Притчи 8 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Не Премудрость ли взывает к вам?
Не здравомыслия ли голос громкий
2 звучит с вершин холмов?
У дорог и на перепутьях стоит Премудрость;
3 подле ворот, у входа в город
восклицает она:
4 «К вам, о люди, я взываю,
к роду человеческому — мой призыв!1
5 О несмышленые,
научитесь же проницательности,
и вы, люди глупые, — пониманию.
6 Внимайте мне:
о самом главном я буду говорить,
на устах моих — правда,
7 язык мой истину изрекает,
устам моим ненавистна неправда.
8 Все речи мои — праведны,
нет в них ни кривды, ни лукавства.
9 Понятны они человеку разумному,
тому, кто ищет знание, — ясны.2
10 Наставление мое серебру предпочтите,
а знание — золоту отборному,
11 ибо мудрость лучше жемчугов,3
не сравнится с ней никакая прихоть.4
12 Я — Премудрость,
с проницательностью неразлучна;
обладаю прозорливостью и знанием.
13 Благоговение пред ГОСПОДОМ —
в непримиримости5 к злу.
Спесь и гордыню,
лживый6 язык и злые поступки
я ненавижу.
14 У меня совет, у меня и удача,
со мной здравомыслие и сила.
15 Цари мною царствуют
и правители слагают законы справедливые,
16 владыки мною правят,
вожди и все, кто правый суд вершит.7
17 Кто возлюбил меня, того и я люблю,
и кто взыскует меня, меня обретет.
18 Со мною слава и богатство,
праведность и долгое благоденствие.
19 Плод мой прекраснее золота,
золота самого чистого,
и дохода от меня гораздо больше,
чем от серебра отборного.
20 По пути праведности я иду,
по стезям справедливости,
21 чтобы одарить благом8 любящих меня
и сокровищницы их наполнить.
22 ГОСПОДЬ обладал мною9 в начале пути Своего,
прежде деяний Своих искони.
23 Я существую вечно, изначально,
прежде, чем земля обрела свое бытие.
24 Я родилась, когда не было еще
первоначальной бездны10
и источников ее, исторгающих воду,
25 прежде чем были воздвигнуты горы,
прежде холмов я возникла.
26 Тогда еще не создал Он
ни земли, ни полей,
ни первых пылинок вселенной.
27 Когда Он утверждал небеса,
я была там.
Когда Он чертил круг
по поверхности бездны,11
28 когда водружал облака сверху,
укрощал источники бездны,
29 указывал морю предел его,
который воды его переступить не могут,
когда закладывал основания земли,
30 я была при Нем искусной художницей,12
ликованием Его была ежедневным,
перед Ним я радовалась непрестанно.
31 Радовалась я всему Его обитаемому миру,
ликовала о всем роде людском.
32 И теперь, дети, послушайте меня!
Благо тем, кто держится моего пути!
33 Внимайте наставленью —
и вы будете мудры,
не пренебрегайте им.
34 Благо тому, кто меня слушает,
кто у дверей моих все дни проводит,
стоит на страже у порога моего.13
35 Кто обрел меня — обрел жизнь
и снискал благосклонность ГОСПОДА.
36 А кто против меня грешит —
себе самому14 вредит.
Все ненавидящие меня смерть возлюбили».

Толкования Августина

Стих 22

Соответственно образу Бога сказано: я родилась прежде холмов24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Притч 8:24, то есть раньше всех прочих тварей;

прежде денницы рождение Твое3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое*. //*По переводу 70-ти: из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Пс 109:3, то есть раньше всякого времени и всего временного. Соответственно образу раба сказано: Господь создал меня в начале путей Своих (22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; Притч 8:22; LXX). Соответственно образу Божию сказано: Я есмь Истина, а соответственно образу раба: Я есмь путь6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин 14:6. И Он же как первенец из мертвых5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею Откр 1:5 проложил дорогу Церкви Своей к Царству Божию, к жизни вечной, завершение которой — в бессмертии также и тела, поэтому и сотворен Он в начале путей Божиих.

О Троице 1.12.24. Сl. 0329, SL50.1.12.27.

***

Не в силах мы вернуться к Богу иначе как через смирение, оскользнувшиеся в гордыне в соответствии с тем, что было сказано первому созданию из нас: вкусите, и будете как боги5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Быт 3:5. Итак, Сам Обновитель наш почитается как Тот, Кто в Себе самом показал образец такого смирения, Кто указал на путь, по которому должно возвращаться. Как Тот, Кто не почитается похитителем равного Богу достоинства, но Сам Себя умалил, приняв облик раба (См. 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:6−7), дабы, соделанный началом путей Божиих, каковое есть Слово, по которому все произошло, стал человеком.

О вере и символе 4.6. Сl. 0293, 4.6.9.12.

Стих 23

Всякая тварь [существует] не до века, а от века. Ибо от неё уже произошли века, а не она от века, так как начало её было и началом веков; до века же [существовал] один Единородный, которым и века сотворены (2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Евр 1:2). Посему от лица Премудрости говорится: прежде век основа Мя, так что в Ней сотворил все Тот, о Ком сказано: вся премудростию сотворил еси (24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Пс 103:24).

Источник: О книге Бытия буквально, 5.19

Стих 35

Человек в раю способен был, оставив праведность, добровольно умертвить себя; для сохранения же праведной жизни одного желания его было мало, если бы не помогал Тот, Кто сотворил его. Но после падения милость Божия имеет большее значение, так как должна быть освобождена от рабства и сама воля, над которой со смертью властвует грех. И конечно, освобождается она не сама по себе, но только при помощи благодати Божьей, основанной на вере во Христа; так что от Господа уготовляется, как написано, сама воля (35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; Притч 8:35; LXX), которая могла бы получать прочие дары Божии, а через эти дары можно было бы приходить к вечному духу.

Энхиридион 28. Cl. 0295, 28.34.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: голос.
9  [2] — Друг. возм. пер.: истинны.
11  [3] — Или: кораллов.
11  [4] — Стих почти дословно повторяет 3:15.
13  [5] — Букв.: ненависти.
13  [6] — Или: развращенный.
16  [7] — Друг. чтение: все судьи земли.
21  [8] — Или: богатым наследством.
22  [9] — Словом «обладал» передан евр. глагол кана, наиболее распространенное значение которого «приобретать, покупать, завладевать». Есть, однако, несколько мест в Ветхом Завете, где тот же глагол может пониматься и как «создал, породил» (ср. Быт 4:1; Быт 14:19,22); именно так переведено это место в LXX (эктисен — «создал»); в Вульгате — «имел» (possedit).
24  [10] — Или: пучины; ср. Быт 1:2.
27  [11] — По-видимому, круг земли, ср. Ис 40:22; Иов 26:10; Иов 22:14.
30  [12] — Друг. возм. пер.: младенцем; или: наперсницей.
34  [13] — Вновь стремление к Премудрости описывается языком и образами любовной поэзии, ср. Песнь 2:9.
36  [14] — Или (ближе к букв.): своей жизни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.