4 Царств 2 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ вознес Илию на небо в вихре, и было это так. Илия с Елисеем шли из Гилгала.
2 «Прошу, останься здесь, — сказал Илия Елисею, — а меня ГОСПОДЬ посылает в Бет-Эль». Но Елисей ответил: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей,1 не оставлю тебя!» И они пошли в Бет-Эль.
3 Ученики пророков,2 что были в Бет-Эле, вышли к Елисею и сказали ему: «Знаешь ли ты, что сегодня ГОСПОДЬ заберет у тебя твоего владыку?» «Знаю, молчите!» — ответил тот.
4 «Елисей, прошу, останься здесь, — сказал ему Илия, — а меня ГОСПОДЬ посылает в Иерихон». Тот ответил: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей, не оставлю тебя!» И они пошли в Иерихон.
5 Ученики пророков, что были в Иерихоне, вышли к Елисею и сказали ему: «Знаешь ли ты, что сегодня ГОСПОДЬ заберет у тебя твоего владыку?» «Знаю, молчите!» — ответил тот.
6 «Прошу, останься здесь, — сказал Илия Елисею, — а меня ГОСПОДЬ посылает к Иордану». Тот ответил: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей, не оставлю тебя!» И они пошли вдвоем.
7 Пятьдесят человек из учеников пророков тоже пошли и встали поодаль, а они вдвоем остановились на берегу Иордана.
8 Илия взял свою накидку, свернул и ударил ею по воде — вода расступилась,3 и оба они перешли реку посуху.
9 Когда они переходили реку, Илия сказал Елисею: «Проси чего хочешь, прежде чем меня возьмут от тебя». «Тот дух, что в тебе, — ответил Елисей, — прошу, пусть во мне его будет вдвое!»4
10 «Трудно исполнить то, о чем ты просишь! — ответил Илия. — Но если ты увидишь, как меня возьмут от тебя, то так и будет, а если не увидишь — то не получишь того, о чем просишь ».
11 И когда они шли и разговаривали, явилась огненная колесница с огненными конями, и разлучились они: Илия вознесся в вихре на небо,
12 а Елисей смотрел и восклицал: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и конница его!» И больше Елисей его не видел. Тогда он схватил свою одежду и разорвал ее надвое.
13 Он поднял накидку, что упала с плеч Илии, пошел обратно и встал на берегу Иордана.
14 Взяв накидку, упавшую с плеч Илии, он ударил ею по воде и сказал: «Где ГОСПОДЬ, Бог Илии?» Он ударил накидкой по воде, как Илия, — и вода расступилась, и Елисей перешел реку посуху.
15 Увидели Елисея ученики пророков, что пришли из Иерихона и стояли поодаль, и сказали: «Дух Илии опочил на Елисее!» Вышли они ему навстречу, поклонились до земли
16 и сказали: «Среди нас, слуг твоих, есть пятьдесят крепких людей. Просим, разреши им пойти и поискать твоего владыку — может быть, Дух ГОСПОДЕНЬ перенес его на какую-либо гору или в какую-нибудь долину!» «Не стоит ходить», — ответил тот.
17 Но они настаивали, и он уступил,5 сказав: «Пусть идут». Отправили пятьдесят человек, те искали Илию три дня, но не нашли.
18 Они вернулись к Елисею, который оставался в Иерихоне, и он сказал им: «Говорил же я вам, не ходите».
19 Жители того города сказали Елисею: «Город наш расположен хорошо, как ты и сам видишь, владыка наш, но вода здесь плохая, потому и земля бесплодна».
20 «Принесите мне новое блюдо, — ответил он, — и насыпьте в него соли». Они выполнили его просьбу.
21 Он вышел к источнику и высыпал туда соль со словами: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Я исцеляю эту воду! Не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия“».
22 И вода стала здоровой, такова она и поныне, по слову, которое изрек Елисей.
23 Оттуда Елисей отправился в Бет-Эль. Когда он шел по дороге, выбежали из города молодые ребята и стали насмехаться над ним: «Прочь, плешивый! Прочь, плешивый!»
24 Оглянулся он, посмотрел на них и проклял их именем ГОСПОДА. Тогда вышли из леса две медведицы и растерзали из них сорок два мальчика.
25 А Елисей пошел на гору Кармил, а затем возвратился в Самарию.

Толкования Августина

Стих 9

Тот, Кто повсюду есть, не во всех находит Себе обиталище, а также даже и среди тех, в которых обитает, Он присутствует не в равной мере. И отчего бы [в противном случае] тогда Елисей, говоря о Духе Божьем, просил у Илии о том, чтобы дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И на каком [ином] основании среди святых одни других превосходят в святости, если не принимать в расчет различную полноту пребывания в них Господа? Но как же в таком случае [может быть] истинно наше исходное утверждение о том, что Бог всецело присутствует повсюду, в то время как в одних Его присутствие полнее, а в других беднее? Здесь следует с полным вниманием отнестись к тому [факту], что наше утверждение о полноте всецелого присутствия Бога повсюду распространяется именно на присутствие Его в Себе Самом, а, следовательно, вовсе не в тех, из которых одни восприемлют Его [в себя] в большей, а иные в меньшей мере.

Послания. Cl. 0262,187.57.5.94.19.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: жив Господь, и жив ты сам — клятвенная формула; то же в ст. 4, 6.
3  [2] — Или: бывшие подле пророков; букв.: сыны пророческие, то же в ст. 5, 7, 15.
8  [3] — Или (ближе к букв.): разделилась на обе стороны; то же в ст. 14.
9  [4] — Или: двойная доля — таково было наследство первенца, преемника отца, здесь: преемника пророка.
17  [5] — Или: смутился.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.