всякому делу1 под небесами:
время рождаться2 и время умирать,
время сажать и время корчевать,
время убивать и время исцелять,
время сносить и время возводить,
время плакать и время смеяться,
время скорбеть и время плясать,
время разбрасывать камни и время камни собирать,3
время обнимать и время объятий сторониться,
время искать и время терять,
время беречь и время тратить,4
время разрывать и время зашивать,
время молчать и время говорить,
время любить и время ненавидеть,
время для войны и время для мира…
Стих 5
Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий, можно понять как разделение на то и нынешнее время; то время было временем обнимать, а это — время уклоняться от объятий.
Источник: О браке и вожделении 14, Сl. 0350, 1.13.14.226.21.
***
А ты, и сыновей имеющая, и живущая при том скончании века, когда уже время не разбрасывать камни, но собирать, не время обнимать, но уклоняться от объятий; когда, как взывает апостол: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие (29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 1Кор 7:29), — воистину, если добиваешься второго супружества, то не станет это ни следованием пророчеству или закону, ни, во всяком случае, желанием плотского потомства, но лишь признаком невоздержанности. Ты можешь поступить так, как говорит апостол, сказавший: ...хорошо им оставаться, как я; но в дальнейшем, разумеется, он добавляет: ...но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 1Кор 7:8−9).
О благе вдовства 8.11, Сl. 0301, 8.11.315.17.
Стих 17
Неужели, скажите мне, неужели единственное суждение Божье, которому, как по этим же писаниям мы читаем, следует сбыться и над верными, и над неверными (при том, что все предвещенное должно наступить), неужели мы предположим, что единственное суждение Божье не придет в действие? Напротив, воистину, оно сбудется, как и все те — наступили. И не будет никакого человека нашего времени, который смог бы оправдать перед этим судом собственное безверие, когда ко Христу будет взывать и праведник за правду — и вероломный за коварство, и правитель за властвование — и воин за участие в битве, и супруг за руководство — и супруга за послушание, и отец за наставление — и сын за повиновение, и господин за господство — и раб за служение, и смиренный за благочестие — и гордец за зависть, и богач за то, что раздает — и бедный за то, что принимает, и пьянчуга за чашей — и побирушка у дверей. И добрый человек за добродетель — злой за грех, и христианский богопочитатель — и языческий низкопоклонник. Все воззовут ко Христу, и с каким бы отношением ни взывали, и какими словами, — без сомнения, должны будут подать отчет самому Тому, к Кому взывают.
Источник: Письма 232, Сl. 0262, 232.57.4.514.7.