По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда в Царстве Небесном то же самое произойдет, что случилось с десятью девами,1 которые вышли со своими светильниками встречать жениха.
2 Пять из них неразумными2 были, и пять были мудрыми.3
3 Неразумные, взяв свои светильники, не захватили с собой масла,
4 а мудрые взяли вместе со светильниками и кувшинчики с маслом.
5 Жених задержался, и девы все задремали, а потом и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте [его]!“
7 Все девы пробудились и поправили свои светильники.
8 Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам масла, а то наши светильники гаснут“.
9 Но мудрые ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас.4 Лучше сходите к тем, кто его продает, и купите себе“.
10 Пока же они ходили за маслом, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на брачный пир, и дверь за ними закрыли.
11 Приходят потом остальные девы и просят: „Господин! Господин! Открой нам!“
12 „Одно могу сказать вам, — ответил он, — не знаю я вас“.
13 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете вы ни дня назначенного, ни часа пришествия.
14 В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием.
15 Одному дал он пять талантов,5 другому — два, и третьему — только один, каждому в соответствии с их способностями, сам же уехал.
16 Тот, что получил пять талантов, тотчас пустил их в оборот и нажил еще пять.
17 Получивший два таланта таким же образом нажил еще два.
18 А тот, который получил один талант, пошел, выкопал в земле яму и спрятал в ней деньги своего господина.
19 Прошло немало времени, вернулся господин тех слуг и потребовал у них отчета.
20 Получивший пять талантов пришел и принес с собой еще пять. „Господин, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, вот еще пять, которые я нажил“.
21 „Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин Его, — ты был верен в малом, и я многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
22 Подошел и получивший два таланта. „Господин, — сказал он, — ты дал мне два таланта, вот еще два таланта, которые нажил я“.
23 „Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин его, — ты был верен в малом — многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
24 Подошел и тот, что один получил талант. „Господин, — сказал он, — я знал, что ты человек жестокий: жнешь ты там, где не сеял, и там собираешь, где не рассыпал.
25 В страхе пошел я и зарыл твои деньги6 в землю. Вот они, возьми свое!“
26 И сказал ему господин его: „Нечестивый и ленивый слуга! Так ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал?
27 В таком случае, следовало тебе отдать мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, получил я свое с прибылью.
28 Возьмите же у него и этот талант и отдайте его тому, у кого десять талантов.
29 Ибо, у кого есть, тому и еще будет дано, и дано в изобилии. У того же, у кого нет, будет взято и то, что есть у него.
30 А негодного этого слугу возьмите и выбросите вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
31 Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и с Ним все Его ангелы, сядет Он на Свой царский престол,7
32 и будут собраны перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овечье стадо от козьего.
33 Он поставит овец по правую, а козлов по левую сторону.8
34 И скажет Царь стоящим справа от Него: „Придите все, кого благословил Отец Мой! Владейте9 Царством, приготовленным для вас от сотворения мира.
35 Ибо Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришельцем был — и вы приютили Меня,
36 был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня“.
37 Тогда праведные спросят Его: „Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Когда жаждавшего Тебя напоили мы?
38 Когда мы видели Тебя пришельцем и приютили или нагого одели Тебя?
39 Когда мы навещали Тебя больного или в тюрьме посетили Тебя?“
40 И ответит им Царь: „Скажу Я вам, сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне“.
41 А тем, кто по левую сторону, скажет Он: „Уйдите прочь от Меня, проклятье на себя навлекшие.10 Ступайте в вечный огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его!
42 Ибо Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал — вы не напоили Меня,
43 пришельцем был — вы не приютили Меня, нагим Я был — вы не одели Меня, был болен и был в тюрьме — вы не навестили Меня“.
44 Они же спросят Его: „Господи, когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришельцем, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились о Тебе?“
45 Тогда Он ответит им: „Скажу Я вам, не сделав11 этого для одного из Моих меньших братьев, вы не сделали этого и для Меня“.
46 И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь».

Толкования Августина

Стих 2

Давайте поймем, возлюбленные, что притча эта ко всем нам, то есть всей Церкви, относится, а не только к духовенству, о котором говорили вчера, и не только к мирянам, но ко всем нам. А почему дев по пять? Эти пять и еще пять дев — это все души христиан. Но мы должны сказать, как чувствуем это по вдохновению Божьему, что это не любые души, но такие, которые имеют веру кафолическую и обнаруживают дела добрые в Церкви Божией. И даже о таких сказано: пять было мудрых и пять неразумных.

Проповеди 93.5Cl. 0284, 93.PL38.574.18

Стих 3

Что значит: не взяли с собою масла в сосудах своих? Что значит в сосудах своих? — В своих сердцах. Потому и говорит апостол: Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей (12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. 2Кор 1:12). Там и есть масло, ценнейшее масло: оно — от дара Божьего. Люди могут налить масло в светильники, но создать оливу люди не могут. Вот, у меня есть масло: разве ты создал его? Нет, оно от дара Божьего. Есть у тебя масло, так носи его с собой. Что значит: носи с собой? Имей его в себе, как это угодно Богу. Заметь, что неразумные девы, которые не взяли с собою масла, искали угождения людям своей воздержанностью, за которую они и зовутся девами, и добрыми делами, когда несли светильники. А если они хотят угодить людям и потому делают все то, что похвально для людей, то они и не несут масла с собой.

Проповеди 93.7−8

С1. 0284, 93.PL38.575.35.

Стих 4

Нечто великое означает масло, слишком великое. Не думаешь ли, что это любовь? Если мы пойдем этим путем, то вреда высказыванию не принесем. Я скажу вам, почему мне кажется, что масло означает любовь. Апостол говорит: Я покажу вам путь еще превосходнейший (31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. 1Кор 12:31). А также: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 1Кор 13:1). Итак, вот он — превосходнейший путь, то есть любовь, по праву названный маслом. Ведь масло держится поверх любых других жидкостей. Налей воды, влей туда масло — и масло останется сверху. Налей масла, влей в него воды — и масло снова останется сверху. Если сохранишь обычный порядок, масло будет сверху; если изменишь порядок [следования], оно опять будет сверху. Любовь никогда не перестает (8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 1Кор 13:8).

Проповеди 93.4С1. 0284, 93.PL38.574.37.

Стих 5

Жених замедлил. Тогда задремали все и уснули. Что значит все? Мудрые и неразумные — все задремали и уснули. Подумаем, хорош ли сон этот? Что сон этот означает? Может ли это означать, что во время задержки жениха по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; Мф 24:12)? Не так ли нам следует понимать этот сон? Мне не нравится такое объяснение, и скажу, почему. Потому что среди них и мудрые. А когда Господь говорил: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, то к этому Он прямо добавил: претерпевший же до конца спасется (13 претерпевший же до конца спасется. Мф 24:13). Где же эти мудрые? Разве нет их среди тех, которые претерпят до конца? Но они и не были бы допущены туда, если бы не претерпели до конца. Никакого охлаждения любви в них не произошло, любовь в них не охладела — она в них пылает до самого конца. А поскольку она пылает в них до конца, то для них открыты ворота жениха, то им сказано, чтобы входили, как тому превосходному рабу1 сказано было: войди в радость господина твоего (21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Мф 25:21, 23). Итак, что же значит: все уснули ? Есть и другой сон, которого никому не избежать. Не помните ли, как апостол сказал: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 1Фес 4:13). Почему же они названы усопшими2 , вместо того чтобы назвать их умершими каждого в свое время? Они бы и не были названы так, если бы не предстояло им восстать. Потому сказано, что они уснули. Ты думаешь, если она мудра, то ей не придется умереть? Неразумна дева, или мудра — всех ожидает сон смерти.

Примечания

  • 1 — В притче о талантах.
  • 2 — В латинском тексте на месте русского «об умерших» стоит слово "dormientes", буквально означающее "спящие».

Проповеди 93.5С1. 0284, 93.PL38.575.57.

Стих 6

Почему же в полночь? Потому что в это время не надеются, в это время не верят: ночь — это время незнания. Некто исчислит для себя: вот, от Адама прошло так много дней, и шесть тысяч лет совершилось 1 теперь наступает, как подсчитали некоторые толкователи, день суда. Но подобные расчеты приходят и уходят, а пришествие жениха все откладывается. Вот и девы, вышедшие навстречу ему, теперь спят. Но как раз когда не надеются, когда говорят: Его ожидали шесть тысяч лет, и они прошли; как нам знать, когда Он придет? — он и придет в полночь. Что значит в полночь? Значит, придет, когда ты не будешь знать.

Примечания

  • 1 — Представление о том, что род человеческий завершится через шесть тысяч лет, было широко распространено среди ранних христиан: тысячелетие соответствовало каждому из шести дней творения, к ним прибавляется седьмое тысячелетие как эсхатологический день покоя. Августин отвергает подобные хронологические исчисления и предостерегает своих слушателей от того, чтобы возлагать на них надежды и ожидания.

Проповеди 93.7С1. 0284, 93.PL38.576.46.

Стих 8

Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Они просили того, к чему привыкли, — светить от чужого масла, искать чужой похвалы.

Проповеди 93.8

С1. 0284, 93.PL38.577.40.

Стих 9

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Это ответ не дающих совет, а упрекающих. Почему они рассержены? Потому что были мудрыми, потому что мудрость была в них. Они не своей мудростью были мудры, но была в них та мудрость, о которой написано в некоем Писании, что мудрость скажет отвергшим ее, когда они впадут в зло, о котором она их предупреждала: За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; Притч 1:26). Пойдите лучше к продающим и купите себе — вы, никогда не желавшие жить добропорядочно, но лишь ради похвалы от людей, продававших вам масло. Кто они — продававшие масло? Это те, кто продает похвалы. А кто же их продает, как не льстецы? Сколь же лучше было бы для вас не соглашаться молчаливо с льстецами, а носить масло внутри себя и ради доброй совести вершить дела добра. Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать. Мы же масла не дадим. Почему? Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. Что значит: не случилось недостатка? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о нем Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: Прости нам долги наши, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: как и мы прощаем должникам нашим (12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; Мф 6:12). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра — однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть.

Проповеди 93.8−9С1. 0284, 93.PL38.578.4.

Стих 10

Не стоит удивляться, что именно когда они пошли покупать, когда искали похвалы, [тогда] и не находи-ли; когда искали утешения и не находили — вот тогда двери затворились, пришел жених, и невеста, Церковь, прославлена была со Христом, собрав всех членов своих воедино.

Проповеди 93.9

С1. 0284, 93.PL38.579.24.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Царство Небесное можно сравнить с десятью девами.
2  [2] — Или: глупыми/безрассудными.
2  [3] — Или: умными.
9  [4] — Друг. возм. пер.: как бы не оказалось недостатка у нас и у вас.
15  [5] — Талант — наибольшая в то время денежная единица. См примеч. к 18:24.
25  [6] — Букв.: твой талант.
31  [7] — Букв.: на престоле славы Своей.
33  [8] — Обычно в Палестине козы и овцы днем паслись вместе, а на ночь разделялись пастухом на два отдельных стада.
34  [9] — Букв.: наследуйте.
41  [10] — Букв.: проклятые. В отличие от благословения, которое исходит от Бога (ср. ст. 34), это проклятие и, как следствие, наказание явилось результатом выбора тех, кто не захотел творить добро.
45  [11] — Или: поскольку вы не сделали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.