сбережешь в душе1
мои заповеди,2
устремишься умом3 к здравомыслию,4
громким голосом взывать к здравомыслию,
стремиться к нему, словно к сокровищу,6
что есть благоговенье пред ГОСПОДОМ,
и обретешь познание Бога,
из уст Его — знание и здравомыслие.
Он — крепкий щит для живущих непорочно.
охраняет стези всех, кто верен Ему.
справедливость и честность —
каждую стезю добра изведаешь,
станет знание сладостно твоей душе.
здравомыслие — охранять, где бы ты ни был,
от людей, говорящих мерзость,
чтобы ходить путями тьмы,
кому сладок разврат и порок,
кто блуждает на стезях своих.
от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью,9
и забыла клятву, данную пред Богом.10
и ее пути — к мертвецам.11
не ступить на стезю жизни.
стези праведников держись,
и лишь непорочные останутся на ней.
исторгнуты с земли,
и вероломные будут искоренены.
Стих 1
В другом месте, при увещевании людей любить мудрость, Писание говорит, что должно ее искать, будто серебро. Но неужели по этой причине мы будем говорить, что Священное Писание восхваляет сребролюбие? Однако, поскольку известно, скольким трудам и печалям терпеливо подвержены стяжатели, от скольких услад воздерживаются — по страсти ли к приращению средств, по страху ли перед лишением, — сколь прозорливо добиваются они выгоды и благорассудно избегают убытка, как по большей части опасаются захватывать чужое, и иной раз бывают равнодушны к тому, что претерпевают ущерб сами, лишь бы не потерять больше в предприятии и при тяжбе, — вот и мы призваны любить мудрость таким образом, чтобы устремиться алчно к стяжанию ее себе, а также наживать ее для себя все больше и больше. И ни малейшей части ее не лишиться, и невзгоды переживать, и влечения укрощать, и предугадывать будущее, и сохранять честность и благодетельность. И когда удается нам это осуществить, то приобретаем подлинные добродетели, поскольку истинно то, ради чего стараемся, иными словами, оно благоприятствует нашей природе в деле спасения и настоящего благоденствия.
Против Юлиана 4, Сl.0351, 4.746.46
***
Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги — любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».
Источник: Проповеди 399.11, Cl.0310,10.271
Стих 6
Необходимо внушать изучающим священные письмена, чтобы они старались узнавать в Писании не только разные образы выражения и не только тщательно наблюдали, какие оно обыкновенно употребляет обороты речи, говоря о том или ином предмете, и твердо держали их в памяти, но самое важное и весьма необходимое: нужно убеждать их, чтобы они молили Бога, да даст Он им ум, чтобы разуметь Писание. Ибо в том же Писании, которым они имеют охоту заниматься, сказано: Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум . От Него и сама охота к упражнению в слове Божьем, если только она сопровождается духом благочестия.
Об учении христианском 3.37, Cl.0263,3.37.33