Притчи 4 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Слушайте, дети, отеческое наставленье,
внимайте, чтобы разум обрести,
2 ибо я даю вам добрые советы,
поученьем моим не пренебрегайте.
3 Был и я сыном у своего отца,
любимцем дорогим у моей матушки.
4 Отец, поучая меня, так говорил:
«Сохрани слова мои в сердце,
береги мои заповеди,
и будешь жив.1
5 Приобретай мудрость,
разумение приобретай,
слов моих не забывай,
не отступай от них.2
6 Не отвергай мудрости —
и она будет оберегать тебя,
люби ее —
и она защитит тебя.
7 Мудрость приобретай —
вот где ее начало.
Но превыше всего
стремись обрести разумение.
8 Лелей мудрость —
и она тебя возвысит,
прославит тебя,
если заключишь ее в объятья.3
9 Прекрасным венком
голову твою увенчает,
одарит тебя венцом великолепным».
10 Сын мой! Выслушай
и прими то, что я скажу, —
и это даст тебе долголетия.4
11 Пути мудрости я учу тебя,
на прямую дорогу5 тебя направляю.
12 Ты пойдешь по ней —
и будет легок твой шаг,
побежишь — и не споткнешься.
13 Крепко держись моих наставлений,
не расставайся с ними, береги их,
ибо в них — твоя жизнь.
14 На стезю нечестивцев не ступай,
по пути злодеев не следуй.
15 Сторонись его,
не приближайся к нему,
прочь иди от него, пройди мимо.
16 Ведь не могут они уснуть,
если не совершат зла;
не сомкнут глаз,
если кого не погубят.
17 Поедают они злодейство, как хлеб,
и насилием упиваются, как вином.
18 Путь праведных
словно свет зари,
что сияет всё ярче и светлее к полудню.
19 Путь нечестивых
окутан глубокой мглой,
не знают они, где споткнутся.
20 Сын мой! К словам моим будь внимателен,
к речам моим слух приклони.
21 Пусть не ускользнут они от взора твоего,
сохрани их в сердце своем.
22 Ведь они — жизнь для того, кто их обретет,
исцеленье для всего тела.
23 Пуще всякого богатства оберегай сердце свое,
ибо в нем — источники жизни.
24 Отворачивайся от уст с речью лживой,
удаляйся от языка нечестного.
25 Пусть глаза твои смотрят прямо,
взор твой вперед пусть будет обращен.
26 Тропу прокладывай прямую,
и все пути твои будут надежны.
27 Не уклоняйся ни вправо, ни влево,
и ноги удержи от зла.

Толкования Августина

Стих 26

Свидетельство книги Притч Соломоновых

5. Посмотрите, в чем убеждает Дух Святой через Соломона; так говорит Он: Сотвори правые стези ногам твоим и исправь пути твои; не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от злого пути. Потому что пути правые знает Господь, и превратны пути левые. Он же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит. Слушая эти слова Священного Писания, братия, задумайтесь о том, что, если не было бы свободного решения, не говорилось бы: Сотвори правые стези ногам твоим и исправь пути твои; не уклоняйся ни направо, ни налево; и однако если бы могло это совершиться без Божией благодати, то ниже не говорилось бы: Он же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит.

Бог творит добрые дела, сам человек — злые

6. Потому не уклоняйтесь ни направо, ни налево, хотя похвальны пути, находящиеся справа, и порицаемы, находящиеся слева. Ведь ради этого Он и добавляет: Удали ногу твою от злого пути, то есть от пути левого; что ясно показывает в последующем рассуждении, говоря: Потому что пути правые знает Господь, и превратны пути левые. Понятно, что теми путями надлежит нам ходить, которые знает Господь, о которых в псалме мы читаем: Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Пс 1:6). Ибо этот [путь нечестивых] не знает Господь, поскольку он — левый; тогда также будет сказано и поставленным по левую сторону: Не знаю вас (12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Мф 25:12; 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7:23; 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Лк 13:27.). Что же это значит, когда не знает их Тот, Кто несомненно знает все свойственное людям, — и доброе и злое? Что значит: Не знаю вас, если не это: «Я не сотворил вас таковыми»? Точно так же и когда о Самом Господе Иисусе Христе говорится, что Он не знал греха (21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор 5:21; 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 1Пет 2:22), что значат [слова] не знал, как не то, что не сотворил? И потому как надлежит понимать сказанное: Потому что пути правые знает Господь, если не в смысле, что Он Сам сотворил пути правые, то есть пути праведных, — и это, несомненно, суть добрые дела, Которые Бог уготовал, — как говорит апостол, — чтобы мы ходили в них (10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Еф 2:10. В Синод, пер.: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять)? А превратные левые пути, то есть пути нечестивых, Он, разумеется, не знает, поскольку не Он сотворил их для человека, но сам человек для себя; поэтому и говорится [в псалме]: Я возненавидел превратные пути злых (104 Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Пс 118:104. В Синод, пер.: Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.) это — пути левые.

Бог дарует нам делать добрые дела, потому мы должны приписывать их Ему, а не себе

7. Но могут ответить нам: «Почему же тогда сказано: Не уклоняйся ни направо, ни налево, хотя, кажется, скорее можно было бы сказать: «Держись правой стороны и не уклоняйся налево», если правые пути — пути добрые? Мы полагаем, что [сказано так], как раз поскольку правые пути добры таким образом, что уклоняться вправо — это все же что-то недоброе. Ведь следует думать, что тот уклоняется направо, кто те самые принадлежащие правым путям добрые дела желает приписать себе, а не Богу. И потому, когда сказал [пророк]: Потому что пути правые знает Господь, и превратны пути левые; ему как бы возразили: «Тогда почему ты не желаешь, чтобы мы уклонились направо?» — и он далее прибавил: Он же прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит. Потому так понимай то, что заповедано тебе, [а именно]: Сотвори правые стези ногам твоим и исправь пути твои, чтобы, сделав это, ты знал, что сделать это было даровано тебе Господом Богом. Поступая так, ты не уклонишься направо, хотя станешь ходить правыми путями, не полагаясь на свою силу, — и силой твоей станет Тот, Кто прямыми сделает пути твои и шествия твои в мире устроит.

Не следует уклоняться ни направо, ни налево

8. Потому, возлюбленные, всякий, кто говорит: «Мне достаточно моей воли для совершения добрых дел», уклоняется направо. Напротив, те, кто полагают, что надлежит оставить добрую жизнь, когда слышат проповедь Божией благодати, побуждающую веровать и думать, что сама эта благодать делает человеческие воления из злых добрыми и сама она охраняет то, что сделала; [итак], те, кто по этой причине говорят: Станем делать зло, чтобы вышло добро (8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. Рим 3:8), — они уклоняются налево. Потому и сказано вам: Не уклоняйся ни направо, ни налево, то есть не защищайте свободного решения таким образом, чтобы приписывать ему добрые дела, [совершаемые] без Божией благодати; и не защищайте благодать так, что, словно будучи уверены в ней, вы возлюбите злые дела, — пусть сама благодать Божия отвратит от вас подобное! Ведь предложив себе слова думающих таковое, апостол говорит: Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? И на эти слова заблуждающихся и не разумеющих благодати Божией людей он отвечает, как надлежит, говоря: Да не будет. Ведь если мы умерли для греха, как нам жить в нем? (1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. 2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Рим 6:1−2) Ничего не мог сказать он лучше и короче. Ведь что более полезное представляет нам благодать Божия в нынешнем лукавом веке, чем то, что мы умираем для греха? И потому оказывается неблагодарным этой самой благодати тот, кто хочет посредством ее жить во грехе, тогда как благодаря ей он умер для греха. Бог же, богатый милосердием 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, Еф 2:4, да даст вам мыслить неповрежденно и пребыть с постоянством вплоть до конца в добром своем намерении. Молитесь об этом непрестанно и бодрственно в братском мире и испрашивайте это для себя, для нас, для всех, кто вас любит, и для тех, кто вас ненавидит. Живите благополучно в Боге. Если вы соблаговолите что-либо написать мне, пусть придет ко мне брат Флор.

Письмо 215, к Валентину Адруметскому

Стих 27

См. 26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Притч 4:26

Стих 28

См. 26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Притч 4:26

Стих 29

См. 26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Притч 4:26

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с первой частью 7:2.
5  [2] — Букв.: не забывай, не отклоняй речей уст моих.
8  [3] — Букв.: обнимешь — спасительная любовь к мудрости противопоставляется пагубной любви к чужой жене. Ср. 2:16−19; 5:3−20; 6:24−35, а также гл. 7.
10  [4] — Букв.: годы жизни.
11  [5] — Или: на дорогу праведности / правды.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.