Притчи 2 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Если ты примешь слова мои,
сбережешь в душе1
мои заповеди,2
2 склонишь слух к мудрости,
устремишься умом3 к здравомыслию,4
3 если будешь призывать разумение,
громким голосом взывать к здравомыслию,
4 если будешь искать его, словно серебра,5
стремиться к нему, словно к сокровищу,6
5 то постигнешь,
что есть благоговенье пред ГОСПОДОМ,
и обретешь познание Бога,
6 ибо ГОСПОДЬ дарует мудрость,
из уст Его — знание и здравомыслие.
7 Честным Он уготовал спасение,
Он — крепкий щит для живущих непорочно.
8 Оберегает Он путь справедливых,7
охраняет стези всех, кто верен Ему.
9 Тогда ты познаешь праведность,
справедливость и честность —
каждую стезю добра изведаешь,
10 ибо мудрость войдет в твое сердце,
станет знание сладостно твоей душе.
11 Рассудительность будет оберегать тебя,
здравомыслие — охранять, где бы ты ни был,
12 чтобы уберечь тебя от злого пути,
от людей, говорящих мерзость,
13 от тех, кто сошел с прямой стези,
чтобы ходить путями тьмы,
14 от тех, кто предается злу с наслаждением,
кому сладок разврат и порок,
15 чьи пути кривы,
кто блуждает на стезях своих.
16 Рассудительность оградит тебя8
от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью,9
17 от той, что оставила наставника юности своей
и забыла клятву, данную пред Богом.10
18 Дом ее ведет к смерти,
и ее пути — к мертвецам.11
19 Кто вошел к ней, тому не вернуться,
не ступить на стезю жизни.
20 Потому ходи путями добра,12
стези праведников держись,
21 ибо лишь честные будут населять землю
и лишь непорочные останутся на ней.
22 Нечестивцы же истреблены будут,
исторгнуты с земли,
и вероломные будут искоренены.

Толкования Августина

Стих 1

В другом месте, при увещевании людей любить мудрость, Писание говорит, что должно ее искать, будто серебро. Но неужели по этой причине мы будем говорить, что Священное Писание восхваляет сребролюбие? Однако, поскольку известно, скольким трудам и печалям терпеливо подвержены стяжатели, от скольких услад воздерживаются — по страсти ли к приращению средств, по страху ли перед лишением, — сколь прозорливо добиваются они выгоды и благорассудно избегают убытка, как по большей части опасаются захватывать чужое, и иной раз бывают равнодушны к тому, что претерпевают ущерб сами, лишь бы не потерять больше в предприятии и при тяжбе, — вот и мы призваны любить мудрость таким образом, чтобы устремиться алчно к стяжанию ее себе, а также наживать ее для себя все больше и больше. И ни малейшей части ее не лишиться, и невзгоды переживать, и влечения укрощать, и предугадывать будущее, и сохранять честность и благодетельность. И когда удается нам это осуществить, то приобретаем подлинные добродетели, поскольку истинно то, ради чего стараемся, иными словами, оно благоприятствует нашей природе в деле спасения и настоящего благоденствия.

Против Юлиана 4, Сl.0351, 4.746.46

***

Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги — любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».

Источник: Проповеди 399.11, Cl.0310,10.271

Стих 6

Необходимо внушать изучающим священные письмена, чтобы они старались узнавать в Писании не только разные образы выражения и не только тщательно наблюдали, какие оно обыкновенно употребляет обороты речи, говоря о том или ином предмете, и твердо держали их в памяти, но самое важное и весьма необходимое: нужно убеждать их, чтобы они молили Бога, да даст Он им ум, чтобы разуметь Писание. Ибо в том же Писании, которым они имеют охоту заниматься, сказано: Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум . От Него и сама охота к упражнению в слове Божьем, если только она сопровождается духом благочестия.

Об учении христианском 3.37, Cl.0263,3.37.33

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: у себя.
1  [2] — Стих почти дословно совпадает с 7:1.
2  [3] — Букв.: склонишь сердце свое.
2  [4] — Друг. возм. пер.: к разуму; то же в ст. 3, 6, 11.
4  [5] — Или: словно денег.
4  [6] — Или: скрытому сокровищу / кладу; ср. Мф 13:44.
8  [7] — Или: путь тех, кто (стремится к) правосудию.
16  [8] — Букв.: чтобы избавить.
16  [9] — Стих почти дословно совпадает с 7:5.
17  [10] — Букв.: от завета, союза пред Богом — имеется в виду клятва верности мужу, которую давала женщина перед Богом, вступая в брак, ср. Мал 2:14.
18  [11] — Букв.: к рефаимам; евр. рефаим обычно переводится как покойники, усопшие; известно также, что рефаимами называли исполинов, древнейших жителей Палестины (Втор 2:10,11).
20  [12] — Или: добрых людей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.