Притчи 3 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Не забывай наставлений моих,1
заповеди мои сохрани в своем сердце,
2 ибо это даст тебе долголетия,
лет жизни — в благоденствии.2
3 Божья любовь неизменная и верность3
да не покинут тебя,
повяжи их себе на шею,
запиши на скрижалях4 сердца своего.5
4 И обретешь милость и добрую славу
у Бога и у людей.
5 Уповай на ГОСПОДА всем сердцем своим,
не полагайся на собственный разум.
6 Не забывай Его6 на всех путях твоих
и Он сделает стезю твою прямой.
7 Не считай себя мудрым,
пред ГОСПОДОМ благоговей и избегай зла —
8 и тело твое7 обретет здравие,
а кости — крепость.8
9 Чти ГОСПОДА дарами от своего достатка,
из первых плодов каждого урожая9
10 и амбары твои будут ломиться от зерна,
молодое вино в давильнях
будет течь через край.
11 Сын мой! Не отвергай наставления10 ГОСПОДНЕГО,
от поучения Его не отвращайся,
12 ведь кого любит ГОСПОДЬ,
того и воспитывает в строгости,11
как отец — желанного сына.
13 Благо тому, кто достиг12 мудрости,
кто обрел здравомыслие.
14 Больше прибыли от мудрости,
чем прибыли от серебра,
и дохода от нее гораздо больше,
чем от чистого золота.
15 Ведь мудрость дороже жемчугов,13
не сравнится с ней никакая прихоть.
16 В правой руке у нее — долголетие,
в левой — богатство и слава.14
17 Все пути ее — пути радости,
все стези ее — благоденствие.
18 Древо жизни она для всех, кто ею владеет,
и благо дарует тем, кто за нее держится.
19 Премудростью ГОСПОДЬ основал землю,
небеса утвердил разумом,
20 мыслью Его разверзлись бездны15
и облака источают на землю росу.
21 Сын мой! Да будет это
всегда перед очами твоими:
храни здравомыслие и рассудительность.
22 Они будут средоточием твоей жизни,
украшением на груди.16
23 По дороге своей пойдешь без опаски
и не споткнешься.
24 Ложиться спать будешь без боязни,
ляжешь — и сон будет в радость тебе.
25 Не будешь бояться ни внезапной беды,
ни погибели, что грозит нечестивцам,
26 ибо ГОСПОДЬ будет твоей надеждой
и не даст тебе ступить в западню.
27 Не отказывай в благодеянии страждущему,
если в силах оказать его.
28 Не говори ближнему:
«Ступай, приди потом,
помогу тебе завтра»,
если у тебя есть что дать.
29 Не замышляй зла против ближнего,
против соседа, который тебе доверяет.
30 Не ссорься понапрасну с тем,
кто не причинил тебе зла.
31 Не завидуй злодею,
на путь его не вступай,
32 ибо коварный человек17 отвратителен ГОСПОДУ,
но к праведным Он благоволит.
33 На доме нечестивца — проклятье ГОСПОДА,
а жилище праведников Он благословляет.
34 Над насмешниками посмеется Господь,
а к смиренным Он милостив.
35 Мудрые наследуют славу,
а глупых ожидает бесчестье.

Толкования Августина

Стих 1

Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит блажен [муж], о котором говорит псалом, что в законе Господа воля его (2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Пс 1:2)? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Рим 12:21), и иные подобные: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Пс 31:9), и не отвергай завета матери твоей (8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, Притч 1:8), и не будь мудрецом в глазах твоих (7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Притч 3:7), и наказания Господня не отвергай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11) и не отказывай в благодеянии нуждающемуся (27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Притч 3:27), и не замышляй против ближнего твоего зла (29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Притч 3:29), и не внимай злой женщине (3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; Притч 5:3; LXX)), и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; Пс 35:4), и не приняли совета моего (30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; Притч 1:30). И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли?

О благодати и свободной воле 2.4, Cl.0352,883.30

Стих 9

Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, Притч 3:9; LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей?

Источник: О христианской жизни 12, Сl. 0730,12.1042.40

Стих 11

И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX).

Проповеди 113А.4, Cl.0284,113А.MiAg1.145.6

Иное толкование

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, — там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.

О терпении 14.11, Cl.0308,14.11.675.15

Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.

Источник: Проповеди 157.3, Cl.0284,157.PL38.860.52

***

И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение (41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф 26:41; 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мк 14:38; 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лк 22:40), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11; Vulg).

Источник: О благодати и свободной воле 4.9, Cl.0352,887.34

Стих 34

Едва ли найдется страница в священных книгах, где не оказывается, что Бог противиться гордому, а смиренному посылает благодать.

Об учении христианском 3.23.33, Cl.0263,3.23.10

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: учения моего.
2  [2] — Или: мире; то же в ст. 17.
3  [3] — Традиционный перевод: милость и истина. Евр. хесед — верность (слову, договору и т. п.), милость (человека к человеку; Бога к человеку), любовь; евр. эмет — истинность, верность.
3  [4] — Евр. луах — доска, табличка. Согласно книге Исход, именно на скрижалях были записаны Десять заповедей (Исх 24:12; Исх 31:18).
3  [5] — Вторая часть стиха с незначительными изменениями повторяется в 6:21 и 7:3.
6  [6] — Букв.: признавай; или: почитай.
8  [7] — Букв.: пупок твой. Перевод дан по другому чтению.
8  [8] — Или: свежесть; или: исцеление.
9  [9] — Предписания посвящать Господу первые плоды всякого урожая, а также первенцев скота и людей, даются в Исх 13:2; Лев 2:12; Лев 23:10; Втор 26:2 и др.
11  [10] — Евр. мусар — наказание, обличение, наказ, укор.
12  [11] — Или: укоряет; или: наказывает — речь идет о воспитательном воздействии, которое приводит к исправлению поведения.
13  [12] — Или: нашел / обрел; ср. 2:1−5.
15  [13] — Или: кораллов.
16  [14] — Или: хвала; то же в ст. 35.
20  [15] — Или: пучины; ср. Быт 1:2.
22  [16] — Друг. возм. пер.: ожерельем; ср. 1:9; или (ближе к букв.): станут милостью на твоей шее.
32  [17] — Или: развратный / обманщик.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.