Якава 1 глава

Пасланьне Якава
Пераклад Васіля Сёмухі → Толкования Августина

Пераклад Васіля Сёмухі

1 Якаў, раб Бога і Госпада Ісуса Хрыста, дванаццаці родам, якія ў расьсеяньні, — радавацца!
2 Зь вялікай радасьцю прымайце, браты мае, калі ўпадаеце ў розныя выпрабаваньні,
3 ведаючы, што выпрабаваньне вашай веры робіцца цярплівасьцю,
4 а цярплівасьць павінна мець дасканалае дзеяньне, каб вы былі дасканалыя ва ўсёй паўнаце, бязь ніякай пахібы.
5 Калі ж каму-небудзь з вас не хапае мудрасьці, хай просіць у Бога, Які дае ўсім проста і без дакораў, — і дасца яму.
6 Але няхай просіць зь вераю, і зусім не сумняваецца, бо хто сумняваецца, падобны да марское хвалі, якую гоніць і распырсквае вецер;
7 Хай не спадзяецца такі чалавек атрымаць што-небудзь ад Госпада.
8 Чалавек двудушны — ня цьвёрды на ўсіх шляхах сваіх.
9 Хай славіцца пакорлівы брат у высокасьці сваёй,
10 а багаты ў пакоры сваёй, бо ён мінецца, бы краска ў траве:
11 узыходзіць сонца, настае сьпёка, і высушвае траву, краска яе ападае, прападае хараство яе; так вяне і багаты ў шляхах сваіх.
12 Дабрашчасны чалавек, які вытрывае выпрабаваньне, бо пасьля выпрабаваньня ён атрымае вянок жыцьця, які паабяцаў Гасподзь тым, хто любіць Яго.
13 У выпрабаваньні ніхто хай ня кажа: «Бог мяне спакушае»; Бог бо не спакушаецца злом і сам не спакушае нікога,
14 а кожны спакушаецца, калі ваблены і наджаны сваім пажаданьнем;
15 а пажаданьне, зачаўшы, родзіць грэх, а ўчынены грэх родзіць сьмерць.
16 Не ашуквайце сябе, браты мае любасныя:
17 Усякае даньне добрае і ўсякі дар дасканалы зыходзіць згары, ад Айца сьвятла, у Якога няма перамены, ані ценю пераменнасьці.
18 Захацеўшы, спарадзіў Ён нас словам ісьціны, каб сталіся мы нейкім пачаткам Ягоных твораў.
19 Дык вось, браты мае любасныя, кожны чалавек няхай будзе борзды ў слуханьні, марудлівы ў словах, марудлівы ў гневе;
20 бо гнеў чалавечы ня творыць праўды Божай.
21 Таму, адклаўшы ўсялякую нячыстасьць і лішнюю злосьць, у пакоры прымеце пасеянае ў вас слова, якое можа ўратаваць вашы душы.
22 Будзьце ж выканаўцы слова, а не слухачы толькі, што ашукваюць самі сябе.
23 Бо хто слухае слова і ня выконвае, той падобны да чалавека, які разглядвае прыродныя рысы аблічча свайго ў люстры:
24 ён паглядзеў на сябе, адышоўся — і адразу забыўся, які ён ёсьць.
25 А хто пранікне ў закон дасканалы, закон свабоды, і застанецца ў ім, той, ня будучы слухачом забыўлівым, а выканаўцам дзеі, дабрашчасны будзе ў сваім дзеяньні.
26 Калі ж хто з вас думае, што ён пабожны, і не таймуе свайго языка, а ашуквае сваё сэрца, у таго пустая пабожнасьць.
27 Чыстая і беспахібная пабожнасьць перад Богам і Айцом ёсьць тое, каб дагледзець сірот і ўдоваў у іхніх скрухах і захоўваць сябе неапаганенага сьветам.

Толкования Августина

Стих 5

Не следует утверждать, что вера не является даром Божиим, но имеет источник в нас, поскольку дана нам без нашей о том просьбы. Итак, от Кого мир и любовь, от Того и вера, вследствие чего мы просим у Него не только усилить веру тех, у кого она есть, но также дать ее тем, кто ее еще не имеет.

О даре терпения 44

Cl. 0355, 1021.20.

Стих 7

Твои заслуги злы — Бог не увенчивает их. Если же они благи, то суть дары Божии.

О благодати и свободной воле

Cl. 0352, 890.48.

Стих 13

Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает... Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает.

Стих 14

Но бывает, что, по высшим и сокровенным судам своим, Он оставляет иного. И когда оставит кого, тогда искуситель находит возможность сделать ему что-либо: ибо в таком случае он не противоборца уже встречает, а покорного послушника в том, кого оставил Бог. Итак, чтобы не оставлял нас Бог, молимся «не введи нас во искушение». — «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», говорит тот же Апостол Иаков. «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; Иак 1:14, 15). Чему это учит он нас? Тому, чтобы мы боролись с похотью своею. Во святом крещении грехи все прощаются; а похоти остаются чтобы, возрождены быв, вы вели с ними борьбу. Внутрь вас самих остается столкновение. Нечего бояться внешнего врага: себя победи, и — мир побежден. Что может сделать тебе внешний искуситель, — диавол, или слуга диавола? Пусть, например, кто-нибудь предлагает тебе какую выгоду, чтобы прельстить тебя и склонить на худое дело, что он сделает тебе, когда в тебе самом не дано места любостяжанию? Но если в тебе самом дано место любостяжанию; то, увидев прибыль, разгоришься вожделением ее и будешь пленен тенетами грешного яства, каковые тенета попусту пролежат простертыми перед тобою, если ты неподатлив на любостяжание. Пусть также искуситель подведет для искушения тебя красивейшую женщину. Если внутрь тебя водворена любовь к целомудрдию, то ты легко преодолеешь это внешнее нападение, чтобы не пленила тебя приманка красоты жены чуждой, побори внутрь себя свою похоть; не врага своего ощущаешь ты, но свою похоть чувствуешь. Победи внутрь, что там чувствуешь. Борись и победишь. Возродивший тебя — Судия твой: Он предложил тебе состязание, — и готовит венец. Но как без сомнения ты побежден будешь, если не будешь иметь Его помощником себе, когда Он оставит тебя; того ради и взывать научен ты в молитве: «не введи нас во искушение». — Некоторых гнев Судии предал похотям их, как говорит Апостол: «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Рим 1:24). Как предал? Не понудив, а оставив их.

Стих 15

Кто побеждается искушением, тот впадает в грех. Апостол Иаков говорит: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех». Чтобы не быть тебе увлеченным похотью, не соглашайся с нею. Ей неоткуда зачать, как от тебя. Согласился: тоже что — поспал с нею в сердце своем. Восстала похоть: откажи ей в себе, не следуй ей. Она непотребна, растленна, срамна, от Бога тебя отчуждает. Не давай ей объятий согласия, чтобы не оплакивать порождение от того: ибо если согласишься, то есть, примешь ее в объятия, она зачнет. Но «похоть же, зачав, рождает грех». Не боишься этого? «Сделанный грех рождает смерть». Хоть смерти побойся. Если не боишься греха, побойся того, куда приводит грех. Сладок грех, но горька смерть. Она — крайнее бедствие людей, для чего грешат они, то, умирая, оставляют здесь, а самые грехи берут с собою. Грешишь из-за денег: здесь оставишь их. Грешишь из-за других стяжаний: здесь оставишь их. Грешишь из-за жены: здесь оставишь ее. И что бы то ни было, из-за чего грешишь, все то, смыкая очи на смерть, здесь оставишь, а с собою возьмешь только самые грехи, учиненные тобою из-за того.

Стих 17

Итак, вы должны надеяться получить способность твердо переносить послушание у Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Иак 1:17), и просить об этом в ежедневных молитвах, и, поступая так, быть уверенными, что вы не чужды тому, что предопределено народу Его, потому что даже то, что вы это совершаете, Он Сам вам дарует.

О даре терпения 22

Cl. 0355, 1030.39

Стих 19

Ведь истину безопасней выслушивать, чем проповедовать, поскольку, когда ее выслушивают, сохраняют смирение, а когда проповедуют, едва ли в ком из людей не закрадывается пусть крохотное, а самодовольство, в котором, запятнавшись, обязательно увязают стопы.

Трактат на Евангелие от Иоанна 57.2.

Cl. 0278, 57.2.23.

Стих 22

Ведь ни я, ни кто-то другой, проповедующий вам слово, сердца вашего не видит, что вы задумываете в своих мыслях, судить не может, потому что человек не может видеть — видит Бог, для Которого сердце человеческое не может оставаться сокрытым. Подумайте, если слушать — хорошо, насколько же лучше исполнять. Если ты не слышишь, ты не заботишься о том, что [не] услышано, и [таким образом] ничему не содействуешь, если же слышишь и не исполняешь, ты способствуешь падению.

Проповеди 179.

Cl. 0284, 179.38.970.58.

Стих 25

Это — закон свободы, а не рабства, потому что это, конечно, закон любви, а не страха, о котором и апостол Иаков говорит: Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы. И потому и он больше уже не боялся, как раб, закона Божия, а по внутреннему человеку находил в нем удовольствие (См. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Рим 7:22); однако он все еще видит в членах своих иной закон, противоборствующий закону ума его (23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Рим 7:23).

О природе и благодати 57.67. Cl. 1362, 1 (in Iac.), 1.331.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.