Да Ціта 1 глава

Ліст сьвятога Паўлы апостала да Ціта
Пераклад Яна Станкевіча → Учебной Библии МакАртура

Пераклад Яна Станкевіча

1 Паўла, нявольнік Божы й апостал Ісуса Хрыста, подле веры абраных Божых і супоўнага знацьця праўды, каторая подле набожнасьці,
2 У надзеі жыцьця вечнага, Каторае Бог, што ня можа маніць, абяцаў перад вякамі часу,
3 А ў сваім часе зьявіў Слова Свае ў вагалашэньню, каторае даверана імне подле расказаньня Спаса нашага Бога,
4 Ціту, праўдзіваму дзяцяці подле супольнае веры: ласка а супакой ад Бога Айца а Хрыста Ісуса, Спаса нашага.
5 Дзеля таго я пакінуў цябе ў Крыце, каб ты мог балей упарадкаваць, што засталося неўпарадкаванае, і прызначыў старшых у кажным месьце, як я расказаў табе:
6 Калі хто беззаганны, муж аднае жонкі, мае дзеці верныя, не вінаваныя ў бязулстве або ў непакоры.
7 Бо нагляднік мае быць беззаганны, як вернік Божы, не самадыйны, не гняўлівы, не адданы віну, ня бітун, не прагавіты на несправядлівыя прыбыткі,
8 Але гасьцінны, любячы дабро, разумны, справядлівы, сьвяты, уздзержлівы,
9 Каторы дзяржыцца вернага слова, як быў наўчаны, каб быў дуж захочаваць а навучаць здарова, пераконаваць праціўнікаў.
10 Бо ё шмат і непакорных, пустамлёнаў і ашуканцаў, асабліва з абразаньня,
11 Каторым надабе зачыніць рот, каторыя пераварачаюць цзлыя дамы, вучачы рэчаў дзеля нягоднага прыбытку, каторых ня надабе вучыць.
12 Адзін ізь іх, собскі прарока іхны, сказаў: «Крытанцы заўсёды манюкі, благія дзікія зьвяры, жарлівыя, ляныя».
13 Сьветчаньне гэта праўдзівае, затым гань іх стродка, каб яны былі здаровыя ў веры,
14 Не ўважалі на жыдоўскія байкі і расказаньні людзёў, што перакручуюць праўду.
15 Усе чыстае чыстым; а забрудзяненым а няверным нічога няма чыстага, але розум і сумленьне іхнае забрудзяненыя.
16 Яны вызнаюць, што знаюць Бога, але ўчынкамі выпіраюцца, будучы гідкія а непаслухменыя а няздольныя да ніякага добрага ўчынку.

Учебной Библии МакАртура

1:1−3 Приветствие подчеркивает характер служения Павла как Апостола Иисуса Христа. Он провозглашал:
1) спасение: цель Бога — спасти избранных через благовестие;
2) освящение: цель Бога — взрастить спасенных посредством Слова Божия и
3) прославление: цель Бога — привести верующих к вечной славе.

1:1 Павел См. во Введении: Название; Автор и время написания; Исторический фон и предпосылки написания.
раб Павел изображает себя нижайшим из рабов времен Нового Завета (см. пояснения к 2:9; 1Кор 4:1−2), заявляя о полном и добровольном рабстве Господу, искупившему всех верующих «дорогою ценою» (1Кор 6:20; ср. 1Пет 1:18−19). Только в этом месте Павел называет себя «рабом Божьим» (ср. Рим 1:1; Гал 1:10; Флп 1:1). Он поставил себя рядом с ветхозаветными людьми Божьими (ср. Откр 15:3).
Апостол Ср. Рим 1:1; 1Кор 1:1; 2Кор 1:1; Еф 1:1. Основное значение слова — «посланник» или, буквально, «посланный». И хотя оно часто использовалось по отношению к царским эмиссарам, которые, находясь на службе, пользовались властью своего повелителя, высокое положение Павла как «Апостола» также обусловливалось его служением как «раба Божьего». Это служение давало ему огромную власть и требовало ответственности и жертвенности. См. пояснение к Деян 20:24.
избранных Божьих См. пояснения к Еф 1:4−5. Милостиво избранных для спасения «прежде создания мира» (Еф 1:4). Они должны упражнять личную веру, возбуждаемую и поддерживаемую Духом Святым. Бог избирает верующих прежде их личного выбора (ср. Ин 15:16; Деян 13:46−48; Рим 9:15−21; 2Фес 2:13; 2Тим 1:8−9; 2Тим 2:10; 1Пет 1:1−2) и дает им возможность уверовать.
истины Павел имел в виду истину благовестия, спасительную весть о смерти и Воскресении Иисуса Христа (1Тим 2:3−4; 2Тим 2:25). Спасительная истина, ведущая к «благочестию» или освящению (см. 2:11−12).

1:2 в надежде Надежда на обетование Божие, на Божье поручительство дает стойкость и терпение всем верующим (ср. Ин 6:37−40; Рим 8:18−23; 1Кор 15:51−58; Еф 1:13, 14; Флп 3:8−11, 20−21; 1Фес 4:13−18; 1Ин 3:2−3). См. пояснения к 1Пет 1:3−9.
неизменный в слове Ср. 1Цар 15:29; Евр 6:18. Поскольку Бог есть Истина и Источник истины, для Него невозможно произнести неправду (Ин 14:6, 17; Ин 15:26; ср. Чис 23:19; Пс 145:6).
прежде вековых времен Божий план спасения грешного человечества был определен и узаконен прежде создания человека. Обетование касалось Бога Сына (см. пояснения к Ин 6:37−44: Еф 1:4−5; 2Тим 1:9).

1:3 Свое слово в проповеди Слово Божие есть единственный источник для любого верного учения или проповеди. Ср. 1Кор 1:18−21; 1Кор 9:16−17; 1Кор 2:1−4; Гал 1:15−16; Кол 1:25.
Спасителя нашего, Бога Ср. 2:10; 3:4. Бог разработал план спасения до создания мира.

1:4 истинному сыну Духовному сыну, искренне верующему во Христа подобно Тимофею (1Тим 1:2).
общей вере Возможно, речь идет о спасающей вере или о сути христианской веры, то есть о «вере, однажды преданной святым» (Иуд 1:3).
Спасителя нашего Христос называется Спасителем всякий раз, когда Павел упоминает Его после ст. 1 (ср. 2:13; 3:6).

1:5−9 Требования Бога ко всем верующим очень высоки. Его требование к руководителям церкви заключается в том, чтобы они устанавливали эти стандарты и служили примером. От руководителей требовались не особые природные способности, интеллект или образование, а моральные и духовные качества и способность учить с тем искусством, которым Дух наделил их свыше.

1:5 в Крите См. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания.
довершил Тит должен был исправить ложные доктрины и порочную практику в критских церквах. Павел не смог завершить эту задачу. Это служение больше нигде не упоминается.
пресвитеров Ср. аналогичные качества в 1Тим 3:1−7. Зрелые духовные руководители церкви, которые назывались также епископами (ст. 7; ср. 1Тим 3:2) или блюстителями (см. 1Пет 2:25, где это же греческое слово употреблено по отношению к Христу) и пастырями (буквально «пастухами», см. Еф 4:11), должны были опекать каждую местную общину. См. также Деян 20:17, 28; 1Пет 5:1−2. Служение Павла заключалось в том, чтобы назначить руководителей (ср. Деян 14:23).
тебе приказывал Напоминание о предыдущих наставлениях Апостола.

1:6 непорочен Слово означает не безгрешность и совершенство, но личную жизнь, не вызывающую законных обвинений и публичных скандалов. Это общее и первоочередное требование к духовным руководителям, которое повторяется (ст. 7) и объясняется в следующих стихах (ср. 1Тим 3:2, 10).
муж одной жены Буквально «одной женщины мужчина», т. е. муж, который постоянно, внешне и внутренне, предан своей жене (ср. 1Тим 3:2). Другой достойный одинокий мужчина не обязательно признается негодным для этого. Речь идет не о разводе, но о внешней и внутренней стороне сексуальных отношений. См. пояснения к Притч 6:32−33. Настоятельная потребность этого побуждала Павла контролировать свое тело (1Кор 9:27).
детей… верных Слово «верный» всегда употребляется в Новом Завете по отношению к верующим и никогда по отношению к неверующим, поэтому речь идет о детях, имеющих спасающую веру во Христа и подтверждающих это своим поведением. Поскольку в 1Тим 3:4 от детей требуется послушание, этот стих, по-видимому, обращен к младшим детям в семье, в то время как данный текст предназначен для старших.
в распутстве или непокорности «Распутство» означает невоздержанность. «Непокорность» подразумевает противление благовестию. Здесь пресвитеры показывают свою способность привести собственную семью к спасению и освящению (см. 1Тим 3:4−5), что является необходимым условием для руководства церковью.

1:7 епископ Имеется в виду не иерархическая должность, но слово, означающее «блюститель». Ср. Деян 20:28; Евр 13:17; 1Пет 5:2.
домостроитель Термин означает человека, управляющего имуществом другого, чтобы обеспечить достойное существование тем, кого опекает его господин. В данном контексте речь идет о тех, кто управляет духовными истинами, живет ради Господа и полностью ответственен перед Ним. Церковь принадлежит Богу (Деян 20:28; 1Тим 3:15; 1Пет 5:2−4), и пресвитеры, или епископы, ответственны перед Ним за путь, по которому они ведут свою церковь (Евр 13:17).
пьяница Относится к употреблению любого алкогольного напитка, которое притупляет

разум и снижает самоконтроль в любых обстоятельствах (ср. Притч 23:29−35; Притч 31:4−7) Это также применимо и к другим подобным веществам, например, наркотикам, которые затуманивают разум.
корыстолюбец Даже в ранней церкви некоторые становились пастырями, чтобы приобретать богатство (см. ст. 11; 1Пет 5:3; ср. 2Пет 2:1−3)

1:8 страннолюбив Слово означает «друг странников».
целомудрен Серьезен, с правильными приоритетами, благоразумен.

1:9 истинного слова Следует не только учить здравому библейскому учению, но и твердо придерживаться его принципов. Ср. 1Тим 4:6; 1Тим 5:17; 2Тим 2:15; 2Тим 3:16−17; 2Тим 4:2−4.
силен и наставлять Верно преподавать и обосновывать Писание, поддерживать благочестие и противостоять греху и ошибкам (тех, кто противится). См. пояснения к ст. 10−16; 3:10−11; Деян 20:29−30.

1:10−16 Лжеучителя в критских церквах были похожи на таковых в Ефесе, с которыми боролся Тимофей. (см. 1Тим 1:3−7; ср. Рим 16:17−18; 2Пет 2:1−3).

1:10 непокорных Труд Тита был особенно тяжел, так как подобных людей было множество; поэтому назначение дополнительных благочестивых пресвитеров (ст. 5) имело огромное значение. Некоторые из лжеучителей могли оспаривать даже авторитет Павла как Апостола во время его короткого служения на Крите.
обманщиков Ср. Иер 14:14; Иер 23:2, 21, 32.
обрезанных Ср. Деян 10:45; Деян 11:2. Имеются в виду иудеи, которые учили, что для спасения необходимо физическое обрезание крайней плоти (см. пояснения к Быт 17:9−14) и соблюдение обрядов закона Моисея. См. пояснения к Деян 15:1−12; Гал 3:1−12; Еф 2:11; Кол 2:12.

1:11 целые домы Ср. 2Тим 3:6.
постыдной корысти Поступки лжеучителей всегда определялись жаждой денег (1Тим 6:4; 1Пет 5:2).

1:12 стихотворец Эпеменид, знаменитый греческий поэт шестого века до Р.Х. и уроженец Крита, отзывался о своем народе как об отбросах греческой культуры. Павел цитирует высказывания язычников и в других местах Писания (ср. Деян 17:28; 1Кор 15:33). Эта цитата говорит о характере лжеучителей.

1:13 здравы в вере Истинное и чистое учение должно быть в устах говорящих в церкви. Любой, допустивший даже маленькое отклонение, заслуживает порицания.

1:14 басням и постановлениям людей Павел еще раз подчеркивает (см. ст. 10 — «из обрезанных»), что большинство лжеучителей были иудеями. Они учили внешним обрядам, религиозным заповедям, не содержащимся в законе, против которых выступали и Исаия и Иисус (Ис 29:13; Мф 15:1−9; Мк 7:5−13).

1:15−16 Лжеучителя были развращены внутренне («ум и совесть») и внешне («дела» и «непослушание»). Ср. Мф 7:15, 16.

1:15 оскверненных Внешние презренные поступки этих людей (ст. 10−12) являлись простым отражением их внутренней развращенности. См. пояснения к Мф 15:15−20.
ум… и совесть Если ум осквернен, он не может правильно информировать совесть, а совесть не может предупреждать человека. Если совесть питать постоянно и правильно истиной Божией, она будет выполнять предназначенную ей Богом функцию предупредительной системы. См. пояснения к 2Кор 1:12; 2Кор 4:2; 1Тим 1:19−20.

1:16 знают… отрекаются Некоторые из лжеучителей в церкви вовсе не являлись верующими. В итоге даже очевидные «добрые дела» неверующих соблазняли их.
неспособны Не могли делать ничего, чтобы удовлетворить Бога. См. пояснение к 1Кор 9:27; ср. 2Тим 3:8.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.