Бытие 32 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 А когда Иаков с семьей продолжил свой путь, навстречу ему вышли ангелы Божьи.
2 Увидев их, Иаков воскликнул: «Это, верно, стан Божий!» — и назвал это место Маханаим.1
3 Оттуда он послал вестников к брату своему Исаву, в землю Сеир, в страну Эдом,
4 с поручением: «Так скажите господину моему Исаву: „Вот что говорит раб твой Иаков: „До сего времени я жил на чужбине у Лавана
5 и обрел там крупный рогатый скот, вьючных животных и овец, рабов и рабынь. И ныне посылаю вестников, чтобы сказать тебе об этом, господин мой, и снискать твое расположение““».
6 Вестники возвратились к Иакову и доложили: «Мы ходили к брату твоему Исаву, и он уже идет тебе навстречу и с ним — четыреста человек».
7 Охваченный ужасом, полный недобрых предчувствий, Иаков разделил своих людей, а также овец, коров и быков и верблюдов на два стана.
8 «Если Исав нападет на один стан, — думал Иаков, — и всех в нем перебьет, то всё же те, кто в другом стане, смогут спастись бегством».
9 «Боже, — молился Иаков, — Боже отцов моих, Авраама и Исаака, ГОСПОДИ, это Ты сказал мне: „Возвратись в землю свою, к родным своим, а Я позабочусь о благополучии твоем!“
10 Недостоин я той любви неизменной, с которой Ты всегда относился ко мне, рабу Своему. Уходя из дома, я с одним посохом в руке перешел через Иордан, а теперь — у меня два стана!
11 Молю, спаси меня от брата моего, от Исава! Боюсь я его: придет он и убьет нас, не пощадит ни женщин, ни детей.
12 Ты ведь Сам обещал: „Я позабочусь о благополучии твоем, и потомков у тебя будет много — несчетно, как песку морского“».
13 Проведя там ночь, Иаков отобрал из всего, что у него было, в дар брату своему Исаву
14 двести коз и двадцать козлов, двести овец и двадцать баранов,
15 тридцать верблюдиц дойных с верблюжатами, сорок коров и десять быков, двадцать ослиц и десять ослов.
16 Разделив на стада, он передал этих животных своим слугам-погонщикам, приказав им: «Идите впереди меня и держитесь на расстоянии один от другого».
17 Слуге, шедшему с первым стадом, Иаков сказал: «Когда брат мой Исав встретит тебя и спросит: „Чей ты? Куда ты идешь и чей скот гонишь?“ —
18 отвечай ему: „Скот этот раба твоего Иакова, он посылает его в дар господину своему Исаву, а сам Иаков идет за нами следом“».
19 Такой же наказ дал он второму, и третьему, и всем остальным гнавшим скот, требуя, чтобы каждый при встрече с Исавом сказал то же самое.
20 При этом они должны были обязательно добавить: «Раб твой Иаков идет за нами следом», ибо он думал: «Послав свой дар заранее, я умилостивлю его, а потом, когда мы уже встретимся лицом к лицу, быть может, он по-доброму отнесется ко мне».2
21 Итак, посланные с даром для Исава пошли вперед, а сам Иаков ту ночь провел в стане.
22 Той же ночью он встал и, подняв обеих жен своих, обеих наложниц и одиннадцать сыновей, вброд перешел поток Яввок.
23 После того как он перевел их через поток и с ними отправил всё, что у него было,
24 Иаков остался один. И вдруг появился Некто и боролся с ним до самой зари,
25 пока не стало очевидным: Иакова не победить. Тогда Боровшийся3 с Иаковом с силой коснулся его бедра — оно тут же вывихнулось.
26 И сказал Он Иакову: «Не удерживай Меня — Я ухожу. Заря уже занялась».
«Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», — вырвалось у Иакова.
27 И Тот спросил его: «Как зовут тебя?» Он ответил: «Иаков».
28 «Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль,4 — сказал Боровшийся с ним, — ибо ты боролся с Богом и с людьми — и побеждал».
29 Тогда Иаков попросил: «Назови же и Ты мне имя Свое». Но Тот лишь сказал: «Зачем ты спрашиваешь об имени Моем?» И там, расставаясь с Иаковом, Он благословил его.
30 Поэтому Иаков назвал то место Пени-Эль,5 воскликнув: «Я видел Бога лицом к лицу и остался жив!»
31 Уже взошло солнце, когда Иаков, с трудом передвигаясь из-за боли в бедре, покинул Пени-Эль.
32 (Вот почему все потомки Израиля и поныне не едят того, что они называют поврежденной жилой,6 что над тазобедренным суставом, ибо по ней ударил Тот, Кто боролся с Иаковом.)

Толкования Августина

Стих 25

Иудеи верующие и иудеи неверующие: когда впервые были осуждены? В первом из них, в отце всех их, в самом Иакове, который также именуется Израилем. Иаков означает "подставляющий ножку" или "пята"; Израиль означает "видящий Бога". Когда Иаков вернулся из Месопотамии с детьми, ангел боролся с ним; ангел представлял Иисуса Христа. И когда ангел боролся, то хотя он и превосходил Иакова силой, казалось, что он поддался ему, так что Иаков выглядел победителем.

Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит — когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил... И все же боровшийся Иаков признал, что в этом есть тайна. Человек, борющийся с ангелом, одолел его, и когда тот сказал: отпусти Меня, то одерживающий верх сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. О великая тайна! Будучи побежденным, Он благословляет; претерпев — освобождает.

Проповеди. Сl. 0284, 229F. MiAg 1.472.21.

***

Что означает борьба Иакова и его нежелание отпустить? Господь говорит в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, Мф 11:12). Вот о чем мы говорили выше: бороться, держаться за Христа, любить врага своего. Держишь Христа здесь и сейчас, если возлюбил врага своего (Ср. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Мф 5:44; 27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк 6:27, 35). И что Сам Господь говорит, то есть ангел от лица Господа, когда Иаков одолел и держал Его крепко? ...Он говорит Иакову: отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И Он благословил Иакова.

Проповеди. Сl. 0284, 5.SL41.227.

Стих 28

Иакова также звали Израилем, то есть именем, которое в основном сохранил произошедший от него народ. Это имя было дано ему ангелом, который боролся с ним, когда Иаков был на пути из Месопотамии. Этот ангел, очевидно, представляет образ Христа. Что до того, что Иаков одолел Его (по воле самого ангела и в целях символизируемого таинства), то это выражает страсти Христа, посредством которых иудеи, казалось, одолели Его. И при этом Иаков получил благословение того самого ангела, которого одолел, ведь новое имя и было благословением. Однако Израиль означает «видящий Бога»1 , и видение Бога будет наградой для всех святых в конце времен (Ср. 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12). Кроме того, ангел коснулся состава бедра и сделал Иакова хромым на бедро. Итак, Иаков одновременно поучил благословение и охромел — получил благословение в тех из народа Израилева, кто уверовал во Христа, был изуродован в тех, кто среди того же народа не верит. Ибо широкая часть бедра2 означает множество членов рода. Большинство же в семье как раз и составляют те, о которых пророчески сказано: и захромали с путей своих (46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. Пс 17:46 LXX).

Примечания

  • 1 — Имя Израиль, вероятно, означает «Бог поборет», однако 28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Быт 32:28 толкует его как «тот, кто борется с Богом». В данном случае Августин, возможно, следует иной этимологии, трактующей имя Израиль в виде комбинации 'is («человек»), га'ah («видеть»), и 'el («Бог»). (Ср. также выше в комментарии Златоуста, а также у Филона Александрийского в Соитии ради предварительного обучения 51. — Прим. ред.
  • 2 — Быт 32:26 (LXX). В Синод. пер. (25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. Быт 32:25): состав бедра. — Прим. ред.

О граде Божием. Сl. 0313, SL48.16.39.1.

***

Возложение столь великого имени есть великое благословение. Израиль, как я сказал, означает «видящий Бога». Имя одного человека, награда — всех, каждого, но из верных и благословенных, иудеев и эллинов. Эллинами же апостол называет всех неиудеев, поскольку греческий язык возносится во всех народах. Слава и честь, — говорит апостол. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом, и Еллину. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, во-первых Иудея, потом, и Еллина1 То есть для добрых иудеев добро, для злых зло. И для добрых неиудеев добро, а для злых зло.

Источник: *1 10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим 2:9−10; Августин цитирует стихи в обратном порядке.

Проповеди. Сl. 0284, 229F. MiAg 1.473.2.

Стих 31

Поврежденное бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нем, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведущих добрую жизнь, хромает в том, что касается ведущих дурную жизнь. Оба рода присутствуют в одном человеке — они будут разделены и разлучены позже (Ср. 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф 25:32−46). Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым (1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, Пс 42:1). Это так, поскольку Евангелие гласит: Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; Мф 18:8). Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце. Хромает Церковь: на одну ногу ступает твердо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищенные и привлеченные, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: «Вот они, христиане». Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая.

Проповеди. Сl. 0284, 5.SL41.280.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Евр. Маханаим означает «два стана». Вероятно, Иаков имел в виду два сонма ангелов, окруживших его. Или же в этом месте встретились два стана: Иакова и ангелов Божьих.
20  [2] — Букв.: он поднимет мое лицо.
25  [3] — Боровшийся… — здесь, как и в ст. 28 и 32, в оригинальном тексте местоимение Он.
28  [4] — Имя Израиль созвучно евр. словам «он борется с Богом» или «Бог борется».
30  [5] — Географическое название Пени-Эль созвучно евр. выражению «лицо Бога».
32  [6] — Букв.: сухожилие, что в подлиннике может означать и мышцу бедра, и седалищный нерв.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.