Аб'яўленьня 1 глава

Кніга Аб'яўленьня сьвятога Яана Багаслова
Пераклад Яна Станкевіча → Комментарии МакДональда

Пераклад Яна Станкевіча

1 Аб’яўленьне Ісуса Хрыста, каторае даў Яму Бог, каб паказаць слугам Сваім, што мае стацца неўзабаве. Ён жа наказаў, паслаўшы Ангілам Сваім нявольніку Свайму Яану,
2 Каторы сьветчыў слова Божае й сьветчаньне Ісуса Хрыста, — усе, што ён бачыў.
3 Дабраславёны тый, што чытае, і тыя, што слухаюць словы прароцтва гэтага й дзяржаць напісанае ў ім; бо час блізка.
4 Яан сямём цэрквам, што ўв Азі: ласка вам а супакой ад Тога, Каторы ё, і быў, і прыйдзе, і ад сямёх духоў, што перад пасадам Ягоным,
5 І ад Ісуса Хрыста, вернага сьветкі, першака зь мертвых і валадара каралёў земных. Яму, Каторы ўмілаваў нас і вывальніў нас ад грахоў нашых крывёю Сваёй,
6 І ўчыніў нас гаспадарамі і сьвятарамі Богу а Айцу Свайму, слава а сіла на векі вякоў! Амін.
7 Вось ідзець із булакамі, і кажнае вока абача Яго, і тыя, што прабалі Яго; і зазохаюць перад Ім усі плямёны зямлі. Амін.
8 «Я ё Альфа й Омэґа», кажа Спадар Бог, Каторы ё, і быў, і прыйдзе, Усемагучы.
9 Я Яан, брат ваш і сябра ў ватузе і ў гаспадарстве і ў цярплівосьці Ісуса, быў на абтоку, званым Патмос, дзеля Слова Божага і дзеля сьветчаньня Ісуса.
10 Я быў у духу ў Спадароў дзень і пачуў адзаду сябе вялікі голас, бы трубны,
11 Кажучы: «Запішы, што ты бачыш, у сувой і пашлі сямём цэрквам: да Ефэсу а да Сьмірны а Пэрґаму а Тыятыры а да Сардаў а Філядэльфы а да Ляодыкі».
12 І я абярнуўся, каб бачыць голас, што казаў імне; і, абярнуўшыся, абачыў сем залатых сьветачаў
13 І, пасярод сьветачаў, падобнага да Сына людзкога, адзетага ў вадзецьце да ног, і па грудзёх ён быў паперазаўшыся залатым поясам.
14 Галава Ягоная й валасы белыя, як белая воўна, як сьнег; вочы Ягоныя, як поламя агню;
15 І ногі Ягоныя падобныя да пазорыстае медзі, бы ў печы распаленае; і голас Ягоны, як гук шмат водаў.
16 І меў у правіцы Сваёй сем зор; і з вуснаў Ягоных выходзіў абаротны войстры меч; і від Ягоны, як сонца, калі зьзяе ў сіле сваёй.
17 І як я абачыў Яго, дык паў у ногі Яму, як мертвы. І Ён паклаў на мяне правіцу Сваю, кажучы: «Не палохайся; Я першы й апошні,
18 І жывы; і быў мертвы, вось, жывы на векі вякоў; і маю ключы сьмерці й пеклы.
19 «Дык напішы, што ты бачыў, і што ё, і што будзе просьле гэтага.
20 Тайна сямёх зораў, што ты бачыў у правіцы Маёй, і сямёх залатых сьветачаў: сем зораў — гэта ангілы сямёх цэркваў; а сем сьветачаў, каторыя ты бачыў — сем цэркваў.

Комментарии МакДональда

I. ЧТО ВИДЕЛ ИОАНН (Гл. 1)

А. Тема книги и приветствие (1:1−8)

1:1−2 Первый стих излагает тему книги: что должно произойти вскоре. Книга Откровения в основном открывает будущее. Это откровение будущих событий Бог даровал Иисусу Христу. Господь Иисус, в Свою очередь, передал его Своему ангелу, а ангел возвестил его рабу Господа Иоанну. Иоанн написал эту книгу с одной целью: поделиться информацией с рабами Господними, то есть со всеми верующими. Делая это, Иоанн свидетельствовал о пророческом слове, которое было дано ему Богом, и о свидетельстве Иисуса Христа. Короче говоря, Иоанн засвидетельствовал обо всем, что он видел в небесном видении.

1:3 Конечно же, Бог хотел, чтобы эта книга была прочитана в Церкви, потому что обещал особо благословить читающего ее вслух и всех находящихся в собрании, кто слушает ее и принимает к сердцу. Время исполнения пророчества близко.

1:4 Иоанн адресует книгу семи церквам, находящимся в римской провинции Асии. Эта провинция была расположена в Малой Азии (современной Турции). Прежде всего, Иоанн желает всем церквам благодать и мир. Благодать — незаслуженное благоволение Божье и сила, постоянно необходимая в христианской жизни. Мир — исходящий от Бога покой, помогающий верующему стойко переносить гонения, преследования и даже саму смерть.

Благодать и мир исходят от Троицы.

Их дарует Тот, Который есть и был и грядет. Это относится к Богу Отцу и дает правильное определение имени «Иегова». Он вечно сущий и неизменный. Благодать и мир исходят также от семи духов, находящихся перед престолом Его. Это относится к Богу Святому Духу в Его полноте, так как семь — число совершенства и полноты. Неудивительно, что в этой заключительной книге Библии число семь встречается пятьдесят четыре раза.

1:5 Благодать и мир исходят и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Это подробное описание Бога Сына. Он — свидетель верный.

Как первенец из мертвых, Он первый, Кто воскрес из мертвых и больше не умрет и Кто занимает почетное место и первенство среди всех воскресших из мертвых, чтобы наслаждаться вечной жизнью. Также Он является владыкой царей земных. Сразу же после своего начального приветствия Иоанн излагает достойную хвалу Господу Иисусу.

Сначала он говорит о Спасителе как о Том, Кто возлюбил, или любит, нас и омыл нас от грехов наших Своей Кровью. (Книга Откровения содержит некоторые разночтения в манускриптах. Причина в том, что у Эразма, опубликовавшего первый НЗ на греческом (15−16), был только один экземпляр Откровения, и тот с недостатками. Потому и имеются незначительные вариации. В этом комментарии отмечены только самые основные, имеющие решающее значение изменения. Там, где наблюдается различие, предпочтение будет отдаваться большинству текстов.)

Обратите внимание на времена глаголов: любит — настоящее продолжающееся действие; омыл — прошедшее завершенное действие. Заметьте также порядок слов: Он любит нас и поистине возлюбил нас, задолго до того как омыл. И обратите внимание на цену: Кровью Своею. Честная самооценка побуждает нас признать, что цена искупления слишком высокая. Мы не заслужили быть омытыми такой непомерно высокой ценой.

1:6 Его любовь не ограничилась только тем, что Он омыл нас, хотя могло бы быть и так. Он соделал нас царями и священниками Своему Богу и Отцу.

Как святые священники, мы приносим духовные жертвы Богу: самих себя, наше имущество, нашу хвалу и наше служение Ему. Как царственные священники, мы возвещаем о совершенствах призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Поразмыслив о такой любви, можем неизбежно прийти к выводу, что Он достоин всего того множества славы, чести, поклонения и хвалы, какие мы только можем собрать для Него. Он достоин быть Владыкой нашей жизни, Церкви, мира и всей вселенной. Аминь.

1:7 Этот Благословенный опять грядет на землю на облачных колесницах. Его пришествие не будет локальным или невидимым, потому что узрит Его всякое око (ср. Мф 24:29−30).

Те, кто виновен в Его распятии, придут в ужас. Фактически, восплачут все племена земные, потому что Он придет судить Своих врагов и установить Свое Царство. Но верующие не будут оплакивать его пришествие; они говорят: «Ей, гряди. Аминь».

1:8 Здесь происходит смена говорящего. Господь Иисус представляет Себя как Альфу и Омегу (первая и последняя буквы греческого алфавита), начало и конец. (NU и М тексты опускают «начало и конец».) Он измеряет время и вечность и исчерпывает весь словарный запас. Он — источник и цель творения, и Он Тот, Кто начал и завершит Божественную программу для мира.

Он есть и был и грядет, вечный в бытии и силе Бог Вседержитель.

Б. Видение Христа в судейском одеянии (1:9−20)

1:9 Опять слово берет Иоанн, который представляет себя как брата и соучастника всех верующих в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа.

Он объединяет скорбь, стойкость (терпение) и царство. Павел так же объединяет их в Деяниях (14:22), убеждая святых «пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

За верность слову Божьему и свидетельство Иисуса Христа Иоанн был в темнице на острове Патмос в Эгейском море. Но темница стала для него приемной неба, где ему явлены были видения славы и суда.

1:10 Иоанн был в Духе, то есть находился в чистом тесном братском общении с Ним и, таким образом, был в состоянии получить Божественную информацию. Это напоминает нам, что человек должен быть скор на слышание. «Тайна Господня — боящимся Его» (Пс 24:14). Описанное видение произошло в день воскресный, или в первый день недели. То был день Христова воскресения, двух последующих явлений Его ученикам, сошествия Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы.

Ученики также собирались для преломления хлеба в воскресный день, и Павел наставлял коринфян, чтобы они собирали пожертвования в первый день недели. Некоторые считают, что здесь Иоанн указывает на время суда, о котором будет писать, но в греческом оригинале выражение «день Господень» в обоих случаях передается разными словами.

Вдруг Иоанн услышал позади себя голос чистый, громкий и по тону похожий на звук трубы.

1:11−12 Это был Иисус, повелевший ему написать книгу о том, что он скоро увидит, и послать написанное семи церквам. Обернувшись, чтобы увидеть Говорившего, Иоанн увидел семь золотых светильников, каждый из которых имел основание, вертикальный ствол и масляную лампу на верхушке.

1:13 Посреди семи светильников находился подобный Сыну Человеческому.

Между Ним и каждым светильником не было ничего: ни посредника, ни иерархии, ни организации. Каждая церковь была автономной. Описывая Господа, Макконки говорит: «Дух находит для символов такую сферу реальности, которая могла бы дать нашим вялым и ограниченным умам некое слабое понятие о славе, великолепии и величии Грядущего, Того, Который есть Христос Откровения». (James H. McConkey, The Book of Revelation: A Series of Outline Studies in the Apocalypse, p. 9.)

Он был облечен в длинную мантию судьи. Пояс по персям Его символизирует справедливость и непогрешимость Его суда (см. Ис 11:5).

1:14 Глава Его и волосы белы, как волна. Это отображает Его вечную сущность, как Ветхого днями (Дан 7:9), мудрость, а также чистоту Его одеяния.

Глаза, как пламень огненный, говорят о совершенном знании, безошибочной проницательности и о том, что невозможно уклониться от Его испытующего взгляда.

1:15 Ноги Господа были подобны отполированной меди, как раскаленные в печи. Так как медь — повторяющийся символ суда, то этим подтверждается мнение, что здесь Он представлен прежде всего с полномочиями судьи. Его голос звучал как шум морских волн или как шум горного водопада, величественный и внушающий ужас.

1:16 То, что Он держал в Своей деснице семь звезд, указывает на обладание, власть, господство и славу. Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, Слово Божье (Евр 4:12). Здесь оно относится к строгим и точным вердиктам в отношении Его народа, что видно из посланий к семи церквам. Его лицо было как лучезарное солнце, когда оно находится высоко в зените, ослепительное в великолепии и необычайной славе Его Божества.

Собрав воедино все эти размышления, мы видим Христа во всем Его совершенстве, имеющего наивысшую квалификацию, позволяющую судить семь церквей. Далее в этой книге Он будет судить Своих врагов, но «время начаться суду с дома Божия» (1Пет 4:17). Однако заметим, что в каждом конкретном случае это разный суд. Суд над церквами производится, чтобы очистить их и даровать награды; над миром — для приговора и наказания.

1:17 Вид этого Судьи поверг Иоанна к Его ногам, как мертвого, но Господь восстановил его, открыв ему Себя как Первого и Последнего (одно из имен Иеговы; Ис 44:6; Ис 48:12).

1:18 Судья этот — Живой, Который был мертв, но теперь жив во веки веков. Он имеет ключи ада и смерти, то есть контроль над ними и уникальную способность воскрешать из мертвых. («Ад» — в Синодальном переводе. В английском здесь «гадес», откуда и последующее пояснение.) Ад, или Гадес, здесь относится к душе, а смерть — к телу. Когда человек умирает, его душа пребывает в Гадесе, или в бесплотном состоянии. Тело идет в могилу. Для верующего бесплотное состояние равнозначно пребыванию с Господом. В момент воскресения из мертвых душа соединится с прославленным телом и вознесется в дом Отца.

1:19 Иоанн должен написать, что он видел (гл. 1), что есть (гл. 2−3) и что будет после этого (гл. 4−22). Это составляет общее содержание книги.

1:20 Затем Господь объяснил Иоанну скрытый смысл семи звезд и семи золотых светильников. Звезды — это ангелы, или вестники, семи церквей, тогда как светильники — сами семь церквей.

Есть разные объяснения слова «ангелы». Одни считают, что это ангельские существа, представлявшие церкви, точно так же как ангелы представляют народы (Дан 10:13.20.21).

Другие говорят, что это епископы (или пасторы) церквей, хотя такому объяснению недостает духовного основания. Есть и такие, кто говорит, что это вестники — люди, которые взяли послания у Иоанна на Патмосе и доставили их в каждую отдельную церковь.

Греческое слово «angelos» означает и «ангел», и «вестник», но в этой книге явно прослеживается первое значение.

Хотя послания адресованы ангелам, содержание их явно предназначено для всех, составляющих Церковь.

Светильники — носители света и служат подходящим прообразом поместных церквей, которые предназначены излучать Божий свет среди мрака этого мира.

II. ЧТО ЕСТЬ: ПОСЛАНИЯ ОТ НАШЕГО ГОСПОДА (Гл. 2−3)

В главах 2 и 3 мы знакомимся с персональными посланиями, адресованными семи церквам в Асии. Эти послания могут быть применимы, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, в них описано действительное состояние семи поместных церквей в то время, когда писал Иоанн. Во-вторых, они иллюстрируют христианство на земле в любой из моментов его истории. Характерные признаки, которые мы находим в этих посланиях, хотя бы частично встречались в каждом столетии после Пятидесятницы. В этом отношении послания удивительно сходны с семью притчами в главе 13 Ев. от Матфея. И наконец, послания дают последовательный предварительный обзор истории христианства, где каждая церковь представляет отдельный исторический период. Обычная тенденция в состоянии церквей — в сторону ухудшения. Многие считают, что первые три послания последовательны, а последние четыре совпадают по времени и относятся к периоду восхищения. Согласно третьей точке зрения, эпохи в истории Церкви обычно представляют собой следующий порядок:

Ефес: Церковь первого столетия, которая, в общем, достойна похвалы, но уже оставила свою первую любовь.

Смирна: с первого до четвертого столетия Церковь испытывала преследования со стороны римских императоров.

Пергам: в четвертом и пятом столетиях, благодаря покровительству Константина, христианство было признано официальной религией.

Фиатир: с шестого по пятнадцатое столетия Римско-католическая церковь оказывала широкое влияние на Западное христианство, пока ее не поколебала Реформация. На Востоке господствовала Православная церковь.

Сардис: шестнадцатый и семнадцатый века были постреформационным периодом. Свет Реформации быстро потускнел.

Филадельфия: в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях наблюдались мощные пробуждения и великие миссионерские движения.

Лаодикия: Церковь последних дней изображена как чуть теплая и отступившая. Это церковь либерализма и экуменизма.

В построении этих посланий есть сходство. Например, каждое из них начинается приветствием лично к каждой церкви; каждое представляет Господа Иисуса в образе, больше всего подходящем именно этой церкви; в каждом отмечается, что Ему известны дела этой церкви, о чем говорит слово «знаю».

Слова похвалы адресованы всем церквам, кроме лаодикийской; упрек звучит всем, кроме филадельфийской и смирнской церквей. К каждой из церквей обращено особое увещание слышать, что говорит Дух, и в каждом послании содержится особое обетование для побеждающего.

Каждой церкви присущ свой отличительный характер. Филлипс выделил следующие признаки, отражающие эти доминирующие черты: ефесская церковь — утратившая любовь; смирнская — терпящая преследования; пергамская — чересчур терпима; фиатирская — церковь, идущая на компромиссы; сардийская — спящая церковь; филадельфийсая — церковь, имеющая благоприятные возможности, и лаодикийская — самодовольная церковь. Валвурд так описывает их проблемы: 1) потеря первой любви; 2) страх перед страданиями; 3) отступление от вероучения; 4) моральный упадок; 5) духовная мертвенность; 6) нетвердое удерживание и 7) теплота. (John F. Walvoord, The Revelation of Jesus Christ, pp. 50−100.)



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.