записанные слугами1 Езекии,2 царя Иудеи.
за справедливое расследование — слава царю.4
так и сердце царя неисследимо.
и выйдет сосуд у золотых дел мастера.6
и престол его справедливостью укрепится.7
средь великих не стремись занять место.
чем унизят тебя перед вельможей каким.8
Если и увидел ты нечто своими глазами,
что задело тебя, 9
а иначе, что станешь делать,
если сосед твой тебя опозорит?
чужых секретов не выдавай,
и не разнеслась о тебе худая молва.
что золотые яблоки в серебряной оправе.12
мудрый обличитель для чуткого уха.
надежный вестник для тех, кто его отправил;
он ободрит душу своего господина.
так и тот, кто подарки попусту наобещал.
ласковая речь и кость сокрушит.
а иначе пресытишься и тебя стошнит.
чтобы не надоел ты ему14 и не стал ему ненавистен.
таков лжесвидетель против ближнего своего.
то надежда на вероломного в день бедствия.
так и песни петь тому, чье сердце в горе.
если жаждет — дай воды напиться.
и ГОСПОДЬ воздаст тебе.
язык злоречивый — гнев на лицах.
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.18
так и добрая весть из дальней страны.
таков праведник, что отступает перед нечестивцем.
нехорошо без конца домогаться почестей.20
таков человек, не владеющий собой.21
Стих 21
Что милостыню должно раздавать всем, очевиднейшим образом учит апостол Павел, когда говорит: Итак, доколе есть время, непрестанно будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Гал 6:10). Откуда явствует, что предпочтение в этом следует отдавать праведным. Ибо кого еще мы подразумеваем под своими по вере, когда в других местах прямо указано: Праведник живет верой (4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4)1. Однако же, не следует затворять свои сердца к другим людям, и даже грешникам, пусть и обуреваемы они злобой против нас; ведь сам наш Спаситель говорил и увещевал: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк 6:27). Не умалчивают об этом и книги Ветхого Завета. Ибо там можно прочитать: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою , и также в Новом Завете эти слова употреблены апостолом2.
Проповеди 164 А.2, Сl. 0284, 164А.156.19.
Примечания
- 1 — Ср. 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим 1:17; 11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. Гал 3:11; 38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Евр 10:38
- 2 — Cм. 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Рим 12:20
***
По-видимому, здесь предписывается нечто неестественное и даже ужасное; поэтому это — фигура речи, указывающая, что мы участвуем в Господних страданиях и храним с благодарностью воспоминание о том, что Его плоть была распята и изранена за нас. Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою . Несомненно, что здесь предписывается благотворительность по отношению к ближнему, но в последующих словах: ибо, [делая это], ты собираешь горящие угли на голову его, внушается, по-видимому, желание зла ближнему. Итак, не сомневайся, что последние слова сказаны фигурально, и, хотя можно изъяснять их двояко — то есть и ко вреду, и к пользе ближнего, — любовь должна заставить тебя отнести их к благотворительности, то есть под огненным углем ты должен понимать не что иное, как жгучие стоны раскаяния, что он сделался врагом человеку, который помогает ему в бедности его.
Источник: Об учении христианском 3.16.24,Cl.0263,3.16.6