ГОСПОДИ, Боже мой, как Ты велик!
Величие и великолепие — облачение Твое.
Ты — Тот, Кто небеса, как шатер, распростер,
и облака делает Своими колесницами,
Кто движется на крыльях ветра,
огонь и пламя — служителями Своими.
никогда не поколеблется она.
они даже горы сокрыли под собою.
от ударов грома Твоего спешат прочь.
к месту, которое Ты определил для них.
не могут возвратиться, чтобы снова покрыть землю.
устремляются вниз между холмами.
и дикие ослы жажду там утоляют;
голоса их звучат в густой листве.
насыщается земля плодами дел Твоих.
растениям — на пользу человеку,
дабы земля плоды свои производила:
и масло, от которого лицо его сияет,
и хлеб, что силу ему придает.2
у кедров ливанских, которые Он посадил.
такие деревья — жилище для аиста;3
каменные утесы — для даманов.4
и солнце знает, когда ему заходить.
когда рыщут лесные звери.
и пищу, Богом посылаемую, себе ищут.
и в логова свои ложатся.
и трудится он вплоть до самого вечера.
Всё Ты устроил так мудро —
земля полна творений Твоих.5
кишмя кишит в нем всякая тварь,
большая и малая, без числа.
и чудо морское Левиафан,
Тобой сотворенное, чтобы он в море играл.
что пищу им Ты вовремя дашь.
кормишь их из рук Своих —
и насыщаются они дарами благими.
отнимешь дыхание их — они умирают
и возвращаются в прах.
и лик земли Ты обновляешь.
Да радуется ГОСПОДЬ делам Своим!
от прикосновения Его горы дымятся.
и, пока жив, буду славить Бога Своего!
и я буду радоваться в ГОСПОДЕ.
и не будет более на ней нечестивых!
Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
Аллилуйя!6
Стих 2
См. комм. к 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] Быт 1:6
Стих 26
‹…› написано в книге Иова, когда речь идет о дияволе: «Сиесть начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его» (14 это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; Иов 40:14), согласно с чем, по-видимому, говорит и псалом, в котором читаем: «змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Пс 103:26), должно пониматься нами не в том смысле, будто он с самого начала создан был таким, чтобы над ним издевались ангелы, а в том, что он подпал этому наказанию после греха. Итак, по началу своему он есть создание Господне; ибо даже в числе последних и низших животных нет никакого естества, которого бы он не сотворил: от Него всякая мера, всякий вид, всякий порядок, без которых нельзя ни указать, ни вообразить ни одной вещи, а тем более — ангельской твари, которая достоинством своей природы превосходит все остальное, созданное Богом.
Источник: «О граде Божьем". Кн. 11. Глава XV. Что нужно думать о выражении Писания: «Сначала диавол согрешил»
Стих 29
Обратим теперь внимание на то, в каком смысле сказано: Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши духа твоего, и созиждутся и обновиши лице земли. По-видимому, изречение это говорит в пользу тех, по мнению которых души, как и тела, творятся от родителей, если понимать его в том смысле, что дух называется здесь их духом по той причине, что они получают его от людей; когда же умирают, дух уже не может быть возвращен им людьми, чтобы они воскресли, ибо он не от родителей опять изводится, как при рождении, а возвращается Богом, воскрешающим мертвых (23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы. 2Мак 7:23). Поэтому, один и тот же дух назван и их духом, когда они умирают, и Божиим, когда воскресают. Но так как и те, по мнению которых души посылаются не от родителей, а от Бога, могут понимать это изречение в смысле своего мнения таким образом, что дух называется их духом, когда они умирают, ибо он в них был и из них вышел, а Божиим, когда они воскресают, ибо он от Бога посылается и от Него же возвращается: то ясно, что и это свидетельство не противно ни тем, ни другим.
Со своей стороны я, впрочем, думаю, что лучше понимать это изречение о благодати, которою мы внутренне обновляемся. В самом деле, собственный дух всех гордецов, живущих по земному человеку и превозносящихся своею тщетностью, некоторым образом отнимается, когда они совлекаются ветхого человека и, отогнав гордость, укрепляются на пути совершенствования, говоря Господу: помяну, яко персть есмы (14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Пс 102:14), ибо именно им было некогда сказано: почто гордится земля и пепел (9 Что гордится земля и пепел? Сир 10:9)? Взирая очами веры на правду Божию, чтобы не желать свою правду поставити (3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, Рим 10:3), они, как говорит Иов, переводят свой взор на себя самих, уничижаются и считают себя землей и пеплом, а это и значит — и в персть свою возвратятся. Получив же Духа Божия, говорят: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал 2:20). Так чрез благодать нового завета обновляется лице земли, благодаря многочисленности святых!
Источник: О книге Бытия буквально, 10.8