Гаґея 1 глава

Кніга прарокі Гаґея
Пераклад Яна Станкевіча → Новой Женевской Библии

Пераклад Яна Станкевіча

1 Другога году караля Дара, шостага месяца, першага дня месяца, было слова СПАДАРОВА Гаґеям прарокам Зэрувавелю Шэалфіеленку, вайводзе Юдэі, а Ігошуі Егосадачонку, найвышшаму сьвятару, кажучы:
2 «Гэтак кажа СПАДАР войскаў, кажучы: "Гэты люд кажа: ’Ня прышла пара, пара, каб станавіць дом СПАДАРОЎ’"».
3 Тады было слова СПАДАРОВА Гаґеям прарокам, кажучы:
4 «Ці пара вам жыць у шаляваных дамох, а гэты дом спустошаны?»
5 Затым цяпер гэтак кажа СПАДАР войскаў: «Зьвярніце сэрца сваё да дарогаў сваіх.
6 Вы сееце шмат, але зьбіраеце мала; ясьце, але вам ня досыць; п’іце, але не праганяеце смагі; адзяіцеся, але вам ня цёпла; хто зарабляе плату, зарабляе да дзіравага капшука».
7 Гэтак кажа СПАДАР войскаў: «Зьвярніце сэрца сваё да дарогаў сваіх.
8 Узыйдзіце на гару, і вазіце дзерва, і станавіце дом; і Я буду прыяць яму, і ўслаўлюся, — кажа СПАДАР. —
9 Глядзіце, каб было шмат, а гля, мала; і як прыносіце двору, Я разьвею тое. Чаму? — агалашае СПАДАР войскаў: — За дом Мой, што спустошаны, а вы бяжыце кажны да дому свайго.
10 Затым неба над вамі заставалася без расы, і зямля заставалася бяз плоду.
11 І Я прыгукаў сухмень на зямлю а на горы а на збожжа а на вінны сок а на аліву а на тое, што выдаець зямля, а на людзёў а на статак а на ўсю гарапашнасьць рук».
12 І паслухалі Зэрувавель Шэалфіеленак а Ігошуа Егосадачонак, найвышшы сьвятар, і ўся астача люду голасу СПАДАРА, Бога свайго, і слоў Гаґея прарокі, бо СПАДАР, Бог іхны, паслаў яго, і люд баяўся СПАДАРА.
13 І сказаў Гаґей, пасланец СПАДАРОЎ, з паручэньня СПАДАРОВАГА да люду, кажучы: «Я з вамі», — агалашае СПАДАР.
14 І ўзрушыў СПАДАР дух Зэрувавеля Шэалфіеленка, вайводы Юдэі, а дух Ігошуі Егосадачонка, найвышшага сьвятара, а дух усяго засталага люду, і яны прышлі, і рабілі работу ў доме СПАДАРА войскаў, Бога свайго,
15 Дваццаць чацьвертага дня шостага месяца, другога году караля Дара.

Новой Женевской Библии

1:1−15 Бог через Своего пророка призывает народ отказаться от погони за жизненными благами и построить храм Господень. На слова народа: «не время сейчас строить дом Божий», Господь отвечает, что люди тратят время на украшение своих домов, тогда как дом Господень пребывает в запустении. Они должны осознать, почему все их труды пропадают напрасно, почему урожай на их полях скуден. Господь повелевает людям собрать нужные материалы и закончить строительство храма. Люди в страхе Божием откликаются на этот призыв и получают обещание, что Господь будет с ними.

1:1 в шестой месяц, в первый день. 29 августа 520 г. до Р.Х. пророчество Аггея, обращенное к вождям народа, было оглашено публично, так чтобы и народ отозвался на него (1:12).

Зоровавелю. Скорее всего, он же Шешбацар (ср. Езд 1:8). Оба этих имени упоминаются в связи с восстановлением храма. Возможно, Шешбацар был внуком царя Иехонии (1Пар 3:17−19) и потомком Давида.

Иисусу, сыну Иоседекову. См. 1Пар 6:15. Потомок священника Садока. Во время персидского владычества Зоровавель управлял текущими гражданскими делами в Иудее. Иисус, как первосвященник («великий иерей»), занимался религиозными делами. Аггей не был назначен людьми на пророческое служение, но призван Богом, чтобы донести слово Божие до вождей своего народа.

1:2 народ сей. Это выражение употреблено по отношению к народу Божиему с осуждением (вместо «народ Мой», 2:14). Суть этого раздела до ст. 11 — обличение духовного безразличия и смещения ценностных приоритетов у народа Божия.

не пришло еще время. Возражения евреев относились не к самому строительству храма, но ко времени строительства. Эти возражения могли быть, во-первых, экономического характера, потому что земля иудеев была в то время неблагодатна (ср. ст. 10−11), и, во-вторых, теологического порядка, потому что, согласно Иез 37:24−27, храм будет восстановлен Мессией, или же, согласно Иер 25:11−14, народ иудейский будет служить семьдесят лет царю вавилонскому. Храм был разрушен в 586 г. до Р.Х., поэтому евреи, возможно, считали, что не должны начинать строительство ранее 516 г. до Р.Х. Такого рода возражения показывали, что народ не искал «Царства Божия и правды Его» (ср. Мф 6:33).

дом Господень. Храм Господень был местом непосредственного присутствия Бога среди Его народа, местом, где обитает имя Его (3Цар 8:27−30).

1:4 в домах ваших украшенных. Аггей обличает лицемерие выдвигаемых возражений. Эти дома, вероятно, имели потолки, обшитые деревом (кедром), что по меркам того времени было роскошью (3Цар 7:3; Иер 22:14). Простые люди жили в домах, достойных царей, в то время как храм Божий был в запустении.

1:6 Вы сеете много, а собираете мало. Евреи не понимали, что переживают экономические и социальные трудности потому, что на них изливался гнев Господень (Втор 11:16−17; Втор 28:29, 38−40; Лев 26:20). Бог сводил на нет все их усилия, потому что люди не заботились о славе Его.

1:8 Я буду благоволить к нему, и прославлюсь. Для Бога восстановление храма является свидетельством того, что народ прославляет Его и поклоняется Ему. Отсутствие у народа стремления к восстановлению храма указывало на духовную болезнь. У евреев не было истинного желания воздавать Богу почести и хвалы.

1:9 вы бежите, каждый к своему дому. В этом источник всех проблем евреев. Главным в их жизни была забота о собственном благополучии, а не возведение Царства Божия.

1:11 И Я призвал засуху. Засуха, поразившая поля иудеев, была результатом Божиего гнева, обращенного на них в соответствии с заветом (см. ком. к 1:6; Втор 7:12). Слово, переводимое как «развею» в ст. 9, в древнееврейском языке звучало так же, как слово «засуха» в данном стихе. Аггей использует созвучие этих слов, чтобы указать, что засуху Бог наслал на иудеев потому, что они позволяли дому Его быть в запустении.

1:12 прочий народ. Обычное выражение в пророческих книгах (ср. Иер 23:3: «остаток стада Моего») для обозначения той части народа Божиего, которая сохранила верность Ему среди неверия. Апостол Павел употребляет слово «остаток» применительно к иудеям, которые приняли Христа (Рим 11:5).

послушались. Некоторые вожди и «остаток» народа ответили покорностью воле Божией. Внешним проявлением этой покорности являлось строительство храма.

как посланного Господом Богом их. Покорность этих людей проистекала из того, что они приняли слово Божие из уст пророка, и это явилось осуществлением воли Господа.

народ убоялся. Внутренним проявлением покорности народа стало возобновившееся преклонение перед именем Господа и стремление к тому, чтобы Он был среди людей. Употребление в данном случае имени Господа — Яхве (Господь) может указывать на то, что евреи, как избранный Богом народ завета, осознали свои обязательства перед Всевышним, одновременно всемогущим и всемилостивым.

1:13 Я с вами. Избавившись от своих грехов, люди получили величайшую из возможных наград — присутствие Самого Бога. Пророки подчеркивают, что присутствие Бога — это залог восстановления завета (Иер 32:38; Зах 2:11).

1:14 возбудил. Народ откликнулся на призыв Божий, ибо Сам Господь был с ним. Аггей, подчеркивая внутреннюю природу этого отклика, трижды повторяет слово «дух». Слово Божие воздействует через Дух во имя Его царственной цели (ср. Ис 55:11).

1:15 в двадцать четвертый день шестого месяца. 21 сентября 520 г. до Р.Х.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.