есть прииски, где промывают золото.
Железо извлекают из земли
и медь из руды выплавляют.
Тьме2 кладет границу человек,
ищет руду в глубинах земли,
в мраке кромешном.
Роет шахты вдали от мест обитаемых,
там, где нога не ступала,
вдали от людей висит, качаясь, в забое.
Земля, из которой родится хлеб,
внутри словно огнем оплавлена.3
Камни ее — месторождения сапфиров,4
и в ней же — золотой песок.
Дороги туда не знает и хищная птица,
глаз соколиный ее не видывал.
Не ходили по ней гордые звери,
лев по ней не ступал.
А человек к граниту прикладывает руку,
переворачивает горы до основания.
В скалах прорубает штольни,5
все драгоценности
открываются его взору.
Запирает6 он глубины рек7
и сокрытое выносит на свет.8
Но мудрость — где ее добывают?
Где они, месторождения разума?
Не знает человек к ней дороги,9
на земле живых10 ее не отыщешь.
Бездна сказала: „Не во мне она“,
море сказало: „Не у меня“.
Не добудешь ее,
чистым золотом расплатившись,
не купишь ее, отвесив серебра,
не приобретешь
за лучшее золото из Офира,
за драгоценный оникс с сапфиром.11
Дороже золота она и кристаллов,12
не выменять ее на золотой сосуд.
Кораллы и яшма13 с ней не сравнятся,
ценнее мудрость, чем жемчуга,14
дороже она топазов из Куша,15
и за лучшее золото ее не купишь.
Откуда же исходит мудрость?
Где они, месторождения разума?
Скрыта она от глаз всего живого,
от птиц небесных спрятана.
Скажут о ней Аваддон и Смерть:
„Мы слышали о ней лишь краем уха“.
Бог знает дорогу к ней,16
Он ведает, где она обитает.
Ведь взор Его пределов земли достигает,
всё, что под небом, Он видит.
Когда Он наделял силой17 ветер,
когда водам меру давал,
когда для дождя устанавливал закон
и путь — для молнии с громом,
тогда перед взором Его была мудрость,
Он исчислил ее, утвердил, испытал.
И сказал человеку:
„Благоговение пред Владыкой18 —
вот мудрость,
сторониться зла — в этом разум!“»
Стих 23
Но хотя мы читаем и понимаем слова: еже бысть, в Том живот есть (3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Ин 1:3−4), однако остается и такое мнение, с точки зрения которого все, сотворенное Словом, есть в Нем жизнь; в этой жизни Оно созерцало все, когда творило, а как созерцало, так все и сотворило, видяй все сотворенное не вне самого Себя, а в самом Себе тако сочте. И это созерцание не было одним у Него, и другим у Отца, но одним и тем же у обоих, как одна у Них сущность. Так именно о Премудрости, Которою все сотворено, и говорится в книге Иова:.. Этими и подобными свидетельствами доказывается, что все, прежде чем было сотворено, находилось в познании Творящего. И конечно там оно было лучше, где было более истинным, вечным и неизменным. Впрочем, достаточно сказать, чтобы каждый знал или веровал, что все это сотворил Бог; не думаю, чтобы нашелся настолько безумный человек, который бы помыслил, что Бог сотворил то, чего не знал. А если Он знал все это раньше, чем оно сотворено, то раньше своего сотворения оно, конечно, было Ему ведомо в том виде, как оно живет вечно и неизменно и составляет жизнь, по сотворению же — в том, как каждая тварь существует в своем роде.
Источник: О книге Бытия буквально, 5.15