вытесала семь столбов его,
приправила вино,
приготовила трапезу.
и сама звала с городских высот:
И кто неразумен, тому скажу:2
пейте вино, мною приправленное.
и будете живы.
Ступайте по пути разума“».
наживешь оскорбления,
обличишь нечестивца —
сам пострадаешь.3
иначе он тебя возненавидит,
обличай мудрого,
и он возлюбит тебя.
он станет еще мудрее,
учи праведного —
он приумножит знание.
благоговение пред ГОСПОДОМ,
познание Святого — разумение.
продлятся годы жизни твоей.
мудрость твоя тебе же во благо,
если же ты кощунник,
то сам и поплатишься.
невежда, ничего не знающая.
повыше,4 у всего города на виду,5
идущих прямым путем:
И кто неразумен, тому скажу:
хлеб, съеденный тайком, — вкуснее“».
что там — мертвецы.6
Кто на зов ее откликнулся —
в глубинах Шеола7 оказался.
Стих 1
И скудоумному премудрость сказала: идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное (5 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; Притч 9:5). В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, то есть совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом — тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее Церковь, заклавшее жертвы мучеников, приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседека, призвавшее безумных и бедных смыслом.
О Граде Божьем 17.20, Cl. 0313, SL48.17.20.67.
Стих 8
Обычно бывает и часто случается так, что, услышав порицание, человек на время огорчается, противится и спорит, а потом обдумывает наедине с собой в тишине, где есть только Бог и сам он и где не боится он быть неприятным людям оттого, что его укоряют, но боится не угодить Богу тем, что себя не исправляет, и потому уже не делает того, в чем его справедливо обличили, но насколько ненавидит свой грех, настолько любит брата, в котором видит врага своему греху.
Источник: Письма 210, Cl. 0262, 210.57.2.355.5.
Стих 17
Хлеб используется в Писании и в хорошем смысле: Я хлеб живой, сшедший с небес (51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин 6:51), — и плохом: утаенный хлеб приятен1. Есть много и других примеров этого рода. Приведенные мною места такого свойства, что их значение не подлежит никакому сомнению, ибо для примера должно приводить только то, что ясно; но есть и такие места, при чтении которых не совсем ясно, в какую сторону они должны быть понимаемы.
Об учении христианском 25.36, Cl. 1711, 2.22.8.29.
Примечания
- 1 — 17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". Притч 9:17.