Екклесиаст 12 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 1 И помни Создателя своего с юности своей, покуда не настали худые дни и годы, о которых ты скажешь: „Радости они не приносят“, —
2 когда померкнут солнце, и свет, и луна, и звезды, и тучи пойдут нагонять дожди.
3 Настанет день — дрожь охватит стражников дома, и сгорбятся могучие воины,2 и остановят работу мельники, потому что ряды их поредеют,3 и потускнеют взоры глядящих сквозь окна,4
4 и затворятся двери на улицы,5 и затихнет шум жерновов,6 но просыпаться будешь от первого крика птицы, а звуки песен7 — затихнут…
5 И высоты убоишься, и ужас охватит в пути, и зацветет миндаль,8 и отяжелеет кузнечик, и осыплется каперс, ибо отходит человек в свой вечный дом, и по улице плакальщицы кружат.
6 А уж как оборвется серебряный шнур, да расколется золотая чаша,9 и разобьется у источника кувшин, и сломается ворот над колодцем —
7 стало быть, прах возвращается в землю, из которой он вышел, а дух вернется к Богу, к Тому, Кто дал его…
8 Всё тщета, — сказал Экклезиаст, — всё понапрасну».10
9 И, обладая мудростью, Экклезиаст учил народ знанию, и вслушивался, и вникал, и сложил он множество притч.11
10 Стремился Экклезиаст найти достойные слова, старался точно записать слова истины.
11 Речения мудрых и собранные ими наставления12 — как стрекала, как прочно вбитые гвозди, и все они — от единого Пастыря.
12 И потому, сын мой, поберегись составлять множество книг — такой работе не будет конца, а лишнее учение13 — только здоровью14 во вред.
13 А теперь выслушай суть всего: благоговей пред Богом и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — весь человек.15
14 Ибо всякое дело приведет Бог на суд — будь оно даже тайным, доброе или злое.

Толкования Августина

Стих 7

Ближе к концу книги, называемой «Екклесиаст», написано о разъединении людей, которое происходит во время смерти, когда отделяется душа от тела: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Такое авторитетное высказывание, далекое от сомнения, характера недвусмысленного и не вводит ни в какое заблуждение. Но если кто-то пожелает так его истолковать, чтобы попытаться — исходя из того, что из той одной души, каковой Бог наделил первого человека, все прочие произошли — дополнительно обосновать распространение душ, то, как кажется, это будет в пользу того, что здесь сказано о плоти под именем праха: ведь в любом случае следует в этом месте понимать прах и дух не иначе как «плоть» и «душу», — чтобы, таким образом, предположение о рассаде той души, которую дал Бог первому человеку, подтверждало, что душа возвращается к Богу на основании того, что плотское вещество возвращается в землю. Коль скоро верно предположение о рассаде той плоти, которая создана у первого человека из земного вещества, то от нас потребуется в соответствии с тем, что известно о плоти, верить в то, что относительно души окутано тайной. Конечно же, то, что говорится о рассаде плоти, бесспорно, но относящееся к душе — подлежит сомнению.

Источник: Письма 143, Сl. 0262, 143.44.8.258.10.

Стих 13

Можно ли сказать что-нибудь короче, справедливее, спасительнее? Бойся, — говорит, — Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякий человек, который подлинно есть, есть хранитель заповедей Божиих, ибо кто не таков, суть ничто, так как он не преображается по образу истины, а остается подобием суеты.

Источник: О граде Божьем 20.3, Сl. 0313, SL48.20.3.36.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта краткая песнь (12:1−8) строится на сравнении физического угасания человека со зрелищем гибели города, страны или дома. Ниже приведены возможные (но не единственные) истолкования.
3  [2] — Т. е. ослабнут руки и ноги.
3  [3] — Т. е. выпадут зубы.
3  [4] — Т. е. ослабнет зрение.
4  [5] — Уста и уши.
4  [6] — Стук сердца.
4  [7] — Букв.: дочери пения; друг. возм. пер.: поющие девушки.
5  [8] — Белый цвет миндаля — возможно, образ седины.
6  [9] — Поэтический образ светильника, сорвавшегося с потолка.
8  [10] — Повтор мысли из 1:2.
9  [11] — Согласно Третьей книге царств (4:32), Соломон произнес три тысячи речений («притчей»).
11  [12] — Или: сборники их наставлений.
12  [13] — Или: рвение.
12  [14] — Букв.: телу.
13  [15] — Т. е. весь смысл человеческого существования.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.