Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Доброе имя дороже изысканного аромата,1

как день смерти лучше дня рождения.

2

Лучше идти туда, где оплакивают умерших,
чем туда, где пируют,2
ибо смерть ожидает каждого человека,3
и живому стоит задумываться об этом.4

3

Лучше невзгоды, чем смех,
ибо печаль на лице — во благо сердцу.

4

Сердце мудрых — там, где плач,
а сердце глупцов — в местах веселья.

5

Лучше от мудрого упрек,
чем от глупца славословье,5

6

ибо восторги глупца —
что треск горящих сучьев под котлом!
И это тщета!

7

Притесняя других, и мудрый глупеет,
а взятки развращают сердце.

8

Конец дела лучше его начала,6
терпеливый лучше надменного.

9

Не торопись сердиться,
ибо сердиться свойственно глупцам.

10

И не сетуй: „Почему прежде было лучше,
чем в нынешние дни?“,
потому что не мудрость задает такой вопрос.

11

Хороша мудрость вместе с наследством —
на пользу всем, кто видит солнце.

12

Под сенью мудрости
как под сенью серебра.7
Польза знания в том,
что мудрость хранит тебя в живых.8

13

Взгляни на дела Божьи.
То, что Он искривил, — кто выправит?

14 В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9
15 Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.
16 В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?
17 Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10
18 Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.
19 Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11
20 Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.
21 Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —
22 не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..
23 Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.
24 Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?
25 И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.
26 И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!
27 Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:
28 искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.
29 А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.

Толкования Августина

Стих 20

Потому среди многих доводов, посредством которых Пелагий производит доказательство, высказывается также и следующий: «То же повторяю еще раз: возможно, чтобы был безгрешный человек. А что утверждаешь ты? «Невозможно, чтобы был человек без греха». Но и я не утверждаю, он говорит, будто есть человек безгрешный, и ты не говоришь, что человека без греха нет; у нас спор о возможном и невозможном, а не о действительном и недействительном». Затем он отмечает, что ничего из того, что обычно против него приводят из Писания, не имеет касательства к вопросу, в котором выясняется, может или не может ли быть человек без греха, и упоминает следующее: Кто родится чистым от нечистого ? Ни один (4 Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Иов 14:4), и нет человека, который не грешил бы (46 Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; 3Цар 8:46), и нет человека праведного на земле, и нет делающего добро, нет ни одного (3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Пс 13:3). Он говорит: «Эти и подобные утверждения успешно применимы к несуществованию, а не к невозможности. Ибо таковыми примерами показывается, какими были иные люди в иные времена, а не то, что они не могли вести себя иначе; почему и явствует по справедливости, что они повинны. Ибо если они такими были в силу того, что не могли быть иными, то вины не имеют».

Источник: О природе и благодати 8, Сl. 0344, 7.8.237.22.

Стих 29

Удивительное дело, братья: сами мы ничтожны, а имеем благого Отца. Что может быть более очевидно? Мы слышали о звании нашем; сказано: Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мф 7:11; 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. Лк 11:13). И смотрите, каким евангелист показывает Отца их, — тех, кого он назвал злыми: ...тем более Отец ваш [даст блага просящим у Него]? (11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мф 7:11). Чей Отец? Очевидно, злых. И какой Отец? Не был бы благий, если бы не был единым Богом. Стало быть, братья, потому у нас, злых, благой Отец, что мы не должны вечно оставаться во зле. Ни один злой человек не творит добро. Если никто злой не творит добро, каким же образом дурной человек сотворит добро для самого себя? Дурного же благим делает Тот, Кто всегда благ. Сказано: Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду (14 Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя. Иер 17:14). К чему мне говорят суетные люди о суетном: «Спасешь себя, если захочешь»? [Отвечает им пророк:] «Исцели меня, Господи, и исцелен буду». Благим мы созданы благими, ибо Бог сотворил человека праведным, но по нашему свободноизволению стали мы злыми. И как сумели из благих сделаться дурными, так сможем из дурных восстать благими. Но Тот, Кто всегда благ, делает из злого благим — поскольку сам человек собственной волей не может себя исцелить. Не нужно искать врача, чтобы поранить самого себя: но если уж поранил, то найдешь того, кто тебя исцелит.

Проповеди 61, Сl. 0284, 61.PL38.409.30.

Иное толкование

Надлежит нам испытывать неудовольствие, когда согрешаем, поскольку грех доставляет неудовольствие Богу. А поскольку мы не безгрешны, то давайте хоть в том уподобимся Богу, чтобы вызывало у нас неудовольствие то же, что и у Него. До некоторой степени будет для тебя возможно споспешествовать воле Божьей, когда то же в тебе вызывает неудовольствие, что ненавистно и Тому, Кто тебя создал. Он — твой художник, но сам узри в себе и удали от себя прочь то, что не из Его художнических чертогов. Ведь Бог, согласно Писанию, сотворил человека правым.

Проповеди 19, Сl. 0284, 19. SL41.93.

Весь мир, если иметь в виду людей — оставив тот, который мы называем небом и землей, и всем, что в нем заключено, — если называть миром человечество, то весь мир тот сделал злым, кто первым согрешил. Бог сотворил человека благим. Так повествует Писание: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

Источник: Проповеди 96, Сl. 0284, 96.PL38.587.29.

***

Манихеи отрицают, что для благого человека начало зла произошло от свободной воли; пелагиане утверждают, что также и дурной человек имеет достаточно свободной воли для совершения благого предписания. И то, и другое Кафолическая Церковь отвергает и обращается к одним: Бог сотворил человека правым, и к другой: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Ин 8:36).

Источник: Против двух посланий пелагиан 2.2, Сl. 0346, 2.2.2.461.24.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.