«Ударь по колонне, по верху ее, так ударь,
чтобы в храме 1 всё сотряслось —
от крыши до основания2 —
и обрушилось на головы собравшихся в нем, —
а кто уцелеет, тех меч Мой достанет,
никому из них убежать не удастся,
избавления себе не найдет ни один.
Если даже в глубинах Шеола3 зароются —
достану их оттуда,
если взойдут на небо —
оттуда их низведу;
если на вершине Кармила спрячутся,
разыщу и схвачу их;
скроются с глаз Моих на дне моря —
там змей морской по слову Моему ужалит их;
в плен уведут их враги, перед собою,
как скот, погонят —
повелю Я мечу народов соседних
убивать их на всем пути.
Не спущу и тогда с них глаз —
но уже не во благо им — на беду!»
Владыка, ГОСПОДЬ Воинств,
от прикосновения Его земля сотрясается,4
и в скорбь приходят все живущие на ней;
словно Нил при разливе, земля вздымается
и спадает, как воды реки той египетской.
Он возвел на небесах5 Свои чертоги горние,
свод Свой небесный простер над землей.
Он вызывает воды из моря
и на землю их изливает.
Имя Его — ГОСПОДЬ!
«Сыны Израилевы, разве для Меня
вы значите больше,
чем Куша сыны? — вопрошает ГОСПОДЬ. —
Не Я ли Израиль вывел из земли египетской,
филистимлян — из Кафтора и сирийцев — из Кира?
Так знайте же, Я — Владыка ГОСПОДЬ,
и взор Мой на царство это грешное обращен.
Я сотру его с лица земли,
но полностью не уничтожу всё потомство Иакова, —
это вещее слово ГОСПОДНЕ. —
И посему знайте, Я повеление дам
и рассею израильтян среди всех народов,
бросая туда и сюда, просею, как сквозь решето,6
из которого даже один камешек не упадет на землю.
От меча погибнут все грешники в народе Моем,
те самые, что говорят:
„Не подступит к нам беда, нас не коснется“».
«В тот день Я восстановлю
ныне разваливающийся дом7 Давида,
все проломы его8 заделаю, из руин подниму его,
и будет он таким, каким был прежде,
в дни древние,
дабы они — сыны Израилевы — завладели тем,
что осталось от Эдома и всех иных народов,
которые носят имя Мое»,9 —
таково вещее слово ГОСПОДНЕ, и Он совершит это.
«Знайте, грядут дни
столь быстрого роста злаков, —
говорит ГОСПОДЬ, —
что пахарь будет жнеца догонять,
урожай убирающего,
а топчущий в точиле виноград,
обильно уродившийся,
будет настигать того, кто семена сеет.
Тогда сами горы источать будут сок виноградный,10
и он потечет по холмам.11
Восстановлю Я благоденствие12
народа Моего, Израиля:
вновь отстроят они заброшенные города
и жить будут в них,
виноградники снова насадят
и, как прежде, вино будут пить,
разобьют сады
и плодами их насладятся сполна.
Снова укореню их на земле их собственной,
и они никогда не будут выселены с земли,
Мною дарованной им», —
возвещает ГОСПОДЬ, Бог твой.
Стих 1
Так как дан столь великий пример мирения, люди научились осуждать гордыню свою и подражать смирению Бога. Так и тот [дьявол, владевший гордецом], потеряв, что имел, и сам будет смирен — не исправлен, но раздавлен. Ты смирил гордеца и ранил его. Ты смирился и смирил. Ты был ранен и ранил; и как могла не ранить его кровь Твоя, пролитая, да упразднит грехов рукописание . Ибо отчего и гордился он, как не оттого, что имел он против нас свидетельство? Это свидетельство, это рукописание1. Ты упразднил кровью Своею — этим Ты и ранил его, отняв у него это. Итак, Ты знаешь, что дьявол ранен: не тело его пронзено, ибо нет у него тела, но сердце его уязвлено, ибо в сердце — гордыня его. И десницей доблести Твоей Ты рассеял врагов Твоих.
Августин Иппонийский. Изъяснение Псалмов. С1. 0283, SL39,88.1.11.1.
Примечания
- 1 — Ср. 13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; Кол 2:13−14.
Стих 11
О тех же израильтянах по плоти, которые теперь не хотят веровать во Христа, но уверуют впоследствии, то есть о сынах их (ибо те путем смерти отойдут в свое место), тот же пророк свидетельствует, говоря: Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима (4 Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. Ос 3:4). Кому не ясно, что иудеи в настоящее время находятся именно в таком положении? Но послушаем, что прибавляет пророк: После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни (5 После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни. Ос 3:5). Яснее этого пророчества ничего не может быть, если под именем Давида разуметь Христа, бывшего, как говорит апостол, от семени Давидова по плоти (3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти Рим 1:3). Пророк предсказал еще и будущее воскресение Христа в третий день, как оно должно было быть предсказано на возвышенном пророческом языке: оживит нас через два дня, в третий день восставит (2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Ос 6:2). Согласно с этим, апостол говорит нам: если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; Кол 3:1). О подобных предметах пророчествует также и Амос: приготовься к сретению Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он, Который образует горы и творит ветер, и объявляет человеку намерение его (12 Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль, 13 ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф — имя Ему. Ам 4:12−13). И в другом месте: В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее,, как в дни древние, чтоб они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (11 В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, 12 чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ам 9:11−12).
Августин Иппонийский. О граде Божием 18.28. С1. 0313, SL48, 18.28.21.