Якуба 1 глава

Саборнае Пасланьне Якуба
Пераклад Сабілы і Малахава → Толкования Августина

Пераклад Сабілы і Малахава

1 Якуб, раб Бога і Госпада Ісуса Хрыста, — дванаццацём родам, што расьцярушаны, — радавацца!
2 Лічыце вялікай радасьцю, браты мае, калі трапляеце пад розныя спакушэньні,
3 ведаючы, што выпрабава́ньне вашае веры вытварае цярплівасьць;
4 цярплівасьць жа хай мае поўнае дзе́яньне, каб вы былі бяззага́ннымі і даскана́лымі, бязь ніякае нястачы.
5 Калі ж у каго з вас ня хапае мудрасьці, няхай просіць у Бога, Які дае ўсім проста і бяз папро́ку, і будзе яму да́дзена.
6 Але няхай просіць зь вераю, ані ня сумнява́ючыся, бо той, хто сумняваецца, падобны да марское хвалі, якую вецер уздымае і разьдзіма́е.
7 Дык няхай ня думае гэткі чалавек, што нешта дастане ад Госпада.
8 Чалавек які сумняваецца няцьвёрды на ўсіх сваіх шляхох.
9 Няхай жа хва́ліцца брат паніжаны сваёй высокасьцяй,
10 а багаты — паніжэньнем сваім, бо праміне, як кветка травы.
11 Бо ўзыйшло сонца са сьпёкай і высушыла траву, і кветка яе апа́ла, і вонкавае хараство яе счэзла; гэтак і багаты на шляхо́х сваіх засохне.
12 Шчасьлівы чалавек, які выстаяў у спакусе, бо стануўшы выпрабаваным, ён атрымае вянок жыцьця, які абяцаў Госпад тым, хто любіць Яго.
13 Будучы спакушаемым ніхто ня кажы: я спакуша́емы Богам, таму што Бог ня спакуша́ецца злом, і Ён ня спакушае нікога.
14 А кожны спакушаецца, прываблены і захоплены ўласным пажаданьнем;
15 а пасьля пажаданьне, зачаўшы, спараджае грэх; а зроблены грэх спараджае сьмерць.
16 Ня абманавайцеся, браты мае любасныя.
17 Усякі дар добры і ўсякае даяньне дасканалае — зыходзіць з вышыні, ад Ба́цькі сьветлаў, у Якога няма ні зьмяненьня ні ценю паварота.
18 Захацеўшы, спарадзіў нас Словам Праўды, каб быць нам нейкім пачаткам тварэньняў Ягоных.
19 Дык вось, браты мае любасныя, усякі чалавек няхай будзе хуткі выслухаць, павольны сказаць, павольны на гнеў.
20 Бо гнеў чалавека ня творыць Праўды Бога.
21 Пагэтаму адклаўшы ўсякі бруд і лíшак злосьці ў пакоры прымеце наса́джанае Слова, што душы вашыя збавіць можа.
22 Будзьце ж выпаўніцелямі Слова, а ня слухача́мі толькі, ашукваючымі самых сябе.
23 Бо хто слухае Слова і ня выпаўняе, той падобны да чалавека, які разглядае ў люстэрку рысы твару свайго:
24 бо (ён) разглядзеў сябе ды ўраз (жа) забыўся, які ён.
25 Але хто ўглыбіўся ў дасканалы Закон свабоды і застаўся (у ім), той, стаўшыся ня слухачом забываючымся, але выканаўцам справы, той шчасьлівы будзе ў дзеяньні сваім.
26 Калі хто сярод вас мяркуе лічыцца багабойным, ня закелзываючы языка свайго, але абманаваючы сэрца сваё, у таго багабойнасьць пустая.
27 Чыстая і бяззаганная багабойнасьць перад Богам і Ба́цькам ёсьць гэта: клапаціцца пра сірот і ўдоваў у горы іхным і берагчы сябе няапаганеным ад сьвету.

Толкования Августина

Стих 5

Не следует утверждать, что вера не является даром Божиим, но имеет источник в нас, поскольку дана нам без нашей о том просьбы. Итак, от Кого мир и любовь, от Того и вера, вследствие чего мы просим у Него не только усилить веру тех, у кого она есть, но также дать ее тем, кто ее еще не имеет.

О даре терпения 44

Cl. 0355, 1021.20.

Стих 7

Твои заслуги злы — Бог не увенчивает их. Если же они благи, то суть дары Божии.

О благодати и свободной воле

Cl. 0352, 890.48.

Стих 13

Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает... Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает.

Стих 14

Но бывает, что, по высшим и сокровенным судам своим, Он оставляет иного. И когда оставит кого, тогда искуситель находит возможность сделать ему что-либо: ибо в таком случае он не противоборца уже встречает, а покорного послушника в том, кого оставил Бог. Итак, чтобы не оставлял нас Бог, молимся «не введи нас во искушение». — «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», говорит тот же Апостол Иаков. «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; Иак 1:14, 15). Чему это учит он нас? Тому, чтобы мы боролись с похотью своею. Во святом крещении грехи все прощаются; а похоти остаются чтобы, возрождены быв, вы вели с ними борьбу. Внутрь вас самих остается столкновение. Нечего бояться внешнего врага: себя победи, и — мир побежден. Что может сделать тебе внешний искуситель, — диавол, или слуга диавола? Пусть, например, кто-нибудь предлагает тебе какую выгоду, чтобы прельстить тебя и склонить на худое дело, что он сделает тебе, когда в тебе самом не дано места любостяжанию? Но если в тебе самом дано место любостяжанию; то, увидев прибыль, разгоришься вожделением ее и будешь пленен тенетами грешного яства, каковые тенета попусту пролежат простертыми перед тобою, если ты неподатлив на любостяжание. Пусть также искуситель подведет для искушения тебя красивейшую женщину. Если внутрь тебя водворена любовь к целомудрдию, то ты легко преодолеешь это внешнее нападение, чтобы не пленила тебя приманка красоты жены чуждой, побори внутрь себя свою похоть; не врага своего ощущаешь ты, но свою похоть чувствуешь. Победи внутрь, что там чувствуешь. Борись и победишь. Возродивший тебя — Судия твой: Он предложил тебе состязание, — и готовит венец. Но как без сомнения ты побежден будешь, если не будешь иметь Его помощником себе, когда Он оставит тебя; того ради и взывать научен ты в молитве: «не введи нас во искушение». — Некоторых гнев Судии предал похотям их, как говорит Апостол: «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Рим 1:24). Как предал? Не понудив, а оставив их.

Стих 15

Кто побеждается искушением, тот впадает в грех. Апостол Иаков говорит: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех». Чтобы не быть тебе увлеченным похотью, не соглашайся с нею. Ей неоткуда зачать, как от тебя. Согласился: тоже что — поспал с нею в сердце своем. Восстала похоть: откажи ей в себе, не следуй ей. Она непотребна, растленна, срамна, от Бога тебя отчуждает. Не давай ей объятий согласия, чтобы не оплакивать порождение от того: ибо если согласишься, то есть, примешь ее в объятия, она зачнет. Но «похоть же, зачав, рождает грех». Не боишься этого? «Сделанный грех рождает смерть». Хоть смерти побойся. Если не боишься греха, побойся того, куда приводит грех. Сладок грех, но горька смерть. Она — крайнее бедствие людей, для чего грешат они, то, умирая, оставляют здесь, а самые грехи берут с собою. Грешишь из-за денег: здесь оставишь их. Грешишь из-за других стяжаний: здесь оставишь их. Грешишь из-за жены: здесь оставишь ее. И что бы то ни было, из-за чего грешишь, все то, смыкая очи на смерть, здесь оставишь, а с собою возьмешь только самые грехи, учиненные тобою из-за того.

Стих 17

Итак, вы должны надеяться получить способность твердо переносить послушание у Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Иак 1:17), и просить об этом в ежедневных молитвах, и, поступая так, быть уверенными, что вы не чужды тому, что предопределено народу Его, потому что даже то, что вы это совершаете, Он Сам вам дарует.

О даре терпения 22

Cl. 0355, 1030.39

Стих 19

Ведь истину безопасней выслушивать, чем проповедовать, поскольку, когда ее выслушивают, сохраняют смирение, а когда проповедуют, едва ли в ком из людей не закрадывается пусть крохотное, а самодовольство, в котором, запятнавшись, обязательно увязают стопы.

Трактат на Евангелие от Иоанна 57.2.

Cl. 0278, 57.2.23.

Стих 22

Ведь ни я, ни кто-то другой, проповедующий вам слово, сердца вашего не видит, что вы задумываете в своих мыслях, судить не может, потому что человек не может видеть — видит Бог, для Которого сердце человеческое не может оставаться сокрытым. Подумайте, если слушать — хорошо, насколько же лучше исполнять. Если ты не слышишь, ты не заботишься о том, что [не] услышано, и [таким образом] ничему не содействуешь, если же слышишь и не исполняешь, ты способствуешь падению.

Проповеди 179.

Cl. 0284, 179.38.970.58.

Стих 25

Это — закон свободы, а не рабства, потому что это, конечно, закон любви, а не страха, о котором и апостол Иаков говорит: Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы. И потому и он больше уже не боялся, как раб, закона Божия, а по внутреннему человеку находил в нем удовольствие (См. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Рим 7:22); однако он все еще видит в членах своих иной закон, противоборствующий закону ума его (23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Рим 7:23).

О природе и благодати 57.67. Cl. 1362, 1 (in Iac.), 1.331.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.