Притчи 5 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Прислушайся к мудрости моей,
к здравомыслию моему приклони слух,
2 чтобы ты не утратил рассудительности,
чтобы уста твои хранили знание,
3 ибо мед сочится с уст1 чужой жены,
речи2 ее льются, словно масло.
4 Но горше полыни станет она,
острее меча обоюдоострого.
5 Ноги ее вниз ведут, в царство смерти,
с каждым шагом она всё ближе к Шеолу.3
6 Не задумывается она о стезе жизни.4
Пути ее блуждают,
и она не ведает о том.
7 Так послушайте меня, юноши,
от слов из уст моих не отступайте.5
8 Обходи ее стороной,
не приближайся к дверям дома ее,
9 чтобы честь6 свою не отдать чужим,
годы жизни своей — человеку жестокому,
10 чтобы чужие
силой твоей не насытились,
чтобы дом чужой
твоим трудом не обогатился,
11 чтобы ты горько не сетовал в старости,
когда плоть твоя и тело будут изнурены,
12 чтобы не говорил:
«Ах, зачем я возненавидел наставление,
зачем сердцем отвергал обличение?7
13 Учителям своим я не повиновался,
к наставникам не прислушивался.
14 А теперь я на краю гибели
на глазах у всего народа».8
15 Воду пей из своего колодца,
жажду утоляй свежей водой —
из своего источника.
16 Пусть не разливаются
родники твои по улицам,9
ручьи твои — по площадям.
17 Пусть тебе одному они принадлежат,
а не чужим, что с тобою рядом.
18 Да будет родник10 твой благословен,
и пусть радует тебя
жена юности твоей,
19 лань любимая, серна нежная.
Пусть ее груди
всегда утоляют жажду твою
и любовь к ней
непрестанно кружит тебе голову.
20 И зачем тебе, сын мой,
опьяняться чужою,
обнимать замужнюю,
грудь ее лаская?
21 Ведь все пути человека
пред очами ГОСПОДНИМИ,
все стези его видит Он.
22 Попадет нечестивец
в сеть своих преступлений,
в ловушке греха своего окажется.
23 Погибнет он, лишенный назидания,
от избытка глупости пропадет.

Толкования Августина

Стих 15

Все, кто не любит Бога, — чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать 20 И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. 21 Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать. 22 [Разгневавшись,] Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме. 23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. 24 И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: "неужели и Саул во пророках?" 1Цар 19:20−24. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек — о таких ведь и сказано: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 1Кор 11:29. Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: ...пятнали имя Бога своего (20 И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: "они — народ Господа, и вышли из земли Его". Иез 36:20; LXX).

Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым — не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом — свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна 7. Сl. 0279,trac7.PL35.2032.8.

Стих 22

Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные — чтобы не подпасть опять тому же, связанные — чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо в узах греха своего, — говорит Премудрый, — он содержится22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: Притч 5:22, а кроме святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

Источник: Проповеди 295.2. Сl. 0284, 295.PL38.1349.53.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Схожие образы встречаются в Песни песней: уста и язык возлюбленной сочатся медом (см. Песн 4:11).
3  [2] — Букв.: нёбо.
5  [3] — Или: в Шеол ведет ее след. По закону Моисея, за измену в браке «обоих — и прелюбодея, и прелюбодейку — надлежит предать смерти» (Лев 20:10; ср. также Втор 22:22).
6  [4] — Друг. возм. пер: дорогу жизни ее не поймешь.
7  [5] — Стих почти дословно повторяется в 7:24.
9  [6] — Букв.: славу.
12  [7] — Или: наказание.
14  [8] — Букв.: среди собрания и общины; в знач. публичного позора.
16  [9] — В масоретском тексте отсутствуют слова «пусть не». По-видимому, весь стих следует понимать как риторический вопрос: «неужели разольются…»
18  [10] — Традиционный перевод евр. макор. Однако у этого слова есть и друг. знач.: женское чрево, ср. Лев 20:18. Вероятно, в тексте игра слов: с одной стороны, слово родник / чрево продолжает сравнение любимой с источником в предыдущих стихах (5:15), с другой — является синонимом к следующим далее словам жена юности твоей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.