По Матфею 19 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Закончив речь Свою, Иисус ушел из Галилеи в края иудейские за Иорданом.
2 Толпы народа последовали за Ним, и Он исцелял их.1
3 Подошли к Нему некоторые из фарисеев и, желая поймать Его на слове, спросили: «По любой ли причине разрешается разводиться человеку с женой?»
4 «А разве вы не читали, — ответил Иисус, — что Творец изначально создал мужчину и женщину,2
5 что сказал Он: Поэтому человек оставит отца и мать и к жене своей прилепится, и станут двое плотью одной?“3
6 Так что их не двое уже — они единая плоть. Значит, то, что Бог сочетал,4 человек пусть не разлучает».
7 «Тогда почему, — возразили они Ему, — Моисей установил, что можно разводиться [с женой], давая разводное свидетельство5
8 «Моисей из-за упрямства6 вашего позволил вам разводиться с женами своими, — сказал им Иисус, — но вначале было не так.
9 Говорю же вам: кто разведется с женой своей по любой причине, кроме блуда ее, и женится на другой, тот прелюбодействует».7
10 Тогда ученики [Его] говорят Ему: «Если так надлежит человеку с женой поступать, лучше вовсе не жениться».
11 Иисус же ответил им: «Не все принимают то, что сказал Я, но те лишь, кому это дано.
12 Есть люди, неспособные к супружеской жизни от чрева еще материнского, есть и евнухи, которых такими сделали люди, а есть и такие, которые сами отреклись от супружеской жизни8 ради Царства Небесного. Кто может принять, пусть примет!»
13 Тут к Нему привели детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, но ученики воспротивились этому.
14 Иисус же сказал: «Пустите детей и никогда не мешайте им приходить ко Мне, ибо Царство Небесное для таких, как они ».
15 Он благословил детей9 и потом продолжил Свой путь.
16 Случилось как-то, что один молодой человек подошел к Иисусу с вопросом: «Учитель,10 что сделать мне доброго, чтобы обрести вечную жизнь?»
17 «Доброго? — сказал ему Иисус. — Почему ты спрашиваешь Меня об этом? Один лишь есть, Кто добр.11 И если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди».
18 «Какие?» — спросил тот у Иисуса.
«Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй,
19 почитай отца и мать12 и люби ближнего твоего, как самого себя»,13 — отвечал Иисус.
20 Молодой человек продолжал: «Всему я этому следовал.14 Чего же мне еще недостает?»
21 Иисус ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди и продай имущество свое, раздай деньги нищим, вот тогда у тебя будет сокровище на небесах, потом приходи и следуй за Мной».
22 Услышав это, в печали ушел молодой человек, потому что владел он большим состоянием.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: «Поверьте Мне, богатому трудно войти в Царство Небесное.
24 И еще говорю вам: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем войти богатому в Царство Божие».
25 Услышав такое, ученики сильно удивились. «Кто же тогда спасется?» — воскликнули они.
26 Поглядел на них Иисус и сказал: «Человеку то не по силам, для Бога же всё возможно».
27 И спросил Его Петр: «Вот мы оставили всё и за Тобой последовали: что мы получим за это? »
28 Иисус сказал им: «Поверьте Мне, в новой жизни, когда воссядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, вы, последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля.15
29 И всякий, кто оставил дома, братьев или сестер, отца или мать и детей или земли ради имени Моего, получит во сто крат больше и обретет16 жизнь вечную.
30 Но многие, сегодня первые, будут последними, и последние — первыми».

Толкования Августина

Стих 17

Он благ в соответствии с тем видением, в соответствии с которым Бог явится чистым сердцем, поскольку (говорится): «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем» (1 Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! Пс 72:1). Однако, когда грешники узрят Судью, Он не покажется им благим, ибо они не возрадуются Ему сердцем, но «возрыдают пред Ним все племена земные» (7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Откр 1:7), как те, что в числе всех лукавых и неверующих. По этой причине Он даже ответил тому, кто назвал Его благим учителем, испрашивая у Него совет, как унаследовать жизнь вечную: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф 19:17). Хотя в другом месте Сам Господь даже человека называет благим: «Благой человек из благого сокровища сердца своего выносит благое, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Мф 12:35). Но ведь тот [человек] искал жизни вечной, а жизнь вечная [состоит] в том созерцании, в котором Бога видят не к наказанию, но к радости вечной, и не понимал, с Кем он разговаривал, ибо считал Его только лишь Сыном Человеческим. [Дело в том, что, слова] «Что ты называешь Меня благим?» означают «Зачем ты, видя этот образ, спрашиваешь Меня о благом и называешь Меня в соответствии с тем, что видишь, учителем благим? Это образ Сына Человеческого. Это воспринятый образ. Этот образ явится на Суде не только праведным, но и нечестивым; и видение этого образа не будет благим для тех, кто грешит. [Итак], есть видение Моего образа, в котором Я хотя и был, но не почитал хищением быть равным Богу, и уничижил Себя Самого, дабы принять его. Следовательно, тот единый Бог Отец, Сын и Святой Дух, Который явится лишь только к радости, что не отнимется от праведных, к той будущей радости, о которой вздыхает тот, кто говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, чтобы созерцать красоту Господню» (4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, Пс 26:4). Итак, только Сам единый Бог благ, ибо никто Его не видит к скорби и стенанию, но к спасению и радости истинной. «Если ты мыслишь Меня в соответствии с этим образом, то Я благ; если же только в соответствии с другим, то зачем спрашиваешь Меня о благом, ведь ты будешь среди тех, кто увидит, Кого пронзили, и это видение будет для них злом, ибо оно будет для них наказанием?». Ведь посредством доказательств, которые я привел, очевидно, что так следует понимать эти слова Господа «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», ибо это видение Бога, которым мы будем созерцать неизменную и невидимую человеческим глазам сущность Бога, что обещано только святым. Это видение апостол Павел называет (видением) «лицом к лицу» (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12); о нем говорит и апостол Иоанн: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин 3:2); о нем же сказано: «Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню»; о нем же говорит Сам Господь: «И Я возлюблю Его и явлюсь ему Сам» (21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Ин 14:21). Только ради него да очистим верою сердца, так что (о нас можно было бы сказать) «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8). И что еще только не сказано об этом видении! Всякий, кто обращает взор любви к отысканию этого, обнаруживает, что оно изобильнейшим образом рассеяно по всему Святому Писанию. Единственно это (видение) есть наше высшее благо, ради достижения которого нам предписывается делать все, что мы делаем надлежащим образом. Но это предвозвещенное видение Сына Человеческого, когда соберутся пред Ним все племена и скажут Ему: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим» и т.д.» (37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Мф 25:37), не будет благим ни для нечестивых, которых пошлют в вечный огонь, ни высшим благом для праведных. Ибо Он все еще призывает их к Царству, уготованному им от создания мира. И как одним скажет: «Идите в огонь вечный»; так же другим: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам» (34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Мф 25:34). И как те войдут в пламя вечное, так праведники — в жизнь вечную. Так в чем же жизнь вечная, как не в том, о чем Он говорит: «да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Ин 17:3); и (как не) в той славе, о которой Он говорит Отцу: «которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Ин 17:5)? Ведь тогда Он предаст Царство Богу и Отцу (24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 1Кор 15:24), чтобы добрый раб вошел в радость Господина своего (23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Мф 25:23), и так, чтобы тех, кем владеет Бог, Он укрыл под покровом Своего лика от досадования людей, а именно тех, кто тогда будет раздосадован, услышав эти слова: «Добрый человек не убоится худой молвы» (7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Пс 111:7), если он скрыт в куще, т.е. в истинной вере кафолической Церкви, от «мятежей людских» (21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. Пс 30:21), т.е. от клеветничества еретиков. Но если есть какой-нибудь другой смысл слов Господа, когда Он говорит: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», только бы не считалось, что благость» (сущности) Отца больше, нежели (благость) сущности Сына, в соответствии с каковой Он есть Слово, через Которое все начало быть; и если в нем ничего не расходится с верным учением, мы, не опасаясь, воспользуемся не одним (доказательством), а столькими, сколько смогли бы обнаружить. Ибо тем значительнее опровергаются еретики, чем больше открывается выходов для избежания их уловок.

О Троице I:1:31.

***

Господь сказал некоему юноше: Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди. Он не сказал; «если хочешь войти в жизнь вечную», но — «в жизнь», подразумевая, что это та жизнь, которая станет вечной.

Источник: Проповеди.

Стих 19

Богатый юноша сказал, что хранил заповеди, и услышал большие заповеди: если хочешь быть совершенным, то одного тебе недостает, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Какая польза тебе от того, что ты следуешь закону и не последуешь за Мной? И он ушел, как вы знаете, с печалью, потому что имел большое состояние.

И мы слышали то, что он услышал. Слово Христово — Евангелие, и Он, пребывая на небе, не перестает говорить на земле. Так не будем глухими, ибо Он кричит; так не будем мертвыми, ибо Он призывает громовым голосом. И если не хочешь исполнять большие заповеди, исполняй меньшие: если ноша больших слишком тяжела для тебя, возьми меньшие. Что же так медлишь? Зачем сопротивляешься тем и другим? Вот большие заповеди: продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Мф 19:21). И вот меньшие: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Мф 19:19). Вот это и делай! Что я пытаюсь докричаться до тебя, что тебе надо продать свое состояние, если я не могу добиться, чтобы ты не брал чужого? Ты слышал: не кради. А ты грабишь. И перед оком такого Судии я принимаю тебя не за вора — за грабителя. Пощади себя, сжалься над собой. Эта жизнь еще дает тебе время, не отвергай возможность исправления. Вчера ты был вором, так не будь им и сегодня. А может, ты и сегодня был им? Не будь им завтра. Когда-нибудь прекрати зло и ожидай награды. Ты хочешь иметь свое добро, а добрым быть не желаешь. Твоя жизнь противоречит твоим надеждам. Если большое благо — иметь хороший дом, то насколько большее зло — иметь злую душу?

Проповеди 85.1.

С1. 0284, 85.PL38.521.12.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Вероятно, больных из их числа.
4  [2] — Быт 1:27; Быт 5:2.
5  [3] — Быт 2:24 (LXX).
6  [4] — Или: соединил.
7  [5] — Или: письмо; Втор 24:1.
8  [6] — Или: бесчувственности/огрубелости сердца.
9  [7] — Некот. рукописи добавляют: женившийся на разведенной прелюбодействует (ср. Лк 16:18).
12  [8] — Букв.: сделали сами себя скопцами.
15  [9] — Букв.: возложив на них руки.
16  [10] — Некот. рукописи добавляют: добрый.
17  [11] — В некот. рукописях: почему ты называешь Меня добрым? Никто не добр, только Бог один.
19  [12] — Исх 20:12−16.
19  [13] — Лев 19:18.
20  [14] — Или: сохранил; в некот. рукописях: сохранил от юности своей.
28  [15] — См. в Словаре Колена Израиля.
29  [16] — Букв.: наследует.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.