Исход 4 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 «Ну а если не поверят они, — усомнился Моисей, — если слушать не захотят меня и скажут: „Не являлся тебе ГОСПОДЬ“?»
2 «Что в руке у тебя?» — спросил его ГОСПОДЬ. «Посох», — ответил Моисей.
3 «Брось его на землю», — повелел ГОСПОДЬ. Моисей бросил посох на землю, и тот вдруг превратился в змею. Моисей кинулся было бежать от нее,
4 но ГОСПОДЬ сказал ему: «Протяни руку и схвати ее за хвост». Моисей протянул руку, поймал змею, а та в руке у него снова стала посохом.
5 «Это для того, чтобы израильтяне поверили, что Я, ГОСПОДЬ, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, воистину являлся тебе».
6 Затем ГОСПОДЬ велел Моисею положить руку за пазуху. Моисей засунул руку за пазуху, а когда вынул ее, она была белой как снег: проказа1 поразила ее.
7 «А теперь снова спрячь руку за пазуху», — сказал ГОСПОДЬ. Моисей так и сделал, когда же вынул ее, она вновь была здоровой, как и всë тело его.
8 «И если они не поверят тебе и первое чудо не убедит их, они могут поверить второму,2 — продолжал ГОСПОДЬ. —
9 Если же ни тому, ни другому не поверят знамению и не послушают тебя, зачерпни воды из Нила и вылей ее на землю; станет на земле вода, которую почерпнул ты из реки, кровью».
10 Тут Моисей снова стал умолять ГОСПОДА: «О Владыка! Не речист я — никогда3 не был таким и даже теперь, когда Ты заговорил со мной, рабом Твоим, я плохо владею языком своим, нескладна речь моя».
11 «Кто дал уста человеку? — спросил ГОСПОДЬ. — Кто делает немым или глухим, зрячим или слепым? Разве не Я, ГОСПОДЬ?
12 Так иди же! При устах твоих буду Я, и Я научу тебя, что говорить».
13 «И все же молю Тебя, Владыка, другого пошли кого-нибудь, кого хочешь пошли, только не меня!» — просил Моисей.
14 Прогневался тогда ГОСПОДЬ на Моисея: «Но разве нет у тебя брата Аарона, левита, как и ты? А он, Я знаю, умеет говорить. Вот он уже готов выйти навстречу тебе и, увидев тебя, обрадуется.
15 Ты расскажешь ему всё и объяснишь, что должен он сказать фараону, а Я буду и с тобой, и с ним, когда вы будете говорить, и в том, что вам предстоит сделать, буду руководить вами.
16 Аарон обратится к народу от твоего имени — он будет устами твоими, а ты будешь ему вместо Бога.4
17 И посох этот возьми с собой: им ты будешь творить знамения».
18 Вернулся Моисей к Иофору, тестю своему, и сказал ему: «Хотел бы я возвратиться к братьям моим в Египте, узнать, живы ли они еще». «Ступай с миром», — не стал удерживать его Иофор.
19 В Мидьяне ГОСПОДЬ вновь говорил с Моисеем, Он сказал ему: «Возвращайся в Египет: все, кто замышлял убить тебя, уже умерли».
20 Тогда отправился Моисей в Египет вместе с женой и сыновьями своими: они ехали верхом на его осле. Он взял с собою свой посох: для него это был теперь посох Божий.
21 А ГОСПОДЬ дал ему такое наставление: «Когда придешь в Египет, яви непременно перед фараоном те чудеса, совершить которые Я дал тебе силу. Но Я дозволю фараону коснеть в своем упрямстве,5 и он не отпустит народ.
22 Тогда ты скажешь фараону: „Так говорит ГОСПОДЬ: „Израиль — сын Мой, первенец Мой.
23 Я велел тебе отпустить его, сына Моего, дабы совершил он должное служение Мне, но ты отказался отпустить народ Мой, за это Я предам смерти сына твоего, твоего первенца““».
24 Дорогой, на ночлеге, приступил ГОСПОДЬ к Моисею и уже готов был умертвить его.6
25 Но Циппора, жена его, схватив острый кремень, обрезала крайнюю плоть сыну своему и, коснувшись ею ног Моисея,7 воскликнула: «Ты жених мой, кровью обретенный!»8
26 ГОСПОДЬ оставил Моисея в живых. (Именно тогда, по причине этого обрезания, Циппора и произнесла слова: «Жених, кровью обретенный».)
27 Тем временем ГОСПОДЬ велел Аарону идти в пустыню навстречу Моисею. Аарон отправился в путь и, встретившись с Моисеем у горы Божией, по-братски приветствовал его поцелуем.
28 Моисей рассказал Аарону обо всем, что говорил ему ГОСПОДЬ, посылая в Египет, рассказал и обо всех знамениях, которые ГОСПОДЬ поручил ему явить.
29 И пошли Моисей с Аароном и собрали всех старейшин народа Израилева.
30 Аарон передал им всё, что ГОСПОДЬ сказал Моисею, и на глазах у собравшихся сотворил те самые знамения.
31 Израильтяне поверили ему; и когда услышали, что ГОСПОДЬ увидел, какие они терпят муки, и позаботился о них, они пали ниц, благодарно преклонились пред Господом.

Толкования Августина

Стих 3

Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

Давайте попытаемся с Божией помощью объяснить, что это означает. Жезл означает царство, змей — смертность. Ибо через змея к человеку пришла смерть. Господь соизволил принять смерть. Жезл, бросаемый на землю, имел вид змея, так как царство Божие, Иисус Христос, пришло на землю. Он принял смертность, которую и распял на кресте. Ваше святейшество знает, что, когда этот народ, упрямый и гордый, начал роптать на Бога в пустыне, его начали жалить змеи и люди стали умирать от этих укусов. По милосердию Бог дал лекарство, которое хотя приносило тогда исцеление, но также и предсказывало будущую мудрость.

Проповеди.

Великое таинство — быть исцеленным от змеи! Что это — глядя на змею, быть исцеленным от змеи? Веря в смерть, спастись от смерти. И однако, Моисей испугался и убежал. Что значит, что Моисей убежал от этой змеи? Что иное, как не то, что произошло в Евангелии, как мы знаем, братья? Христос умер, и ученики испугались и отошли от той надежды, которая была у них.

Изъяснения Псалмов.

Стих 10

Слова Моисея к Господу: О, Господи! Человек я не речистый, и таков был и вчера, и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим, означают, что можно верить, что по желанию Бога внезапно можно стать красноречивым. Когда он говорит: и когда Ты начал говорить с рабом Твоим, он будто показывает, что могло быть, чтобы тот, кто не был красноречивым вчера и третьего дня, внезапно им стал, когда Господь начал говорить с ним.

Источник: Вопросы на Семикнижие, Cl.0270,2.Quaest.Exodi.7.59

Стих 11

Есть те, кто злословит Бога или, лучше сказать, Писание Ветхого Завета1 , ибо Господь сказал, что Сам делает слепым и немым. Что же они скажут о Господе Христе, открыто говорящем в Евангелии: «Я пришел, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Ин 9:39)»? Кто, кроме безумного, поверит, что у человека могут оказаться телесные пороки вопреки желанию Бога? Но никто не сомневается, что Он хочет этого справедливо.

Вопросы на Семикнижие,Cl. 0270, 2.Quaest.Exodi.8.67.

Примечания

  • 1 — Имеется в виду Маркион и его последователи

Стих 12

Господь говорит Моисею: «Итак, пойди, и Я открою уста твои и научу тебя, что тебе говорить». Это ясно показывает, что не только научение, но даже и само открытие уст относятся к желанию и милости Бога. Ведь Он не сказал: «Открой уста твои, и Я научу тебя», но Сам пообещал две вещи: «открою и научу». А в псалме Он говорит: Открой уста твои, и Я наполню их (11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их". Пс 80:11), показывая в человеке желание принять то, что Бог дает желающему. Так что открой уста твои относится к возникновению желания, а и наполню их — к милости Бога, а здесь: «И открою уста твои, и научу тебя».

Стих 14

Справедливо возникает вопрос, почему Он, гневаясь, говорил о брате Моисея, что тот сам будет говорить к народу вместо него? Очевидно, что из-за сомнения Моисея Он не дал ему всех способностей, которые собирался дать, и захотел, чтобы двое совершали то, что могло быть совершено одним человеком в случае его веры. Однако эти слова, если изучить их более внимательно, не означают, что Господь, разгневавшись, дал Аарона в наказание. Ведь Он говорит: Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить. Этими словами показано, что Господь, скорее, упрекал того, кто боялся идти... хотя он имел брата, через которого мог сказать народу то, что хотел, даже если сам имел тихий голос и был косноязычным, и целиком должен был надеяться на Бога. Затем Он говорит то, что пообещал раньше, а затем разгневался. Ведь тогда Он сказал: «Открою уста твои и научу тебя», а теперь говорит: «Открою уста твои и уста его и буду учить вас, что вам делать». Но так как Он добавил: И будет говорить он вместо тебя к народу (16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; Исх 4:16), оказывается, что открытие уст уже даровано, потому что Моисей говорит, что он косноязычен. В слабости голоса Господь не захотел ничем помочь Моисею, но дал ему брата, который мог говорить так, как требуется для научения народа. Слова: Ты будешь влагать слова в уста его означают, что эти слова должны были быть произнесены, потому что, если бы они предназначались только для слышания народа, Он сказал бы «в уши». Затем немного позже Он говорит: Будет говорить он вместо тебя к народу и сам будет твоими устами, — и здесь подчеркивается: «к народу». И когда говорит: Будет говорить он вместо тебя к народу, ясно указывает на первенство Моисея и на подчиненное служение Аарона. Потом, когда говорит: А ты будешь ему вместо Бога, то здесь, очевидно, нужно исследовать великое таинство, заключающееся в том, что Моисей является посредником между Богом и Аароном, а Аарон — между Моисеем и народом.

Источник: Вопросы на Семикнижие,Cl. 0270, 2.Quaest.Exodi.l0.87.

Стих 16

Надо заметить, что, когда Моисея посылали к народу, ему не было сказано: «Вот, Я дал тебя богом народу, и брат твой будет твоим пророком», но: «Брат твой будет говорить вместо тебя к народу». И было также сказано: Он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога, — а не: «Ты ему будешь Богом». Однако говорится, что Моисей был дан фараону в качестве бога, и, по аналогии, Аарон — пророк Моисея, но для фараона. Это нам объясняет, что пророки Бога говорят то, что слышат от Него, и что пророк Бога — это тот, кто сообщает слова Бога тем людям, которые не могут или недостойны Его услышать.

Стих 20

То, что было сказано выше, — что Моисей посадил жену и детей на повозки, чтобы вместе с ними отправиться в Египет, а затем его тесть Иофор пришел к нему вместе с ними после того, как тот вывел народ из Египта (1 И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь Израиля из Египта, 2 и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную, 3 и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; 4 а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова. 5 И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией, 6 и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына ее с нею. 7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился [ему], и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер. 8 И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и со [всеми] Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь [из руки фараона и из руки Египтян]. 9 Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян [и из руки фараона], 10 и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; 11 ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами. 12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом. 13 На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. 14 И видел [Иофор,] тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? 15 И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; 16 когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его. 17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: 18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; 19 итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; 20 научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; 21 ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; 22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; Исх 18:1−22), — может вызвать вопрос, как может быть правдой то и другое. Но надо понимать, что Иофор был вместе с детьми после несостоявшегося убийства Моисея или ребенка, которое должен был совершить ангел (24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. 25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26 И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию. 27 И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его. Исх 4:24−27) . Ведь некоторые считали, что ангел устрашил их для того, чтобы женщины не сопровождали Моисея, препятствуя ему в служении, которое он по воле Бога совершал.

Вопросы на Семикнижие, Сl. 0270, 2.Quaest.Exodi.l2.163.

Стих 21

Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: «Аз бо ожесточих» («Я ожесточил фараона») (1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, Исх 10:1), «ожесточил» или «ожесточу сердце фараона». Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое (15 И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. Исх 8:15), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон — по свободному.

Источник: О благодати и свободной воле 23, PL 44:911.

Стих 24

Прежде всего возникает вопрос, кого хотел умертвить ангел: Моисея ли, ибо сказано, что «встретил его ангел и хотел умертвить его»... или он хотел умертвить ребенка, которого мать спасла обрезанием? Ибо считается, что он хотел умертвить младенца, так как тот не был обрезан, и таким образом жестокостью наказания узаконить обрезание. Если это так, неизвестно, хотел ли он умертвить того, о ком сказал сначала; ибо не понятно кого, если только это не будет понято из дальнейшего, а сначала сказано непонятными и необыкновенными словами: «встретил его и хотел умертвить его», — того, кто раньше не был назван. Но в псалме говорится: Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона (2 Основание его* на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. //*Иерусалима. Пс 86:2). Так начинается псалом, и ничего не говорится о нем или о ней, чьи основания имелись в виду в словах: Основание его на горах святых. Но так как дальше идет: Господь любит врата Сиона, то, значит, основания или Господа, или Сиона. Скорее всего, здесь надо понимать основание Сиона, так как это может быть понято, как основание города. Но так как род местоимения eius1 может быть различным, то есть эта форма местоимения любого рода: мужского, и женского, и среднего, а по-гречески в женском роде употребляется форма autus, в мужском и среднем — autou, и поскольку в греческом стоит autou, то следует понимать не «основания Сиона», но «основания Господа», то есть то, что Господь установил, о чем сказано: Господь созидает Иерусалим (2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля. Пс 146:2). Однако ни Сион, ни Господь не упоминались до слов: Основание его на горах святых. Так же было сказано и здесь, хотя ребенок еще не упоминался: «...встретил его и хотел умертвить его», чтобы мы поняли из последующего, кто имелся в виду. Однако если кто-то захочет подумать, что речь идет о Моисее, то не следует особенно возражать. Пусть, если возможно, лучше будет понято сказанное дальше, что имеется в виду под словами, что ангел потому отказался от убийства кого-либо из них, что женщина сказала: «Остановилась кровь обрезания сына моего». Ибо не сказано: «Отошел от него, так как она обрезала младенца», но так как «Остановилась кровь обрезания сына моего». Не так как «пролилась», но так как «остановилась», что, если не ошибаюсь, есть великое таинство.

Вопросы на Семикнижие,Сl. 0270, 2.Quaest.Exodi. 11.121.

Примечания

  • 1 — В лат. языке родительный падеж указательного местоимения (eius) имеет одну форму для всех трех родов

Стих 25

Если бы во времена ветхозаветного человека я был иудеем, если бы не мог быть ничем лучшим, я непременно принял бы обрезание. Это знак праведности веры (11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, Рим 4:11) в то время, пока он не был отменен пришествием Господа, имел настолько большое значение, что ангел задушил бы маленького сына Моисея, если бы мать, схватив каменный нож, не обрезала мальчика, предотвратив этим таинством грозящую гибель. Это таинство также сдержало реку Иордан и вернуло ее в русло (1 Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь [Бог] иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, [они ужаснулись] и не стало уже в них духа против сынов Израилевых. 2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. Нав 5:1−2). Это таинство принял и Сам Господь, родившись (21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Лк 2:21), хотя и отменил его распятием.

Послания 23, CSEL 34.1:67

Иное толкование

Восьмой день, по прошествии семи дней (4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Быт 21:4), — это день Господень, когда Господь воскрес, а камнем был Христос. Отсюда нож для обрезания был каменным, а крайняя плоть — телом греха.

О благодати Христа и первородном грехе 2.36.31, CSEL 42:195

И это было показано ангелом на сыне Моисея, который, будучи необрезанным, приносится матерью для обрезания во время очевидно грозящей опасности. И когда это было осуществлено, опасность отступила. Как у Авраама предшествовала праведность веры и потом пришло обрезание — знак праведности веры (9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Рим 4:9−12), так и у Корнилия предшествовало духовное освящение в даре Духа Святого и пришло таинство возрождения баней крещения (Деян 10).

Источник: О крещении 4. 24,CSEL 51:259

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Проказа — в ВЗ это общее название всех кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена.
8  [2] — Букв.: и голоса первого знамения не услышат, то поверят голосу второго.
10  [3] — Букв.: ни вчера, ни позавчера.
16  [4] — Так в друг. пер.; букв.: ты будешь для него Богом.
21  [5] — Эти слова при их буквальном переводе: «Я сделаю сердце его упрямым / жестким / непреклонным» — создают впечатление, что упрямство фараона не зависело от его воли, а было навязано ему Богом. Такое представление глубоко ошибочно уже только потому, что, как не раз говорится в книге Исход, упрямство проявлял сам фараон (см. 8:15,32; 9:34), и это признавали позднее даже язычники (см. 1Цар 6:6). Слова: «Я сделаю сердце его упрямым» — говорят лишь о том, что все действия Бога, направленные на то, чтобы смягчить сердце фараона и привести его к покаянию (это то самое, что Бог желает сделать с каждым человеком — Иез 33:11; 1Тим 2:4), в случае с фараоном, по его же собственному выбору, привели к прямо противоположному результату.
24  [6] — Уже древние толкователи полагали, что по настоянию жены Моисей, нарушая установление Божье, не обрезал вовремя второго сына. Согласно одному из традиционных толкований, Бог не мог оставить без наказания непослушание Моисея, ведь тот шел в Египет, чтобы освободить от рабства народ обрезанный.
25  [7] — Букв.: ног его.
25  [8] — Букв.: жених / муж крови ты мне (эти же слова и в ст. 26). Наш перевод этого по-разному понимаемого выражения основывается на том, что в данном контексте при угрозе смерти для Моисея (см. примеч. к ст. 24) Циппора как бы дает за него выкуп, чтобы, пролив кровь своего сына, вновь приобрести Моисея как мужа, хотя и бросает при этом ему горький упрек.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.