества пресвитеров, необходимых церкви, хотя и подчеркивает, что их всегда несколько. Это зависит лишь от того, сколько человек последует указаниям Святого Духа в этом вопросе.

Если кто епископства желает, доброго дела желает. Люди склонны считать, что это почетная церковная должность без особых обязанностей, хотя на самом деле труд блюстителя — смиренное служение народу Божьему; это работа, и нелегкая.

3:2 Требования к претенденту на должность епископа описаны в стихах 2−7. Здесь названы четыре основные предпосылки: его личный характер, свидетельство его семьи, учительские способности и опытность. Это — Божье мерило для каждого, кто хотел бы быть духовным руководителем поместной церкви. Некоторые отвергают его, заявляя, что сегодня никто не в состоянии удовлетворить всем этим требованиям. Но это не так. Подобные доводы лишают Священное Писание авторитета и позволяют занять пост епископа людям, не уполномоченным на это Святым Духом.

Во-первых, епископ должен быть непорочен. Епископом должен быть человек, стоящий выше любых упреков. Это не значит, что он безгрешен, но, поступив неправильно, он приходит с повинной к Богу и к людям. Его репутация должна не только слыть безукоризненной, но и быть таковой.

Во-вторых, он должен быть одной жены муж. Это требование истолковывают по-разному. По утверждению некоторых, смысл его в том, что епископ должен быть женат. Они аргументируют это тем, что у человека неженатого нет достаточно опыта, чтобы помочь христианам в разрешении возникающих семейных проблем. Если это требование означает, что епископ должен быть женат, то, следуя этой же линии рассуждения, из стиха 4 нужно сделать вывод, что у него должны быть и дети.

Другие считают, что выражение «одной жены муж» означает, что, если жена епископа умрет, он не должен жениться повторно. Это очень строгое истолкование, которое может бросить тень на святость брачных отношений. (Христиане, придерживающиеся этого мнения, подчеркивают верность пресвитера одной женщине, подразумеваемую в греческой конструкции: «одной женщины мужчина».)

Третье толкование — епископ не должен быть разведен. У этого мнения есть много достоинств, хотя, как нам кажется, это еще не полный ответ. Еще одно мнение: епископ не должен быть виновен в неверности или неурядицах в своем браке. Его моральный облик должен быть незапятнанным. И это, несомненно, истина, как бы этот стих ни трактовали.

Последнее объяснение гласит, что епископ не должен быть многоженцем. Нам это объяснение покажется странным, но у него есть немало полюсов. Миссионеры не раз сталкиваются с такой ситуацией, когда к Христу приходит многоженец. В момент обращения у него, скажем, четыре жены. Позже он хочет принять крещение и стать членом поместной церкви. Что должен посоветовать миссионер? Кто-то скажет, что новообращенный должен отказаться от трех из своих жен. Но тут возникают огромные затруднения. Прежде всего, он спросит, от каких жен ему отказаться. Он любит их всех и им всем дает приют. К тому же, если он отошлет трех жен, у них не будет средств к существованию и кто-то из них займется проституцией, стремясь хоть как-то свести концы с концами. Бог никогда не одобрит решение проблемы одного греха путем порождения множества новых, еще худших. Христианские миссионеры во многих местах решают этот вопрос так: они разрешают человеку принять крещение и стать членом церкви, но, оставаясь многоженцем, он никогда не сможет стать пресвитером церкви.

Умеренность требовалась не только при принятии пищи и питья, но также во избежание крайностей в духовных вопросах.

Благочинен — значит не легкомысленен и не поверхностен. Он серьезен, искренен, проницателен и благоразумен. Он осознает, что и «мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростию и честию» (Еккл 10:1).

Епископ должен быть благочинен, то есть обладать уравновешенным характером.

Страннолюбив означает, что он должен быть гостеприимным. Дверь его дома открыта и для спасенных, и для не спасенных; он старается стать благословением для всех, кто переступает порог его дома.

Пресвитер должен быть учителен. Посещая христиан, у которых есть духовные проблемы, он должен быть в состоянии обратиться к Писанию и объяснить волю Бога в возникших вопросах. Он должен уметь накормить Божье стадо (1Пет 5:2) и использовать Писание для опровержения лжеучений (Деян 20:29−31). Это не значит, что епископ должен обязательно обладать даром учителя, но и при посещении своей паствы на дому, и в собрании он должен быть в состоянии изложить доктрины веры, правильно изъяснить Слово Истины и сделать это с большой готовностью и радостью.

3:3 Пьяница — человек, пристрастившийся к алкогольным напиткам. Епископ не должен быть человеком, злоупотребляющим вином, а потому склонным к ссорам и скандалам.

Не бийца означает, что этот человек не применяет к другим физического насилия. Если, например, у него есть слуги, он никогда их не бьет.

Слова «не корыстолюбив» нет в некоторых из самых старых рукописей, но в большинстве манускриптов оно есть. (Так как диаконы не должны быть сребролюбивы (3:8), то вряд ли Павел опустил это качество, говоря о еще более ответственной должности пресвитера.) Как и в мире, любовь к деньгам принесет в церкви ужасные плоды.

Пресвитер должен быть тих. Служение в церкви потребует от него сдержанности, снисходительности, терпения, готовности уступить.

Он должен быть миролюбив, не должен быть сварлив, придирчив, любить споры по пустякам. Он не защищает свои права от всех и вся, всегда в ровном расположении духа.

Епископ не должен быть сребролюбив, то есть не должен любить деньги. Ударение здесь на слове «любить». Его главная забота — духовная жизнь детей Божьих; сильную тягу к материальному он рассматривает как помеху и отметает в сторону.

3:4 Для того чтобы его признали блюстителем, христианин должен хорошо управлять своим домом и содержать детей в послушании. Это требование действительно лишь до тех пор, пока его дети живут дома. После того, как они его покинут и создадут свои семьи, исчезнет и возможность продемонстрировать послушание. Если мужчина хорошо управляет своим домом, он будет избегать крайностей: чрезмерной жесткости и незаслуженной снисходительности.

3:5 Аргументация здесь ясна. Если христианин не в состоянии управлять собственным домом, то можно ли ожидать, что он будет заботиться о Церкви Божьей? Число членов его семьи относительно небольшое. Они все состоят с ним в родстве и большей частью намного его моложе. В церкви же людей значительно больше, и у каждого свой характер и темперамент. Совершенно очевидно, что человек, который не в состоянии управлять меньшей группой, явно не годится для руководства большей.

Стих 5 очень важен, потому что описывает суть работы пресвитера. Он должен пещись о Церкви Божьей. Обратите внимание: пещись (заботиться) о церкви, а не править ею. Пресвитер — не деспот и даже не милостивый правитель, а тот, кто ведет народ Божий, как пастух ведет овец. Слово «пещись» еще раз встречается в НЗ лишь в притче о добром самарянине (Лк 10:34). Пресвитер, заботящийся о церкви, будет делать это с той же любовью и нежностью, с какой добрый самарянин заботился о жертве грабителей.

3:6 Не должен быть из новообращенных. Человек, недавно обращенный в христианство или же делающий в вере первые шаги, не обладает качествами, необходимыми епископу. У человека на этой должности должен быть большой опыт и познания в вере. Опасность того, что новичок возгордится и подпадет осуждению с дьяволом, велика. Под осуждением с дьяволом подразумевается не наказание, которое сатана навлекает на людей, а кара, которая постигла самого сатану за его гордость. Он стремился занять высокое положение, на которое у него не было прав, и пал очень низко.

3:7 Епископом может быть лишь тот, чья репутация не запятнана и в миру. Внешние — это его не спасенные соседи. Не имея такого доброго свидетельства, он навлекает на себя обвинения людей и попадает в сеть дьявольскую. Обвинения могут исходить и от верующих, и от неверующих. Сеть дьявольская — это западня, расставляемая сатаной для тех, у кого слова расходятся с делами. Всех, кто попался в эту сеть, дьявол превращает в объект насмешек, оскорблений и презрения.

3:8 Теперь апостол переходит от епископов к диаконам. В НЗ диакон — это тот, кто служит. Распространено мнение, что диакон — это христианин, заботящийся о текущих делах церкви, в то время как епископ заботится о ее духовной жизни. Это понимание обязанностей диаконов основывается в основном на Деяниях 6:1−5, где говорится о назначении в церкви ответственных за ежедневную раздачу пропитания вдовам. Самого слова «диакон» в этих стихах нет, но в стихе 2 использована его глагольная форма: «Не хорошо нам, оставивши Слово Божие, пещись (буквально «диакон») о столах». Требования к диаконам очень похожи на требования к епископам, хотя и не так строги. Единственное значимое отличие: от диаконов не требуется быть хорошими учителями.

Диаконы должны быть людьми честными, достойными и уважаемыми. Они должны быть не двуязычны, то есть не должны предоставлять разным людям или в разное время отчеты, противоречащие один другому. Они должны быть последовательны в своих делах и словах.

Они не должны быть пристрастны к вину. НЗ не запрещает употреблять вино в лечебных целях или как напиток в тех странах, где источники воды загрязнены. Но, хотя Библия и разрешает умеренное употребление вина, христианин должен принять во внимание и то, какой пример он являет этим миру. В то время как в одних странах употребление христианином вина не оказывает ни малейшего отрицательного воздействия на его свидетельство, в других это может стать для неверующих камнем преткновения. Поэтому употребление вина хоть и позволительно, но не всегда целесообразно.

Диаконы не должны быть корыстолюбивы. В обязанности диакона может входить распоряжение денежными средствами поместной церкви. Человека, любящего деньги, здесь может подстерегать сильнейшее искушение запустить руку в казну. Иуда был не последним казначеем, предавшим своего Господа ради денег.

3:9 Диаконы должны хранить таинство веры в чистой совести. Это значит, что они должны держаться истины в учении и жизни. Истину они должны не только знать, но и жить по ней.

Таинство веры — это описание христианской веры. Многие доктрины христианства хранились в тайне во времена ВЗ и были открыты апостолами и пророками НЗ. Вот почему здесь использовано слово «таинство».

3:10 Диаконов, как и епископов, прежде надобно испытывать. Это значит, что за ними надо какое-то время понаблюдать, может быть, доверить им исполнение определенных обязанностей в поместной церкви. Когда они докажут, что надежны и исполнительны, их обязанности можно расширить. Потом допускать до служения. Как и в случае с епископами, ударение здесь не столько на церковной должности, сколько на служении Господу и Его народу.

Если личная жизнь и общественная деятельность такого христианина беспорочны, ему можно разрешить нести служение диакона. Слово «беспорочны» относится прежде всего к качествам, перечисленным выше.

Здесь уместно упомянуть и тех, чье служение в поместной церкви можно рассматривать, как диаконское. Один из них, конечно, казначей, потом секретарь, заведующий воскресной школой и распорядители.

3:11 В этом стихе подразумеваются, несомненно, жены диаконов или жены епископов и диаконов. Жены тех, кто занимает в церкви ответственные посты, должны, несомненно, быть зрелыми христианками и цельными натурами, способными помогать своим мужьям в их важном труде.

Но это же самое слово можно перевести не только как «жены», но и как «женщины». Такой перевод позволил бы истолковывать этот стих как упоминание о диакониссах. В апостольской церкви такие женщины были, например, Фива, диаконисса кенхрейской церкви (Рим 16:1). (Вероятно, на заре существования церкви это еще не стало церковной должностью для женщины.) Представление о служении, которое эти женщины несли в церкви, мы получаем из слов Павла о Фиве: «Она была помощницею многим и мне самому» (Рим 16:2).

Как бы там ни было, эти женщины должны быть честны, уважаемы и рассудительны. Они не должны быть клеветницами, неустанно собирающими сплетни и распускающими лживые и злобные слухи, стремясь очернить чье-то доброе имя. От них требуется трезвость и сдержанность, умение держать себя в руках.

Наконец, они должны быть верны во всем. Под этим может подразумеваться не только преданность христианской вере, но и надежность, неизменность и исполнительность. Они также должны уметь хранить семейные тайны и конфиденциальные сведения.

3:12 Здесь апостол возвращается к теме диаконов. Сначала он отмечает, что диакон должен быть мужем одной жены. Различные взгляды на смысл этой фразы излагались в связи со стихом 2 этой главы. Здесь же достаточно сказать, что, как и епископы, диаконы в своей брачной жизни должны быть безупречны.

Они также должны хорошо управлять детьми и домом своим. Неумение делать это рассматривается в НЗ как изъян в христианском характере. Это не значит, что отцы должны быть деспотичны и властны. Имеется в виду, что дети их должны быть послушны и служить миру свидетельством истины.

3:13 Яркой иллюстрацией к фразе «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень» может послужить служение Филиппа и Стефана. В Деяниях 6:5 мы встречаем их имена в списке семи рукоположенных диаконов.

Им было поручено руководить раздачей денег вдовам в церкви. Создается впечатление, что Святой Дух, видя их верность в исполнении этих обязанностей, доверил им более высокие сферы служения: позже в книге Деяний мы читаем, что Филипп нес служение евангелиста, а Стефан — учителя. Они хорошо служили как диаконы и получили высшую степень в глазах поместной церкви. Того, кто верно выполняет свое, пусть даже небольшое, поручение, вскоре начнут уважать за надежность и преданность.

В довершение Филипп и Стефан обрели великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Это, несомненно, означает, что им была дарована великая смелость в свидетельстве о Христе, в учении, в молитве. Яркое свидетельство тому — речь Стефана перед синедрионом, его слова перед мученической смертью.

Г. О поведении в церкви (3:14−16)

3:14 Все это апостол написал в надежде вскоре увидеть Тимофея. «Сие» может относиться, однако, не только к уже сказанному, но и к тому, что еще будет сказано.

3:15 Павел осознает, что вполне может задержаться или даже совсем не прийти в Ефес. Мы не знаем, смог ли он снова повидаться с Тимофеем в Ефесе. Поэтому апостол хотел, чтобы Тимофей знал, как верующие должны вести себя в доме Божьем, если он замедлит.

В предшествующих стихах Павел описал, как должны вести себя епископы, диаконы и их жены. Теперь же он объясняет, как должны вести себя в доме Божьем все христиане.

Домом Божьим здесь названа Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. В ВЗ Бог обитал в скинии собрания и в храме, но в НЗ Он обитает в Церкви. О ней говорится как о Церкви Бога живого, в противоположность языческому храму, наполненному мертвыми идолами.

Церковь также названа столпом и утверждением истины. Столбы не только удерживают какое-то сооружение; на установленном на рыночной площади столбе вывешивались указания и распоряжения. Столб, таким образом, становится глашатаем. Церковь была избрана Богом, чтобы возвещать и демонстрировать Его истину на этой земле. Она также является утверждением истины. Здесь под утверждением подразумевается фундамент или подпорки. Церкви поручено защищать и поддерживать истину Божью.

3:16 Это трудный стих. Прежде всего, непросто определить, как он связан с вышесказанным. Возможно, это краткое изложение истины, столпом и утверждением которой является Церковь (ст. 15). Но, может быть, в этом стихе приводится пример силы благочестия, которое, как настаивает Павел, является неотъемлемой частью благопристойного поведения в доме Божьем. Дж. Н. Дарби говорил:

«Этот стих часто цитируют и истолковывают так, как если бы здесь речь шла о тайне Божества, или о тайне Личности Христа. Но это — тайна благочестия, или секрет, от чего же исходит всякое истинное благочестие, Божественный исток всего, что можно назвать благочестием в человеке... Благочестие берет начало в знании о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Господа Иисуса Христа... Только так познаем мы Бога; и из постоянного пребывания в этом проистекает благочестие». (J. N. Darby, «Notes of a Lecture on Titus 2:11−14», The Collected Writings of J. N. Darby, VII:333.)

Когда Павел говорит, что тайна благочестия велика, он не имеет в виду, что она очень загадочна, а подразумевает, что прежде скрытая от всех истина о Личности и деле Господа Иисуса весьма замечательна и изумительна.

Слова «Бог явился во плоти» относятся к Господу Иисусу, а именно к Его воплощению. (Священные имена «Бог», «Христос», «Дух» и другие в древних рукописях писались сокращенно. Греческая аббревиатура слова «Бог» в точности похожа на слово «кто» плюс короткая горизонтальная черта, различающая буквы «тета» и «омикрон» и еще одна черта над словом, указывающая, что это сокращение. В некоторых рукописях стоит «Бог» (традиционные и большая часть манускриптов), в других «кто» и «некоторых». Мы придерживаемся традиционного написания, содержащегося в большинстве рукописей.)

Истинное благочестие было явлено во плоти впервые тогда, когда Спаситель родился как Младенец в яслях Вифлеема.

Означает ли «оправдал Себя в Духе» то, что Он оправдал Себя в Своем собственном человеческом духе? Или это значит «оправдан Святым Духом»? Насколько мы понимаем, скорее всего, это второе. Святой Дух Божий свидетельствовал о Нем при Его крещении (Мф 3:15−17), преображении (Мф 17:5), воскресении (Рим 1:3−4) и вознесении (Ин 16:10).

Ангелы видели Господа Иисуса при Его рождении, искушении, агонии в Гефсиманском саду, воскресении и вознесении.

Он проповедан в народах, начиная со дня Пятидесятницы. Свидетельство это распространилось не только среди еврейского народа, но достигло и самых отдаленных уголков земли.

«Принят верою в мире» говорит о том, что представители едва ли не каждого народа и племени уверовали в Господа Иисуса. Здесь не сказано «принят верою миром». Хотя проповедь о Нем и звучит по всему миру, принимают ее далеко не все. Принято считать, что слова «вознесся во славе» относятся к Его вознесению на небеса по завершению дела искупления и к Его пребыванию там в настоящий момент. Винцент подчеркивает, что здесь говорится «вознесся во славе (не во славу)». Это указывает, что «сопутствующие Его вознесению обстоятельства величия или пышности подобны, например, тем, какие сопровождают шествие генерала, одержавшего победу».

Некоторые считают данный список событий хронологическим. Так, например, они говорят, что «явился во плоти» относится к воплощению; «оправдал Себя в Духе» — к смерти, погребению и воскресению Христа; «показал себя ангелам» описывает Его вознесение на небеса; «проповедан в народах» и «принят верою в мире» — события, последовавшие за Его вознесением, и, наконец, «вознесся во славе» говорит о том грядущем дне, когда все Его искупленные будут собраны, воскреснут из мертвых и вознесутся вместе с Ним во славу. Тогда и только тогда, как считают сторонники этого взгляда, тайна благочестия достигнет завершения.

Однако мы не видим причины, почему этот порядок должен быть хронологическим. Некоторые считают, что этот стих представляет собой отрывок из раннего христианского гимна. Если это так, то тот гимн был очень похож на одну из наших духовных песен:

Живя, меня Он любил; умирая, меня Он спас;
В могилу сойдя, унес мой грех прочь с Божьих глаз;
Воскреснув, Он дал оправданье навек.
Однажды вернется Он — о, славный день!

(Чарльз Х. Марш)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на 1-е послание Тимофею, 3 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

1 Тимофею 3 глава в переводах:
1 Тимофею 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.