Он против вас, живущих в стране сей,
обвинение выдвигает,
ибо нет здесь ни верности,1 ни преданности,
и Бога не признают.2
А вероломство3 и обман, убийства,
воровство и блуд — безмерны;
кровопролитию нет конца.
Потому земля ваша стонет под вами,
изнывает всё живущее на ней:
звери дикие, птицы небесные,
даже рыбы морские гибнут!
Однако никто не вправе возводить обвинения,
не вправе осуждать другого!
Весь народ твой такой же, как и священники,
на которых он обвинения возводит.4
Что же до тебя, священник,
ты хоть днем, хоть ночью спотыкаешься,
и вслед за тобой падает лжепророк.
Вот и уничтожу Я Израиль, тебя породивший.5
Гибнет народ Мой, знания не обретя.
И коли вы, священники, знание это отвергли,
не служить вам более Мне — отвергнуты вы;
пренебрегли вы Законом Бога вашего —
и Я пренебрегу детьми вашими.
Ведь чем больше священников становилось,6
тем больше грешили они против Меня —
обесславили свое высокое призвание.7
От грехов8 народа Моего они кормятся
и беззакониям его радуются!
Участь одна ждет и народ, и священников:
со всех равно взыщу за пути их беззаконные,
всем воздам за дела неправедные.
Будут есть, да не пойдет им пища впрок,
и, сколько б ни блудили они,
не возрастет их потомство,
ибо оставили они ГОСПОДА, предавшись
блуду.
Вина9 всякие — молодые и старые —
отняли у них разум.
Вот и ищет народ Мой совета
у идолов разных10
и посох деревянный за вещуна принимает.
Ибо дух блуда сбил их с пути,
и изменили они Богу своему.
Высоко в горах приносят они жертвы,
на холмах кадят своим божкам,
под дубом, тополем, теревинфом пируют,
укрываясь в тени их приятной.
Потому и стали дочери их блудницами,
и невестки их прелюбодействуют.
Но не с дочерей за блуд
и не с невесток за разврат взыскивать стану,
коли вас самих так и тянет к распутницам;11
вы жертвы приносите
вместе с блудницами при капищах,
а народ гибнет, здравого смысла лишенный!»
Если прелюбодействуешь ты, Израиль,
так пусть хотя бы Иуда не был в этом повинен!
Не должен он ходить в Гилгал,
тянуться к Бет-Авену12
и клясться при этом: «Жив ГОСПОДЬ!»
Израильтяне упорствуют,
как нетель13 упрямая,
Как же ГОСПОДУ пасти их на лугу широком,
где пасут ягнят послушных?
Привязались к идолам ефремляне14 —
подальше держитесь от них!
Напившись, они оргиям языческим предаются;
да и князья15 их бесстыдного не чураются.
Унесет их ветер,
подхватив на крылья свои, —
посрамлены будут за поклонение идолам.16
Стих 5
Итак, будет и для нас, по прошествии ночи века сего, воскресение плоти в Царство, пример коего — Глава наш. Посему и Господь возжелал ночью воскреснуть, ибо Бог, по апостолу, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 2Кор 4:6). Итак, Господь, ночью родившись и ночью воскреснув, являет свет, во тьме взошедший. Ибо свет — из тьмы, а Христос — из иудеев, коим сказано: мать вашу ночи уподобил я (5 И ты падешь днем, и пророк падет с тобою ночью, и истреблю матерь твою. Ос 4:5, по LXX). Но в роде сем, как в ночи сей, не была ночью Дева Мария, но — как бы звездою в ночи. Потому и роды ее означила звезда, которая ночь далекую, то есть магов Востока, привела, да поклонятся Свету, и да сбудется и на них сказанное: свет во тьме светит (5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Ин 1:5).
Августин Иппонский. Проповеди. С1. 0284, 223D, ed. MiAgl, 684.9.