Псалтирь 103 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
ГОСПОДИ, Боже мой, как Ты велик!
Величие и великолепие — облачение Твое.
2 Ты — в одеждах светозарных,
Ты — Тот, Кто небеса, как шатер, распростер,
3 Кто на водах в выси небесной ставит чертоги Свои
и облака делает Своими колесницами,
Кто движется на крыльях ветра,
4 Кто ветры делает Своими вестниками,
огонь и пламя — служителями Своими.
5 Ты землю укрепил на ее основаниях —
никогда не поколеблется она.
6 Ты, как одеянием, покрыл ее глубинами водными
они даже горы сокрыли под собою.
7 Ты лишь пригрозишь водам — и они бегут,
от ударов грома Твоего спешат прочь.
8 Они поднимаются на горы, спускаются в долины1
к месту, которое Ты определил для них.
9 Ты поставил предел, которого они не могут преступить, —
не могут возвратиться, чтобы снова покрыть землю.
10 Ты сделал так, что источники несут свои воды в долины,
устремляются вниз между холмами.
11 Пьют из них все звери полевые,
и дикие ослы жажду там утоляют;
12 на их берегах птицы гнездятся,
голоса их звучат в густой листве.
13 С чертогов Своих Ты поишь горы,
насыщается земля плодами дел Твоих.
14 Траве расти повелеваешь для скота,
растениям — на пользу человеку,
дабы земля плоды свои производила:
15 вино, что сердце человека веселит,
и масло, от которого лицо его сияет,
и хлеб, что силу ему придает.2
16 У деревьев ГОСПОДА влага всегда в избытке —
у кедров ливанских, которые Он посадил.
17 На них птицы вьют гнезда свои;
такие деревья — жилище для аиста;3
18 высокие горы — убежище для диких коз;
каменные утесы — для даманов.4
19 Ты сотворил луну как меру времен,
и солнце знает, когда ему заходить.
20 Ты наводишь тьму — и наступает ночь,
когда рыщут лесные звери.
21 Рыкают в поисках добычи молодые львы
и пищу, Богом посылаемую, себе ищут.
22 Восходит солнце — возвращаются они
и в логова свои ложатся.
23 Человек же выходит, чтобы делать дела свои,
и трудится он вплоть до самого вечера.
24 Неисчислимы дела Твои, ГОСПОДИ!
Всё Ты устроил так мудро —
земля полна творений Твоих.5
25 На ней море великое и безбрежное,
кишмя кишит в нем всякая тварь,
большая и малая, без числа.
26 Ходят там корабли
и чудо морское Левиафан,
Тобой сотворенное, чтобы он в море играл.
27 Твари все от Тебя ожидают,
что пищу им Ты вовремя дашь.
28 Даешь им пищу — они ее подбирают,
кормишь их из рук Своих —
и насыщаются они дарами благими.
29 Сокроешь лицо Свое — они в тревоге,
отнимешь дыхание их — они умирают
и возвращаются в прах.
30 Пошлешь дыхание Свое — они сотворены,
и лик земли Ты обновляешь.
31 Слава ГОСПОДНЯ да пребудет вовек!
Да радуется ГОСПОДЬ делам Своим!
32 От одного взгляда Его земля дрожит,
от прикосновения Его горы дымятся.
33 Всю жизнь свою я буду петь ГОСПОДУ
и, пока жив, буду славить Бога Своего!
34 Пусть и размышления мои будут Ему приятны,
и я буду радоваться в ГОСПОДЕ.
35 Да исчезнут грешники с лица земли,
и не будет более на ней нечестивых!
Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
Аллилуйя!6

Толкования Августина

Стих 2

См. комм. к 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] Быт 1:6

Стих 26

‹…› написано в книге Иова, когда речь идет о дияволе: «Сиесть начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его» (14 это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; Иов 40:14), согласно с чем, по-видимому, говорит и псалом, в котором читаем: «змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Пс 103:26), должно пониматься нами не в том смысле, будто он с самого начала создан был таким, чтобы над ним издевались ангелы, а в том, что он подпал этому наказанию после греха. Итак, по началу своему он есть создание Господне; ибо даже в числе последних и низших животных нет никакого естества, которого бы он не сотворил: от Него всякая мера, всякий вид, всякий порядок, без которых нельзя ни указать, ни вообразить ни одной вещи, а тем более — ангельской твари, которая достоинством своей природы превосходит все остальное, созданное Богом.

Источник: «О граде Божьем". Кн. 11. Глава XV. Что нужно думать о выражении Писания: «Сначала диавол согрешил»

Стих 29

Обратим теперь внимание на то, в каком смысле сказано: Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши духа твоего, и созиждутся и обновиши лице земли. По-видимому, изречение это говорит в пользу тех, по мнению которых души, как и тела, творятся от родителей, если понимать его в том смысле, что дух называется здесь их духом по той причине, что они получают его от людей; когда же умирают, дух уже не может быть возвращен им людьми, чтобы они воскресли, ибо он не от родителей опять изводится, как при рождении, а возвращается Богом, воскрешающим мертвых (23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы. 2Мак 7:23). Поэтому, один и тот же дух назван и их духом, когда они умирают, и Божиим, когда воскресают. Но так как и те, по мнению которых души посылаются не от родителей, а от Бога, могут понимать это изречение в смысле своего мнения таким образом, что дух называется их духом, когда они умирают, ибо он в них был и из них вышел, а Божиим, когда они воскресают, ибо он от Бога посылается и от Него же возвращается: то ясно, что и это свидетельство не противно ни тем, ни другим.

Со своей стороны я, впрочем, думаю, что лучше понимать это изречение о благодати, которою мы внутренне обновляемся. В самом деле, собственный дух всех гордецов, живущих по земному человеку и превозносящихся своею тщетностью, некоторым образом отнимается, когда они совлекаются ветхого человека и, отогнав гордость, укрепляются на пути совершенствования, говоря Господу: помяну, яко персть есмы (14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Пс 102:14), ибо именно им было некогда сказано: почто гордится земля и пепел (9 Что гордится земля и пепел? Сир 10:9)? Взирая очами веры на правду Божию, чтобы не желать свою правду поставити (3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, Рим 10:3), они, как говорит Иов, переводят свой взор на себя самих, уничижаются и считают себя землей и пеплом, а это и значит — и в персть свою возвратятся. Получив же Духа Божия, говорят: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал 2:20). Так чрез благодать нового завета обновляется лице земли, благодаря многочисленности святых!

Источник: О книге Бытия буквально, 10.8

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Друг. возм. пер.: горы поднимаются, долины опускаются.
15  [2] — Букв.: хлеб, который укрепляет сердце человека.
17  [3] — Масоретский текст: аист, кипарисы (?) — его жилище; вся строка по LXX: на их вершинах аист устраивает себе жилище.
18  [4] — Даманы — живущие в скалистых местах млекопитающие.
24  [5] — Букв.: достоянием Твоим.
35  [6] — Или: восхвалите / прославьте Господа; евр. Ях; то же ниже в друг. псалмах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.