Притчи 19 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Лучше бедняк, что живет непорочно,
чем глупец с языком лживым.1
2 Скверно дерзать без знаний,
а суетливые ноги оступятся.
3 Собственная глупость сбивает человека с пути,
а он на ГОСПОДА негодует.
4 Богатство приманивает многих друзей,
а бедный даже близким своим покинут.
5 Не останется безнаказанным лжесвидетель,
и человек, извергающий ложь, не спасется.
6 Перед знатными заискивают многие,
и щедрому на подарки — всякий друг.
7 Бедняк даже братьям своим ненавистен,
а уж друзья и подавно его избегают;
торопится он слово сказать — а некому.2
8 Тот, кто приобретает разум,
дорожит своей жизнью,3
и кто сохраняет здравомыслие,
обретет благополучие.
9 Не останется безнаказанным лжесвидетель,
и человек, извергающий ложь, погибнет.
10 Не пристало глупцу жить в роскоши,
тем более рабу — править владыками.
11 Разумный не спешит гневаться,4
и хвала тому, кто умеет прощать обиды.5
12 Гнев царя — словно львиный рев,6
милость его — словно роса для иссохшей травы.
13 Глупый сын — бедствие своего отца,7
сварливая жена — что протекающая крыша.8
14 Дом и богатство — наследство от родителей,
а разумная жена — дар от ГОСПОДА.
15 Лень погружает в беспробудный сон,
и нерадивый будет голодать.
16 Кто заповеди хранит9
сохранит и жизнь:
кому ненавистно слово Господне 10
тот погибнет.
17 Кто подает милостыню нищему —
тот ГОСПОДУ дает взаймы.
Он и воздаст ему за добрые дела.
18 Наказывай сына,
пока еще есть надежда,
не будь причастен к его смерти.11
19 Пусть своенравный поплатится;
если ты вызволишь его из беды,
то еще не раз придется это делать.
20 Слушай советы, внимай наставленьям —
и постепенно12 станешь мудрым.
21 В сердце человека — множество замыслов,
но быть тому, что ГОСПОДЬ предназначил.13
22 Алчность обрекает человека на позор,14
лучше быть бедным, чем лжецом.
23 Благоговенье пред ГОСПОДОМ дарует жизнь человеку;
он засыпает сытым,
и зло его не коснется.
24 Запустит лентяй руку в чашку,15
а до рта донести еду не в силах.
25 Побьешь человека бесстыдного —
простаки образумятся,
обличишь разумного —
он умнее станет.
26 Кто отца своего разорит16 и мать прогонит17
тот бессовестный и бесчестный сын.
27 Сын мой! Перестанешь внимать наставлению —
и заблудишься, пропадешь без слов мудрости.18
28 Свидетели нечестивые19 над правосудием глумятся,
а уста порочные поглощают одно беззаконие.
29 Припасены для бесстыдного плети20
и побои — для спин глупцов.

Толкования Августина

Стих 5

Итак, бывают истинные мученики, бывают и ложные, поскольку свидетели бывают истинные и ложные. Но гласит Писание: Лжесвидетель не останется ненаказанным (5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч 19:5). Но как не избегнет лжесвидетель наказания, так нет свидетеля истинного без венца. И притом, нетрудно выразить свидетельство Господу Иисусу Христу и истине, поскольку Он Бог, но великое дело свидетельствовать до смерти.

Проповеди 286.1. С1. 0284, 286.PL38.1297.22.

Стих 21

Вот почему нелепа диалектика Евномия, от которого возникла ересь евномианства. Ибо поскольку он не мог ни понять, ни поверить, что единородное Слово Божие, через Которое все начало быть, является Сыном Божиим по природе, т. е. рожденным от сущности Отца, постольку он утверждал, будто бы Он не является Сыном Его природы или сущности, но только Сыном воли Божией, имея в виду то, что воля, посредством каковой Он родил Сына, есть нечто привходящее в Бога, разумеется, потому, что мы иногда желаем что-то, чего мы прежде не желали, как если бы не по этой причине наша природа и считается изменчивой. Но да не приведи Господь, чтобы мы так думали о Боге. Ибо по этому поводу сказано: «Много замыслов в сердце человека, совет же Господен пребудет вовеки», для того, чтобы мы понимали или верили, что поскольку Бог вечен, постольку вечен и Его совет, а потому и неизменен, как и Он Сам. И то же, что говорится о замыслах, может быть совершенно верно сказано и о волях: «Много произволений в сердце человека, воля же Господня пребудет вовеки».

О Троице, 15:38.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Первое полустишие этого стиха почти дословно совпадает с первым полустишием 28:6. Вторые полустишия разнятся (ср. вторую часть 28:6): чем злодей, хоть и богач. Многие комментаторы и переводчики предлагают и в 19:1 вместо «глупец» читать «богач», как в некоторых древних переводах.
7  [2] — Смысл масоретского текста неясен.
8  [3] — Или: любит душу свою.
11  [4] — Ср. 14:29; 15:18; 16:32.
11  [5] — Или: проступки / грехи.
12  [6] — Эта часть стиха повторяется в первой части 20:2.
13  [7] — Ср. 17:25.
13  [8] — Или (ближе к букв.): непрестанная капель.
16  [9] — Ср. 7:2.
16  [10] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: ненавистны собственные пути.
18  [11] — Масоретский текст не совсем ясен.
20  [12] — Букв.: в конце концов.
21  [13] — Ср. Ис 7:7; Ис 14:24; Ис 46:10.
22  [14] — Друг. возм. пер.: верная любовь делает человека желанным.
24  [15] — Эта часть стиха повторяется в первой части 26:15. На Востоке ели руками, ср. Мк 14:20.
26  [16] — Или: будет притеснять.
26  [17] — Или: матери навредит.
27  [18] — Друг. возм. пер.: сын мой! Перестань внимать (злому) учению, из-за которого ты будешь блуждать, — в нем нет слов мудрости.
28  [19] — Или: развратные.
29  [20] — Пер. по друг. чтению, которое подтверждается LXX. Масоретский текст: ждет бесстыдного суд / наказание.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.