2 Царств 16 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Давид начал спускаться с вершины горы, навстречу ему вышел Цива, слуга Мефивошета, с парой навьюченных ослов, а на них — две сотни хлебов, сотня лепешек изюма, сотня лепешек смокв и бурдюк с вином.
2 Царь спросил Циву: «Для чего всё это?» Цива ответил: «Ослы — для царского дома, чтобы ездить на них, хлеб и сушеные фрукты — в пищу слугам твоим, а вино — для питья тем, кто ослабеет в пустыне».
3 «А где сын твоего владыки?» — спросил его царь. «Остался в Иерусалиме, — ответил Цива, — ведь он рассуждает так: „Теперь Израиль1 возвратит мне царство отца моего“».
4 Царь сказал Циве: «Всё, что было у Мефивошета, теперь твое». «Низко кланяюсь тебе, да буду я тебе угоден, владыка мой царь!» — сказал в ответ ему Цива.
5 Когда царь Давид подошел к Бахуриму, навстречу ему вышел человек из рода Саула, по имени Шими, сын Геры; он шел, изрекая проклятия
6 и швыряя камнями в Давида, во всех его слуг и в народ, хотя справа и слева были могучие воины.
7 Говорил Шими, проклиная царя: «Прочь, прочь, кровопийца и негодяй!
8 Отплатил тебе ГОСПОДЬ за всю кровь рода Саулова, престол которого ты занял, и отдал ГОСПОДЬ твое царство Авессалому, сыну твоему. Вот и на тебя обрушилась беда, кровопийца!»
9 Авишай, сын Церуи, предложил царю: «Что этот дохлый пес проклинает владыку моего царя? Позволь, я пойду и снесу ему голову!»
10 Но царь ответил: «Что мне до этого,2 сыновья Церуи? Если он проклинает потому, что ГОСПОДЬ велел ему проклинать Давида, то кто может запретить ему делать это?»
11 И еще сказал Давид Авишаю и всем своим слугам: «Если мой собственный сын ищет моей смерти, то чего ждать от вениаминитянина! Оставьте его, пусть проклинает, верно, так велел ему ГОСПОДЬ.
12 Может быть, увидит ГОСПОДЬ унижение мое и воздаст мне за него благом».
13 Давид и его люди следовали своим путем, а Шими шел рядом по склону горы — шел, изрекая проклятия и швыряя в его сторону камни и горсти пыли.
14 Царь и все люди, что были с ним, устали и расположились на отдых.
15 Авессалом и его сторонники израильтяне вступили в Иерусалим. Был с ним и Ахитофел.
16 Когда Хушай-аркитянин, друг Давида, пришел к Авессалому, то воскликнул: «Да здравствует царь! Да здравствует царь!»
17 Авессалом ответил Хушаю: «Так вот какой ты верный друг! Что же ты не ушел вместе со своим другом Давидом? »
18 «Нет, — ответил он Авессалому, — кого избрал и ГОСПОДЬ, и этот народ — все израильтяне, за того буду и я, останусь с ним.
19 Да и кому мне служить, как не сыну царя? Как служил я твоему отцу, так и тебе буду».
20 Авессалом тогда попросил Ахитофела: «Дай нам совет, чтобы знали мы, как поступить!»
21 «Возьми наложниц своего отца, которых он оставил присматривать за дворцом, — посоветовал ему Ахитофел, — и так узнает весь Израиль, что ты стал ненавистен своему отцу, и все, кто за тебя, обретут силу!»
22 И вот на крыше дворца разбили шатер для Авессалома, и он на глазах у всего Израиля спал с наложницами своего отца.
23 В те дни совет Ахитофела был как если бы вопросили слово у Бога — так ценен был любой совет Ахитофела и для Давида, и для Авессалома.

Толкования Августина

Стих 10

Этим благим терпением мы укрепляемся даже тогда, когда пребываем в добром здравии, ибо среди камней преткновения мира сего наше истинное счастье отсрочено. Этим терпением святой Давид перенес оскорбления злословившего его вениамитянина, и, хотя легко мог дать волю обиде и отомстить ему, он всё же воздержался от мщения, и, когда заметил в другом мстительное желание наказать задиру, также использовал свою власть венценосца, чтобы воспрепятствовать, а не осуществить возмездие. В то время он не страдал ни от ран телесных, ни от болезни тела, но он распознал время смирения и принял его как волю Господа, по причине чего испил горькую чашу уничижения с величайшим терпением и кротостью.

О терпении. Сl. 0308,9.8.670.1.

Стих 11

И не по своей ли собственной воле нечестивый сын Геры поносил царя Давида? И что же говорит на это святой муж Давид, преисполненный истинной и благочестивой премудрости? И что сказал он тому, кто хотел поразить злословящего его? И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины ? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? 2Цар 16:10). И затем боговдохновенное Писание в подтверждение глубокого по мысли высказывания царя повторяет его в иных выражениях и в несколько другом ключе: И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие .

И что же, ускользнет ли теперь от мудрого читателя то, как именно Господь повелел сему скверному человеку злословить Давида? Нет, не приказом Своим повелел Господь ему, в каковом случае его повиновение было бы достойно похвалы; нет, Господь склонил волю этого мерзавца, которая, запятнанная собственной его испорченностью, привела его к совершению сего греха, согласно справедливому и тайному приговору Господа. Именно по этой причине здесь сказано: Господь повелел ему. И не остается никакой неясности в вопросе о том, почему Господь повелел нечестивцу таким образом злословить Давида. Может быть, — молвил униженный монарх, — Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие.

И теперь мы располагаем доказательством того, что Господь использует сердца даже злых людей для прославления добрых и оказания им помощи.

О благодати и свободе воли. Сl.0352,906.31.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: дом Израилев.
10  [2] — Или (ближе к букв.): что между нами общего?..
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.