Исход 5 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Отпусти народ Мой в странствие священное для поклонения Мне1 в пустыне“».
2 «Кто такой ГОСПОДЬ, — возразил фараон, — чтобы я слушался Его и отпустил израильтян? Знать не знаю я вашего ГОСПОДА и израильтян не отпущу!»
3 Но они стояли на своем: «Бог евреев дозволил нам встретиться с Ним, и потому мы просим отпустить нас в пустыню — три дня пути отсюда — принести жертвы ГОСПОДУ, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас напастью какой или мечом».
4 «Моисей и Аарон, — прервал их египетский царь, — чего вы добиваетесь, отвлекая людей от работы? Ступайте и делайте всё, что от рабов требуется!»
5 И, подумав, добавил: «Посмотрите, сколько всякого народа теперь в стране нашей! Может быть, вы хотите, чтобы они бросили работу?!»
6 В тот же день фараон дал такое повеление надсмотрщикам и приставникам:2
7 «Не давать им больше соломы для изготовления кирпичей, как это делали до сих пор. Пусть они идут и сами собирают солому!
8 А кирпичей требуйте с них, как и прежде, — ни кирпичом меньше. Совсем обленились они, потому и кричат: „Пойдем в пустыню, принесем жертвы Богу нашему!“
9 Труд их должен стать еще тяжелее. Занятые делом, они не будут столь падки на всякую ложь».
10 Надсмотрщики и приставники вышли к народу и сказали: «Так говорит фараон: „Соломы больше не получите!
11 Сами собирайте ее себе, где найдете, а дневную выработку вашу ни на кирпич не убавляйте!“»
12 Ходили израильтяне по полям Египта и, не находя достаточно соломы, собирали вместо нее жнивье,
13 а надсмотрщики заставляли их делать каждый день столько же кирпичей, как и прежде, когда у них была солома.
14 Фараоновы надсмотрщики поставили приставников над сынами Израилевыми из самих же израильтян. Надсмотрщики били этих десятников и спрашивали с них: «Почему ни вчера, ни сегодня вы не сделали положенного числа кирпичей?»
15 И пришли эти приставники сынов Израилевых с жалобой к фараону: «Почему ты так поступаешь с нами, рабами твоими?
16 Соломы нам, рабам твоим, больше не дают, а кирпичей делать заставляют столько же! Посмотри, как избиты твои рабы, и виновны в том твои люди».3
17 «Да вы совсем обленились, — сказал им фараон. — Стали ленивы, потому и твердите: „Пойдем в пустыню, принесем жертвы ГОСПОДУ нашему!“
18 Сейчас же отправляйтесь на работу! Соломы вам больше не дадут, а положенное число кирпичей делайте!»
19 Поняли тогда приставники сынов Израилевых, в какой они беде. Сказано было ясно: «Ни на один кирпич меньше положенного, и так каждый день!»
20 Выйдя от фараона, они встретили ожидавших их возле дворца Моисея и Аарона
21 и сказали им: «Пусть припомнит вам это ГОСПОДЬ и судит вас за то, что мы стали ненавистны фараону и слугам его, ведь вы дали им повод4 убивать нас!»
22 Тогда Моисей излил пред ГОСПОДОМ душу свою:5 «ГОСПОДИ! За что Ты навел такую беду на народ сей? И для чего Ты послал меня?
23 Ведь с тех пор как я пришел к фараону и стал говорить с ним от имени Твоего, он еще хуже стал поступать с этим народом. А Ты так и не спас народ Свой!»

Толкования Августина

Стих 1

Спрашивается, каким образом Бог говорит народу, что Он выведет их из Египта в землю Ханаанскую, а фараону говорит, что они хотят выйти в пустыню на три дня пути, чтобы принести Богу жертву по Его требованию (18 И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Исх 3:18). Нужно понимать это так, что, хотя Бог и знал, что фараон собирается делать, так как Он предвидел, что фараон не согласится отпустить народ, сначала было сказано то, что произошло бы, если бы он отпустил их. Непреклонность фараона и его людей заслужила, чтобы все произошло так, как последовательно свидетельствует Писание. Итак, Бог действительно приказывает то, что, как Он знает, не будет выполнено тем, кому Он приказывает, чтобы последовал справедливый суд.

Вопросы на Семикнижие, Сl.0270,2.Quaest.Exodi.13.73

Стих 9

Хорошие и плохие делают одно и то же и претерпевают одно и то же, и должны различаться не по делам и наказаниям, но, по крайней мере, по причинам. Фараон обременял народ Божий тяжелыми работами, а Моисей подвергал этот же народ за его нечестие строгим наказаниям (27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. Исх 32:27). Они творили одно и то же, но не хотели одного и того же — помочь: тот был вдохновлен властью, а этот — воспламенен любовью.

Источник: Послания 93, СSEL 34.2:450

Стих 22

Слова, которые Моисей говорит Господу, не являются словами непокорности и негодования, но поиска и молитвы, что явствует из того, что Господь ему ответил. Он не обвинил его в неверии, но открыл то, что ему надо будет сделать.

Источник: Вопросы на Семикнижие, Сl. 0270,2. Quaest. Exodi. 14.184

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Упоминание о богослужении или поклонении Богу в пустыне (см. 3:18) повторяется как рефрен в сообщениях о первых девяти казнях, за исключением третьей и шестой.
6  [2] — Или: старшим рабочим.
16  [3] — Друг. возм. пер.: ты несправедлив к народу твоему, т. е. к нам, твоим рабам-израильтянам.
21  [4] — Букв.: вы вложили в руки их меч.
22  [5] — Букв.: и Моисей вернулся / оборотился к Господу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.