Адкрыццё 1 глава

Адкрыццё Іаана Багаслова
Пераклад Анатоля Клышкi → Новой Женевской Библии

Пераклад Анатоля Клышкi

1 Адкрыццё Ісуса Хрыста, якое даў Яму Бог, каб паказаць Сваім слугам1, што павінна адбыцца неўзабаве, і Ён паказаў, паслаўшы праз Свайго Анёла, свайму слугу Іаану,
2 які засведчыў слова Божае і сведчанне Ісуса Хрыста — усё, што ён бачыў.
3 Шчаслівы, хто чытае, і тыя, хто слухае словы [гэтага] прароцтва і выконвае напісанае ў ім, бо час блізкі.
4 Іаан — сямі цэрквам у Асіі: ласка вам і мір ад Таго, Хто ёсць, і Хто быў, і Хто прыходзіць, і ад сямі духаў, якія перад Яго тронам,
5 і ад Ісуса Хрыста, вернага Сведкі, Першынца з мёртвых і Уладара зямных цароў. Яму, Хто любіць нас і вызваліў нас ад нашых грахоў Сваёю крывёю,
6 і зрабіў нас царствам2, святарамі Богу і Бацьку Свайму, — Яму слава і ўладарства на векі [вечныя]; амін.
7 Вось, Ён прыходзіць з воблакамі, і ўбачыць Яго кожнае вока і тыя, што Яго працялі, і заплачуць па Ім усе плямёны зямлі. Так, амін!
8 Я — Альфа і Амега3, [пачатак і канец], кажа Госпад Бог, Хто ёсць, і Хто быў, і Хто прыходзіць, Усемагутны.
9 Я, Іаан, ваш брат і супольнік у пакутах, і ў царстве, і вытрываласці ў Ісусе [Хрысце], быў на востраве, які называецца Патмас, за слова Божае і сведчанне Ісуса [Хрыста].
10 Я быў у духу ў Гасподні дзень і пачуў за сабою гучны голас як бы трубы,
11 які казаў: Тое, што бачыш, запішы ў скрутак і пашлі сямі цэрквам [у Асіі]: у Эфес, і ў Смірну, і ў Пергам, і ў Фіятыру, і ў Сарды, і ў Філадэльфію, і ў Лаадыкію.
12 І я павярнуўся, каб бачыць, чый голас гаварыў са мною, і, павярнуўшыся, убачыў сем залатых светачаў,
13 і пасярэдзіне [сямі] светачаў падобнага да Сына Чалавечага, апранутага ў падзір4 і апаясанага па грудзях залатым поясам.
14 Галава ж Яго і валасы белыя, як белая воўна, як снег, і вочы Яго, як полымя агню,
15 і ногі Яго падобныя да халкалівану5, быццам распаленага ў печы, і голас Яго, як шум многіх водаў;
16 і Ён меў у Сваёй правай руцэ сем зорак, і з Яго вуснаў выходзіў востры двусечны меч, і Яго аблічча, як сонца, што ззяе ў сіле сваёй.
17 І калі я ўбачыў Яго, я ўпаў да Яго ног, як мёртвы, і Ён паклаў на мяне Сваю правую руку, кажучы: Не бойся; Я — Першы і Апошні,
18 і жывы; і я быў мёртвы, і вось, Я жывы на векі вякоў, [амін] і маю ключы смерці і пекла.
19 Дык напішы, што ты бачыў, і што ёсць, і што рыхтуецца адбыцца пасля гэтага.
20 Таямніца сямі зорак, якія ты бачыў у Маёй правай руцэ, і сямі залатых светачаў: сем зорак — гэта Анёлы сямі цэркваў, і сем светачаў — гэта сем цэркваў.

Новой Женевской Библии

1:1 чему надлежит быть вскоре. См. 22:6, 7, 10, 12, 20. Духовная война происходит на всем протяжении земного бытия Церкви. «Последние дни», возвещенные пророчествами Ветхого Завета, открылись с воскресением Христа (Деян 2:16−17). Время ожидания минуло, Бог вводит человечество в заключительную фазу его духовного становления. Именно в этом смысле нынешние дни являются «последним временем» (1Ин 2:18).

1:2 свидетельство Иисуса Христа. Т.е. Евангелие Иисуса Христа, Благая Весть о Его воскресении. Само Откровение есть послание, назначение которого — укрепить христианское свидетельство. Откровение обладает полнотой Божественного авторитета и подлинностью (22:20, 6, 16; 19:10).

1:3 Блажен читающий и слушающие. В Откровении не только изрекаются слова осуждения неверующим, но и благословения верующим (14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7, 14).

слова пророчества сего. См. 22:7−10, 18−19. Как и ветхозаветные пророчества, Откровение сочетает видения будущего с увещаниями верующих. Пророчество — это особая богодухновенная форма раскрытия движущей силы истории, соединяющей все разрозненные события в единую картину причинно-следственных связей.

соблюдающие. Т.е. исполняющие. Благословение приходит не к слушателям, но к исполнителям услышанного.

1:4−5 Приветствие, характерное для жанра посланий.

1:4 Иоанн. См. Введение: Автор.

Семи церквам. См. 1:11; 2:1 — 3:22. В книге Откровение важную роль играет число семь (см. Введение; Содержание), символизирующее завершенность (Быт 2:2−3). Выбор семи церквей не только выражает эту тему, но и указывает на более широкое содержание послания, а именно, что оно обращено ко всем церквам.

Асии. Асия (Азия) — провинция Римской империи, охватывающая запад нынешней Турции.

Который есть и был и грядет. Это выражение тождественно имени Божию в книге Исход 3:14−22. См. ком. к 1:8.

от семи духов. Святой Дух описывается в терминах семеричной полноты (4:5; Зах 4:2, 6). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец («Который есть»), Сын (1:5) и Дух (ср. 1Пет 1:1−2; 2Кор 13:14).

1:5 свидетель верный. См. ком. к 1:2.

первенец. См. ком. к 1:18.

владыка. См. ком. к 4:1−5:14.

1:5−8 Иоанн воздает славу Богу в форме, имеющей сходство с началом большинства посланий апостола Павла. Темы владычества Божия, искупления и Второго пришествия Христа освещаются на всем протяжении книги Откровение.

омывшему нас. В оригинале: «избавившему нас». См. ком. к 5:1−14.

1:6 Поклонение Богу и прославление Его — основная тема Откровения. Прославление Бога является неотъемлемой частью духовной борьбы.

соделавшему нас царями и священниками. Святые услаждаются законом Божиим и как священники имеют непосредственный доступ к Богу (Евр 10:19−22; 1Пет 2:5−9). В будущем они будут царствовать с Ним (2:26−27; 3:21; 5:10; 20:4, 6). Все народы отныне разделяют священнические преимущества, дарованные Израилю (Исх 19:6). Цели искупления, прообразом которого был исход из Египта, и цели, ради которых человеку была дарована власть над творением, исполняются во Христе (5:9−10).

Тема священнического служения и общения с Богом соединяется в Откровении с образом храма (см. ком. к 4:1 — 5:14).

1:8 Альфа и Омега. Первая и последняя буквы греческого алфавита. Бог есть Начинатель и Завершитель творения. Он — Господь прошлого, настоящего и будущего, на что указывает выражение «есть и был и грядет» (см. ком. к 4:1 — 5:14). Его державная власть над творением служит залогом исполнения поставленных Им целей (Рим 8:18−25).

Который... грядет. Имеется в виду Второе пришествие Христа как завершающий этап замысла Божия.

1:9 соучастник... в терпении. Призыв проявлять терпение и хранить верность повторяется на протяжении всего Откровения (2:2−3, 13, 19; 3:10; 6:11; 13:10; 14:12; 16:15; 18:4; 22:7, 11, 14). Увещевание раздается среди преследований и искушений (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Патмос. Небольшой остров, расположенный у западного побережья Малой Азии.

1:10 был в духе. Дух Божий сообщает Иоанну видения и открывает перспективу истории человечества в ее духовном аспекте.

в день воскресный. В оригинале: «день Господень», т.е. день, когда христиане молитвенно вспоминают воскресение Христа. Воскресение предвосхищает окончательную Божию победу (19:1−10).

слышал... громкий голос. Громозвучность указывает на силу и вселенское значение слышанного и виденного Иоанном (1:15; 4:1, 5; 5:2, 12; 6:1; 7:2, 10; 8:5, 13; 10:3; 11:12, 15, 19; 12:10; 14:7, 9, 15, 18; 19:1, 3, 6, 17).

1:11 церквам. См. ком. к 1:4.

Семь церквей Откровения.

1:12−20 Христос является перед Иоанном в неизмеримой славе (ср. 21:22−24). Выражение «подобный Сыну Человеческому» отсылает к книге Даниила (7:13). Повествование 1:12−16 напоминает видения пророков Даниила (7:9−10; 10:5−6) и Иезекииля (1:25−28), но оно имеет сходство и со многими другими ветхозаветными явлениями Бога. Видение показывает Христа в образе Судии и Владыки — в первую очередь над церквами (1:20 — 3:22), а также над всей вселенной (1:17−18; 2:27). Его Божественное достоинство, власть и победа над смертью служат залогом окончательной победы в конце истории человечества (1:17−18; 17:14; 19:11−16). Это видение Бога Вседержителя, Чья власть осуществляется через Христа, является основополагающим в книге Откровение.

Светильники символизируют церкви как носительниц света или свидетельства (1:20; Мф 5:14−16). Христос шествует в окружении церквей как Господь и Пастырь, подобно тому, как облако славы Божией снизошло и пребывало в скинии и в храме, где находились светильники (Исх 25:31−40; 3Цар 7:49). Свет, как одно из свойств Бога (1Ин 1:5), находит свое наивысшее проявление во Христе (Ин 1:4, 5; 8:12; 9:5; Деян 26:13); он также различными путями отражается в Его творении: в пламенении ангелов (10:1; Иез 1:13), в естественном свете (21:23; Быт 1:3), в светильниках храма, в церквах и в каждом человеке (Мф 5:14−15). Таким образом, Господь показывает, на каком фоне происходит завершение творения вселенной (Еф 1:10; Кол 1:16−17). Поскольку все творение содержится Христом (Кол 1:17), тринитарные образы в 1:12−20 и 4:1 — 5:14 закладывают основание для всего Откровения. И как сущность Троицы глубоко таинственна, так и образы Откровения неисследимо глубоки.

1:15 шум вод многих. См. ком. к 1:10.

1:16 Меч. См. 19:15; Евр 4:12; Ис 11:4.

как солнце. См. 21:22−25; Ис 60:1−3, 19−20.

1:17 Я есмь Первый и Последний. То же, что «Альфа и Омега» (1:8 и ком.; 2:8; 22:13; Ис41:4; 44:6; 48:12).

1:18 живый. Иначе: живущий. Воскресение Христа и Его новая жизнь обусловливают новую жизнь Его народа (2:8; 5:9−10; 20:4−5) и обновление всего творения (22:1).

имею ключи... смерти. Эти слова предвосхищают 20:14.

1:19 Этот стих, вероятно, указывает на разделение содержания Откровения по времени на прошлое (1:12−16), настоящее (2:1 — 3:22) и будущее (4:1 — 22:5). Однако такое разделение весьма относительно, поскольку некоторые фрагменты содержания каждой части относятся ко всем трем периодам.

1:20 Ангелы. «Ангел» означает «вестник». В Слове Божием оно может относиться к людям, особенно пастырям церквей, или к ангелам как духовным сущностям. Видная роль, отводимая ангелам в Откровении, побуждает думать, что здесь имеются в виду именно ангелы как служебные духи (22:6; Дан 10:10−21).

Семь церквей Откровения.

Примечания:

 
Пераклад Анатоля Клышкi
1 1: Або: рабам. Грэцкае слова, якое тут і далей перакладзена як слуга, можа перакладацца і як раб.
6 2: У некат. рукап.: царамі.
8 3: Альфа і Амега — першая і апошняя літары грэцкага алфавіта.
13 4: Падзір — доўгае белае адзенне іудзейскіх цароў і першасвятароў.
15 5: Халкаліван, паводле адных — род светлай бронзы, паводле другіх — род ладану.
 
 


2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.