Исаия 26 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:

« Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.

2

Отворите врата —
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.

3

Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.

4

Уповайте на ГОСПОДА всегда,
ибо ГОСПОДЬ Бог1 — вечная твердыня.

5

Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, —
наземь повергает,
и лежит он в пыли,

6

дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

7

Пряма дорога праведника.
Ты выводишь его, Боже правый,
на дорогу ровную.2

8

Идя путем установлений Твоих,3
мы на Тебя, ГОСПОДИ, уповаем,
к имени Твоему и памятованию о Тебе
стремятся души наши.

9

Жаждет душа моя Тебя в ночи,
взыскует Тебя мой дух сокровенный.
Когда Ты вершишь правосудие на земле,
живущие в этом мире
познают справедливость.

10

Когда же к нечестивцам
проявляют милость,
они ничему не учатся,
им справедливость нипочем:
с живущими по правде поступают бесчестно
и величия ГОСПОДА не видят.

11

Ты уже занес руку Свою, ГОСПОДИ,
а они не видят этого.
Да узрят они к посрамлению своему
ревность Твою о народе Своем,
и да пожрет их огонь,
врагам Твоим предназначенный!

12

Только Ты, ГОСПОДИ, даруешь нам мир.
Всё достигнутое нами Ты свершил за нас.

13

ГОСПОДИ, Боже наш,
управляли нами и другие властители,
но только Твое имя мы чтим.

14

Мертвы они и не оживут уже,
среди теней умерших 4 они, не встанут более.
Ты наказал и истребил их,
и всякий след и память о них уничтожил.

15

Но народ Свой, ГОСПОДИ, Ты умножил,
славу он Тебе воздает,
потому что Ты умножил его
и расширил границы страны!

16

В бедствии народ искал Тебя, ГОСПОДИ.
Когда постигает его наказание Твое,
люди едва могут шептать молитвы.

17

Как роженица в муках,
готовясь разрешиться от бремени,
стонет и испускает вопли,
так и мы стенали пред Тобою, ГОСПОДИ.

18

Мы носили во чреве своем, мучились схватками,
а родили лишь ветер,
не произвели никого в этот мир5
и никого не спасли на земле.

19

Но все усопшие Твои оживут,
тела умерших восстанут!
И вы, пребывающие во прахе, —
пробудитесь и ликуйте!
Оросит Господь землю утренней росой,6
и земля отдаст сошедших в могилу!»

20

Ступай же, народ мой,
возвратись домой, в жилища свои,
затвори за собою двери,
укройся и пережди немного —
пока не утихнет гнев Его.

21

Вот уже оставляет ГОСПОДЬ
место пребывания Своего,
чтобы воздать живущим на земле за беззакония их,
и тогда явит земля кровь пролитую,
не скроет уже убитых на ней.

Толкования Августина

Стих 10

Так же и в самом воскресении непросто будет узреть Бога всем, кроме тех, кто чисты сердцем; и потому сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8). Отсюда уже начал Он говорить о том веке, где не все те, кто воскреснет, узрят Бога, но лишь те, которые воскреснут для вечной жизни, узрят Бога. Не недостойные, о которых сказано: Да возьмется нечестивый, чтобы не узрел он славы Господней, но достойные, о которых Сам Господь сказал, когда присутствовал Он здесь, но не был узрен, как Бог: Кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Ин 14:21).

Послания 177.11. Cl. 0262, 147.44.11.301.10.

Стих 12

И тогда будет под ногами внешний враг наш — дьявол, когда исцелен будет наш внутренний враг — вожделение, и будем мы жить в мире. В каком мире? Которого не видел глаз, и не слышало ухо (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1Кор 2:9). В каком мире?

О котором не может помыслить никакое сердце, и который не сопровождается никаким раздором. Какой мир? О котором говорит апостол: И мир Божий, превосходящий всякое разумение, да сохранит сердца ваши (7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Флп 4:7)1. О самом этом мире говорит пророк Исаия: Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.

Ты обещал Христа — и даровал Его. Ты обещал Его Крест и пролитие крови во оставление грехов — и даровал. Ты обещал Его вознесение и ниспослание с неба Духа Святого — и даровал. Ты обещал распространить Церковь по всей вселенной — и даровал. Ты обещал, что возникнут еретики для нашего упражнения и испытания и что Церковь одержит победу над их заблуждениями, — и даровал. Ты обещал истребление языческих идолов — и даровал.

Проповеди 77А.2. С1. 0284, 77А, MiAg 1, 578.12.

Примечания

  • 1 — Синод, перевод: И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помъшыения ваши во Христе Иисусе.

* * *

Тогда сказано будет: Смерть! Где твое жало (55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор 15:55)? Нигде уже не будет греха; не будет того, что тебя пленяет; не будет того, что с тобой борется; не будет того, что возбуждает твою совесть. Тогда не будут говорить: Прости нам долги наши (12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; Мф 6:12). Но что будут говорить? Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.

Источник: Проповеди 131.7. Cl. 0284, 131, PL38, 733.3.

Стих 13

Поэтому тогда предаст Сын Царство Богу и Отцу, когда благодаря Ему Отец будет явно познан. Ибо Его Царство — те, в ком ныне царствует Он по вере. Ведь в одном смысле говорится о Царстве Христа сообразно власти Божества, по которой подчинено Ему целиком все творение, а в другом смысле Царством Его называется Церковь, в соответствии с отличительным свойством веры в Него, сообразно чему молится говорящий: Господствуй над нами (ведь ясно, что Он-то всегда обладает всем); согласно с этим сказано также и следующее: Когда вы были рабами греха, то были свободны от праведности (20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Рим 6:20).

Итак, Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, чтобы никому созерцающему Отца через Сына не нужно было и не хотелось искать успокоения в каком-либо творении или в своей власти.

О различных вопросах 69 А. С1. 0289, 69.103.

Стих 18

В этой надежде на вернейшего обещающего мы даже и теперь отчасти радуемся, пока не наступит та более обильная радость, когда станем мы подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин 3:2), и радости нашей никто не отнимет у нас (22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; Ин 16:22).

Ведь в качестве дарованного нам безвозмездного залога этой надежды мы получили Дух Святой, Который производит в сердцах наших воздыхания неизреченные (26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Рим 8:26) святых желаний. Ибо, как говорит Исаия: Мы зачали и родили Дух спасения.

И Господь говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит, бывает великая радость, потому что родился человек в мир (21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Ин 16:21). Это будет радость, которую никто не отнимет у нас, поскольку от этого зачатия веры мы будем перенесены в вечный свет. Итак, ныне мы постимся и молимся, поскольку ныне день рождения для вечности.

Проповеаи 210.750. С1. 0284, 210, PL 38, 1051.17.

Стих 19

Все предшествующее относится к воскресению блаженных; а слова: земля же нечестивых падет, — хорошо разумеются в том смысле, что тела нечестивых подпадут разрушению осуждения. Затем, если бы мы пожелали обратить внимание и на частности в выражениях, касающихся воскресения блаженных, то слова: Воскреснут мертвии, должны быть относимы к первому воскресению, а следующие за ними: Востанут, иже во гробех, — ко второму. А если зададимся вопросом о тех святых, которых в пришествие Свое застанет здесь Господь живыми, то к ним применяется вполне добавление: возрадуются; роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть. Под исцелением в этом месте мы совершенно правильно разумеем бессмертие. Ибо оно есть полнейшее здравие, которое не восстанавливается, как ежедневными лекарствами, едой и питьем.

«О граде Божием". Что говорил о воскресении мертвых и о воздаянии суда пророк Исаия

Стих 20

Есть две вещи, которые позволяют надеяться на блаженство праведных и конец всякой скорби, — это смерть и воскресение мертвых. В смерти даруется тот покой, о котором говорится через пророка: Пойди, народ мой, войди в покои твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень; в воскресении же — совершенная радость для всего человека в целом, то есть из плоти и духа.

Отсюда и произошло, что сочли подобающим отмечать эти две вещи не трудом поста, но скорее — радостью из-за обновления.

Послания 36. С1. 0262, 36.34.2.13.61.6.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве.
7  [2] — Или: путь праведного Ты выпрямишь.
8  [3] — Или (ближе к букв.): на пути судов Твоих / установлений Твоих.
14  [4] — Евр. рефаим; то же в ст. 19; см. примеч. «б» к 14:9.
18  [5] — Или: не падут (пред нами) жители этого мира.
19  [6] — Букв.: роса Твоя — роса света.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.