Екклесиаст 3 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Всему свой срок и время свое —

всякому делу1 под небесами:

2

время рождаться2 и время умирать,
время сажать и время корчевать,

3

время убивать и время исцелять,
время сносить и время возводить,

4

время плакать и время смеяться,
время скорбеть и время плясать,

5

время разбрасывать камни и время камни собирать,3
время обнимать и время объятий сторониться,

6

время искать и время терять,
время беречь и время тратить,4

7

время разрывать и время зашивать,
время молчать и время говорить,

8

время любить и время ненавидеть,
время для войны и время для мира…

9 Трудится, силится человек — а какой в этом прок?
10 Понял я: этот труд задал Бог людям, чтобы их занять.5
11 Всё, что сделал Бог, — хорошо в свое время;6 вложил Он и вечность в сердце человеческое, но невдомек человеку всё, что вершит Бог, не постичь ему этого от начала и до конца.
12 И узнал я, что нет для людей ничего лучшего, кроме как радовать да тешить себя, покуда живы.7
13 Стало быть, если человек ест и пьет и видит добрые плоды трудов — это от Бога дар.
14 Узнал я, что созданное Богом пребудет вовек — не прибавить к тому, не отнять. Так Бог поступает, чтобы благоговели перед Ним.
15 То, что было, есть уже, и что будет — было; а Бог взыщет за прошлое.8
16 И еще видел я под солнцем: на месте правосудия9 — произвол, на месте праведности — злодейство.10
17 И сказал я себе самому: „И праведника, и злодея11 судить будет Бог, ибо всякому делу свое время и всякий поступок Он рассудит“.12
18 И сказал я себе самому: „Что касается сынов человеческих, то Бог подвергает их испытанию, чтобы показать им,13 что сами по себе они — не более, чем животные.
19 Ибо судьба людей — что судьба животных, и умирают они, как животные, и дыхание жизни в них одно и то же, и ничем человек не лучше животного, ибо всё — тщета одна.
20 И всем одна участь:14 из праха вышли и в прах возвратятся.
21 Да и как знать, восходит ли дух15 людей ввысь и нисходит ли вниз дух животных, под землю уходит “.
22 И понял я, что нет ничего лучше для человека, как радоваться трудам своим. Таков его удел. Да и кто приведет его и покажет, что будет после него?

Толкования Августина

Стих 5

Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий, можно понять как разделение на то и нынешнее время; то время было временем обнимать, а это — время уклоняться от объятий.

Источник: О браке и вожделении 14, Сl. 0350, 1.13.14.226.21.

***

А ты, и сыновей имеющая, и живущая при том скончании века, когда уже время не разбрасывать камни, но собирать, не время обнимать, но уклоняться от объятий; когда, как взывает апостол: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие (29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 1Кор 7:29), — воистину, если добиваешься второго супружества, то не станет это ни следованием пророчеству или закону, ни, во всяком случае, желанием плотского потомства, но лишь признаком невоздержанности. Ты можешь поступить так, как говорит апостол, сказавший: ...хорошо им оставаться, как я; но в дальнейшем, разумеется, он добавляет: ...но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 1Кор 7:8−9).

О благе вдовства 8.11, Сl. 0301, 8.11.315.17.

Стих 17

Неужели, скажите мне, неужели единственное суждение Божье, которому, как по этим же писаниям мы читаем, следует сбыться и над верными, и над неверными (при том, что все предвещенное должно наступить), неужели мы предположим, что единственное суждение Божье не придет в действие? Напротив, воистину, оно сбудется, как и все те — наступили. И не будет никакого человека нашего времени, который смог бы оправдать перед этим судом собственное безверие, когда ко Христу будет взывать и праведник за правду — и вероломный за коварство, и правитель за властвование — и воин за участие в битве, и супруг за руководство — и супруга за послушание, и отец за наставление — и сын за повиновение, и господин за господство — и раб за служение, и смиренный за благочестие — и гордец за зависть, и богач за то, что раздает — и бедный за то, что принимает, и пьянчуга за чашей — и побирушка у дверей. И добрый человек за добродетель — злой за грех, и христианский богопочитатель — и языческий низкопоклонник. Все воззовут ко Христу, и с каким бы отношением ни взывали, и какими словами, — без сомнения, должны будут подать отчет самому Тому, к Кому взывают.

Источник: Письма 232, Сl. 0262, 232.57.4.514.7.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: всякой вещи; или: всякому желанию.
2  [2] — Букв.: рождать.
5  [3] — Землю перед распахиванием освобождали от камней и, напротив, заваливали камнями плодородные земли врагов; ср. 4Цар 3:19. Существуют и другие толкования.
6  [4] — Букв.: отбрасывать.
10  [5] — Друг. возм. пер.: на мученье; или: для смиренья; ср. 1:13.
11  [6] — Евр. яфе́ — прекрасный, красивый, приятный — в данном случае употреблено в знач.: уместный, правильный, хороший. Ср. 5:17.
12  [7] — Или: да делать доброе в жизни своей.
15  [8] — Или: Бог ушедшее отыщет; ср. LXX: Бог отыщет преследуемого.
16  [9] — Или: закона; или: суда.
16  [10] — Или: нечестие.
17  [11] — Или: нечестивца.
17  [12] — Пер. по друг. чтению; букв.: ибо там есть время для каждого дела и каждого поступка.
18  [13] — Один из возм. переводов трудного места.
20  [14] — Букв.: все идут в одно место.
21  [15] — Или: дыхание; здесь то же слово, что в ст. 19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.