Бытие 27 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Прошли годы, Исаак состарился и стал так слаб глазами, что почти ничего не видел. Однажды позвал он к себе старшего сына своего Исава и сказал ему: «Сын мой!» «Да, отец!» — отозвался тот.
2 «Видишь, стар я уже, — проговорил Исаак, — и в любой день могу умереть.1
3 Возьми-ка ты свое оружие, лук свой да стрелы, пойди в поле и добудь для меня дичи.
4 Приготовь кушанье, любимое мною, и принеси мне поесть, чтобы я мог от всей души тебя благословить, пока я жив».
5 Ревекка подслушала разговор Исаака с его сыном Исавом. И как только тот ушел в поле за дичью для отца,
6 она сказала своему сыну Иакову: «Я услышала, что твой отец говорил брату твоему Исаву:
7 „Принеси дичи и приготовь мне ее повкуснее, чтобы я поел и, пока жив, благословил тебя пред ГОСПОДОМ“.
8 Послушай же меня, сын мой, и сделай то, что я скажу тебе.
9 Иди в стадо и выбери мне там двух козлят получше. Я приготовлю для отца твоего кушанье, как он любит,
10 а ты отнесешь ему, чтобы он поел и благословил тебя, пока еще жив».
11 «Но ведь Исав, брат мой, весь покрыт волосами, а у меня кожа гладкая, — возразил Иаков Ревекке, матери своей, —
12 может случиться, отец ощупает меня, и я окажусь в глазах его обманщиком2 и навлеку на себя проклятие, а не благословение».
13 Но мать его продолжала настаивать: «Пусть то проклятие на меня падет, сын мой, ты только слушайся меня! Иди и принеси мне козлят!»
14 Иаков исполнил просьбу матери: принес ей козлят, и та приготовила из них кушанье, любимое его отцом.
15 Затем Ревекка взяла лучшие одежды старшего сына своего Исава, что были в доме у нее, надела их на младшего сына своего Иакова,
16 а его руки и шею обернула шкурами козлят.
17 Сделав всё это, она отдала в руки Иакову приготовленное ею кушанье и испеченный хлеб.
18 Иаков вошел к отцу и сказал: «Отец мой!» «Да, сын мой! — откликнулся Исаак. — А ты который из моих сыновей?»
19 «Я Исав, твой первенец, — ответил Иаков отцу, — я сделал всё, как ты сказал мне. Прошу, приподнимись, сядь и поешь моей дичи, чтобы мог ты благословить меня».
20 «Сын мой! Как удалось тебе так быстро найти дичь?» — спросил Исаак. «Мне ГОСПОДЬ, Бог твой, послал ее», — ответил Иаков.
21 «Подойди, сын мой, — велел Исаак Иакову, — я ощупаю тебя, дабы убедиться мне: ты ли сын мой Исав или нет?»
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему; тот ощупал его и сказал: «Голос — голос Иакова, а руки — руки Исава!»
23 (Исаак не узнал, что это был Иаков, так как руки его были подобны рукам Исава, брата его: волосатыми были, потому и благословил его.)
24 «Так ты на самом деле сын мой Исав?» — спросил Исаак. «Да!» — молвил тот.
25 «Теперь угости меня дичью твоей, сын мой, — продолжил Исаак, — и я, насытившись, благословлю тебя». Иаков подал ему, и он ел и пил вино, которое принес ему Иаков.
26 После трапезы этой Исаак сказал: «Подойди, сын мой, и поцелуй меня».
27 Иаков подошел и поцеловал отца, который почувствовал при этом запах его одежд. Тогда, благословляя его, Исаак сказал:

«О запах сына моего, что благоухание поля,
на котором благословение ГОСПОДНЕ.

28

Бог да одарит тебя росою с неба,
нивами тучными, изобилием хлеба
и плода лозы виноградной!

29

Народы пусть служат тебе,
племена пусть головы перед тобой склоняют.
Будь господином над братьями твоими,
и сыны матери твоей
пусть склоняют головы перед тобою!
Прокляты да будут проклинающие тебя,
благословенны — тебя благословляющие!»

30 Лишь только Исаак произнес последние слова благословения над Иаковом, и едва тот успел выйти от Исаака, отца своего, как вернулся с охоты брат его Исав.
31 Тот тоже приготовил вкусное кушанье и, принеся его к отцу, сказал: «Сядь на своей постели, отец мой, поешь дичи сына своего, дабы ты, как и обещал, мог дать мне свое благословение».
32 «Кто ты?» — спросил его Исаак. «Я сын твой Исав, — ответил тот, — первенец твой».
33 Охваченный ужасом, дрожа всем телом, Исаак сказал: «А кто же был тот, кто сходил уже на охоту и принес мне дичи? Я поел ее перед тем, как ты пришел, и благословил его — он и будет благословенным!»
34 Услышав это, Исав издал вопль отчаяния и стал просить Исаака: «Отец мой! Благослови и меня!»
35 «Твой брат приходил ко мне и хитростью забрал себе твое благословение», — сказал ему Исаак.
36 «Не случайно его зовут Иаков!3 — вырвалось у Исава. — Он уже дважды подставил мне подножку: сначала присвоил себе мое право первородства, а теперь — предназначавшееся мне благословение. Но неужели, отец, ты не оставил для меня никакого благословения?»
37 «Вот я поставил его господином над тобою и всех родственников4 его определил быть слугами ему, одарил его хлебом, плод лозы виноградной отдал ему. Что же я сделаю для тебя, сын мой?» — ответил ему Исаак.
38 «Отец мой, неужели у тебя одно благословение? Благослови же, благослови и меня!» — повторил Исав и громко зарыдал.
39 Тогда сказал ему Исаак, отец его:

«Да, обитание твое будет там,
где нет ни земли тучной,
ни росы небесной.

40

Ты будешь жить мечом своим
и будешь брату своему служить.
Но время придет, воспротивишься ты5
и свергнешь ярмо его с шеи своей».

41 Исав затаил злобу на Иакова из-за благословения, которое дал тому отец, и решил: «Скоро наступят дни плача по отцу — ему осталось недолго, и тогда я убью Иакова, брата моего».
42 Когда Ревекка узнала о злобном умысле ее старшего сына Исава, она послала за своим младшим сыном, за Иаковом, и сказала ему: «Слушай, Исав, брат твой, хочет отомстить тебе. Он собирается убить тебя.
43 Поэтому, сын мой, сделай то, что я скажу тебе: беги к моему брату Лавану в Харан,
44 поживи некоторое время у него, пока не утихнет ярость брата твоего,
45 пока не пройдет его обида на тебя. А там он и позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю кого-нибудь за тобой, и ты вернешься. Не терять же мне в один день сразу вас обоих!»
46 А Исааку Ревекка сказала: «Мне жизнь не в радость из-за этих женщин, хеттянок; если еще и Иаков возьмет себе в жены одну из них, из местных хеттянок, зачем мне и жить?»

Толкования Августина

Стих 16

Он несет на себе грехи других, и несет терпеливо, хотя это грехи других людей. Вот что означает иметь на себе надетой кожу козлят: он несет грехи других, не держась за свои.Таким образом, те, которые терпят грехи других ради единства в Церкви, подражают Иакову. Потому что и сам Иаков находится во Христе, поскольку Христос в семени Авраама (Ср. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Гал 3:16), как то было сказано: и благословятся в семени твоем все народы земли (18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18). Так и наш Господь Иисус Христос, Который не согрешил, нес грехи других. И следует ли тем, чьи грехи прощены, презирать грехи других? Итак, если Иаков обращается в Христа, он несет грехи других — кожи козлят. И где же здесь хитрость (35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. Быт 27:35)? Ведь приходит другой,приходит поздно, и приносит то, что отец повелел, и находит, что брат получил благословение за него, и не получает другого благословения.

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, 4, SL41.362.

Стих 27

Это поле — Церковь. Докажем, что поле есть Церковь. Послушай апостола, который говорит верным: Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. 1Кор 3:9). Не только Церковь есть нива Божия, но и пахарь есть Бог. Послушайте слова Самого Бога: Я есмь истинная виноградная лоза, а вы ветви, а Отец Мой — виноградарь (1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин 15:1−5). Трудясь на этой ниве в качестве соработника и уповая на вечную награду, апостол ничего себе не приписывает за исключением награды по труду. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. 1Кор 3:6−7). Заметь, как Павел соблюдает смирение, чтобы к Иакову принадлежать, к тому полю, которое есть Церковь, и чтобы не утерять одежды, запах которой есть запах от поля полного. Он не упускает из виду гордость Исава, который понимает по плоти и исполнен гордыни. Итак, поле пахнет одеждой Сына. Однако это поле само по себе ничего не представляет, и поэтому он добавил: которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, да поклонятся племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! Таково благословение, данное Иакову. И если бы Исав не был также благословлен, то не было бы и вопроса. Но и он благословлен, не этим благословением, но и не совершенно иным.

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, SL41.577.

Стих 30

Что есть обман? Второй из двух приходит вечером, и приносит то, что приказал отец, и обнаруживает, что брат его благословлен вместо него, и не удостаивается другого благословения... Единственное благословение означает единство Церкви. С другой стороны, они представляют собой два разных народа (Ср. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Быт 25:23) ... имеющих отношение к Иакову. Ведь Господь наш Иисус Христос, Который пришел к иудеям и неиудеям, не был признан иудеями, что принадлежали старшему сыну. Но, однако же, Он избрал некоторых из принадлежавших младшему сыну — тех, которые духовно уже начали желать и понимать обетования Господа, которые желаемую ими иную землю не плотским образом принимали, но духовно стремились к тому городу, в котором никто телесно не рождается, поскольку никто телесно и духовно не умирает (Ср. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Евр 13:13−14).

Проповеди. Сl. 0284, 4, SL41. 380.

Стих 32

Отец ожидает старшего, а благословляет младшего. Ветхий Завет имеет в виду иудеев в буквальном смысле, но в своем духовном смысле он есть благословение христиан. Да обратит Ваша святость внимание на этот глубокий символ, на это великое таинство. Исаак говорит: брат твой пришел с хитростью — о человеке без хитрости. Будучи наделен пророческим духом, Исаак, без сомнения, знал, что происходит, и сам поступал преобразовательно: он во всем делает ставку на величайшую высоту таинств. Ведь если бы он не знал, что делает, то, верно, разгневался бы на сына за то, что тот обманул его. Старший из двух сыновей приходит и говорит: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак спрашивает: кто ты?Тот отвечает: я Исав, первенец твой. И тогда Исаак говорит: кто же это, который достал мне дичи и принес мне, ияелот всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его ? он и будет благословен. Он казался разгневанным. Исав ожидал от его речи чего-то вроде проклятия на брата. Но пока тот ожидает проклятия, Исаак подтверждает первое благословение. Вот вам и гнев, вот и негодование! Однако он знал глубокую тайну, и слепота плотских глаз означала слепоту помышления иудеев. Между тем взором своего сердца он мог видеть высоту раскрывающегося таинства.

Проповеди. Сl. 0284, 4,SL41. 478.

Стих 35

Хитрость — это когда делают одно, а изображают другое; когда одно в намерении, а другое на деле, это и называется хитростью. Следовательно, хитрость в прямом значении 1 достойна порицания подобно камню в прямом значении. Если бы вы сказали, что Христос в прямом значении — камень (Ср. 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4), это было бы святотатством, так же, как если бы вы сказали, что Христос в прямом значении был ягненком (Ср. 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Ин 1:29), это также было бы святотатством. В прямом значении агнец — это животное, в образном 2 же он — жертва. В прямом значении камень есть твердая земля, в образном — сама твердость. Хитрость в прямом значении — это ложь, но в образном — сам образ. Всякий образный, аллегорический текст или высказывание выглядит означающим одно в материальном смысле и подразумевающим иное в духовном. Оттого он и назвал этот духовный смысл хитростью. Что же тогда означает: он пришел с хитростью и взял благословение твое? Разум подсказывает, что применительно к он пришел с хитростью происходившее имеет образное значение. Ибо Исаак не подтвердил бы своего благословения на хитрого, лживого человека, который по справедливости заслуживал бы проклятия. Следовательно, здесь не было истинного обмана, тем более что тот не солгал, говоря: я Исав, первенец твой (19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. Быт 27:19). Ведь уже была заключена сделка Иакова с его братом, который продал ему свое первородство. Значит, он сказал отцу о том, что уже купил у брата своего: к одному перешло то, что потерял другой. Право первородства не было уничтожено и осталось в доме Исаака. Оно оставалось там — но не у того, кто продал его. Где же ему было быть, как не у младшего брата? Поскольку он знал о данном таинстве, Исаак подтвердил благословение и сказал оставшемуся другому сыну: что же я сделаю для тебя, сын мой? Тот ответил: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! Но Исаак знал только одно.

Примечания

  • 1 — Лат. in proprietate. — Прим. ред.
  • 2 — Лат. in figura. — Прим. ред.

Проповеди. Сl. 0284, 4, SL41. 524.

Стих 36

Исав говорит: не потому ли дано ему имя: Иаков? — ибо Иаков означает «подставить подножку». Но подножка эта не просто так, а следует принять ее образный смысл, как в случае с хитростью.1 Иаков, как видно, не держал такого сильного зла на брата, чтобы ему захотелось подставить брату подножку — имя свое он получил уже в тот момент, когда брата держал рукой за пяту в течение родов: тогда и был назван «подножкой» (См. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. Быт 25:26). «Подножкой» плотских людей является жизнь людей духовных. Все плотские, завидующие духовным в Церкви, сами как бы запнутыми оказываются и оттого становятся еще хуже. Послушай апостола, который говорит то же самое, в особенности в связи с запахом, о котором упоминает Исаак и о котором он произносит: вот, запах сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. (27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; Быт 27:27). Итак, апостол говорит: мы Христово благоухание во всяком месте, — и продолжает: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? 14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. 15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? 2Кор 2:14−16). То есть, чтобы было понятно, как мы можем быть запахом смерти для других людей без всякой на то нашей вины. Люди духовные проходят своим путем, не зная иного, нежели как им прожить хорошую жизнь. А кто невинным людям завидует, тот тяжкий грех совершает и за то их накажет Бог. И запахом к смерти для них становится тот человек, от которого для других пахнет к жизни. Ибо Сам Господь первый стал ароматом к жизни для верующих и смрадом к смерти для преследователей. Поскольку столь многие в Него уверовали, иудеи преисполнились зависти и совершили такое преступление, убив невинного, Святого святых. И если бы не сделали этого, то не запахом к смерти был бы для них аромат Христа. Вот как запнулся Исав в благословении отца своего.

Примечания

  • 1 — См. комментарий Августина на пред. стих. — Прим. ред.

Проповеди. Сl. 0284, 4,SL41.610.

Стих 39

Почему же, будучи поруганным1 , Исаак благословил его? Теперь уже по необходимости, уже по принуждению отец сказал сыну: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. И затем, чтобы не думал о себе хорошо: и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему. Тем не менее, чтобы ты не отчаялся о себе, поскольку можешь исправиться: будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго с выи твоей. И вот, он получит от тука земли и от росы небесной свыше.

Однако Исаак, будучи поруганным, не дает, но бросает ему свое благословение. Не случается ли и сейчас в Церкви такое, когда терпят злых людей, желающих внести беспорядок в церковную жизнь, и терпят ради мира, из необходимости сохранить мир допускают их к участию в общих для верующих таинствах? И подчас известно о них, что они злы, и лишь по случаю невозможно предать их суду: чтобы были понижены в звании, чтобы лишились его, чтобы были выгнаны вон, чтобы их отлучить. Если же кто настаивает на обвинениях, то это иногда ведет к проблемам для Церкви. Настоятель церковный тогда вынужден сказать следующее: «Вот, тебе твое от тука земли и от росы небесной свыше, пользуйся таинствами: ты ешь в осуждение себе, пьешь себе в осуждение. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 1Кор 11:29). Ты знаешь, что допущен к таинствам ради мира церковного: все, что имеешь ты в сердце, порождает разлад и разделение. Вот поэтому ты будешь жить мечом твоим. Ведь что до того, что ты получаешь от тука земли и от росы небесной свыше, — ты не будешь жить этим. Нет в этом тебе наслаждения, не сладок тебе Господь (3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, Пс 134:3). Если бы ты наслаждался этим и Господь был сладок тебе, то ты подражал бы смирению Господа, а не гордыне диавола». Потому, сколько бы ни получал таинства смирения Господа от тука земли и от росы небесной свыше, не оставляет гордыни диавола, который всегда радуется распрям и раздорам (да не совершу я ничего такого!). — «Как бы ты ни участвовал в причащении от тука земли и от росы небесной свыше, ты все равно живешь мечом твоим, и от распрей с раздорами получаешь радость и страх. Поэтому измени себя — свергни иго с выи твоей!

Примечания

  • 1 — Лат. sugillatus. — Прим. ред.

Проповеди. Сl. 0284, 4,SL41.778.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: и не знаю дня смерти моей.
12  [2] — Или: глумящимся / насмешником.
36  [3] — См. примеч. к 25:26.
37  [4] — Или: братьев; см. ст. 29.
40  [5] — Перевод предположительный; значение этого места неясно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.