По Матфею 8 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Когда сошел Иисус с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И тут подошел к Нему прокаженный; упав пред Ним на колени, он сказал: «Господи! Ты ведь можешь меня очистить, если захочешь».
3 Иисус протянул руку и прикоснулся к нему. «Хочу, — сказал Он. — Будь чист!» И тотчас очистился тот от проказы.1
4 «Смотри, никому не говори, — сказал ему Иисус, — но иди, покажись священнику и принеси в жертву дар, какой повелел Моисей, чтобы и другие священники убедились, что ты исцелился».
5 Когда же Иисус вошел в Капернаум, подошел к Нему с просьбой центурион.
6 «Господи! — сказал он. — Слуга мой, разбитый параличом, лежит дома и жестоко страдает».
7 «Я приду, исцелю его», — сказал ему Иисус.
8 «Господи, — ответил на это центурион, — недостоин я, чтобы Ты вошел в мой дом. Но скажи лишь слово, и слуга мой будет исцелен.
9 Я ведь и сам в подчинении, в то же время и у меня под началом воины. Когда говорю одному из них: „Пойди!“ — он идет, другому: „Иди сюда!“ — и он приходит, говорю рабу своему: „Сделай то-то!“ — и он делает».
10 Услышав это, Иисус восхитился и сказал идущим за Ним: «Воистину, ни у кого в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и займут свои места с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.
12 А те, кто должен был наследовать Царство,2 низвергнуты будут во тьму,3 где будет плач и скрежет зубовный».
13 «Ступай! — сказал Иисус центуриону. — Пусть будет тебе по вере твоей». И слуга [его] был исцелен в тот же час.
14 Иисус пришел в дом Петра и увидел его тещу, лежащую в горячке.
15 Он прикоснулся к ее руке, и жар у нее спал. Она поднялась и стала прислуживать Ему.4
16 С наступлением вечера привели к Иисусу множество одержимых бесами. Он словом Своим изгнал духов и исцелил всех больных;
17 это произошло во исполнение сказанного через пророка Исайю:

«Он взял на Себя немощи наши
и прочь унес наши болезни».5

18 Иисус, увидев вокруг Себя толпу народа, велел переправляться на другой берег.
19 К Нему подошел тогда один из книжников и сказал: «Учитель, я хочу следовать за Тобой, куда бы Ты ни шел».
20 Иисус ответил ему: «У лисиц есть норы, и у птиц поднебесных — гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить».
21 Другой, ученик [Его], сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего».
22 Иисус же возразил ему: «Следуй за Мной и предоставь мертвецам хоронить своих мертвых!»
23 Иисус вошел в лодку. Ученики Его последовали за Ним.
24 Внезапно на море поднялась такая большая буря, что лодку захлестывало волнами. А Иисус в это время спал.
25 Приблизившись к Нему, ученики разбудили Его. «Господи, — кричали они, — спаси! Погибаем!»
26 «Что же вы оробели? — сказал Он им. — Как мало веры у вас!» Он встал и усмирил ветры и море — наступила полная тишина.
27 Все были потрясены. «Кто же Он такой? Даже ветры и море повинуются Ему!» — говорили они.
28 Когда Иисус оказался на другом берегу, в земле гадаринской,6 навстречу Ему из могильных пещер вышли двое. Были они одержимы бесами и настолько свирепы, что никто не мог пройти той дорогой.
29 «Что Тебе нужно от нас, Сын Божий? — закричали они. — Ты пришел сюда мучить нас раньше времени?»
30 Вдали от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы стали просить Его: «Если Ты изгонишь нас, пусти нас7 в это стадо свиней».
32 «Идите», — ответил им Иисус. Оставив одержимых, бесы вошли в свиней. В тот же миг всё стадо ринулось с кручи в море и погибло в волнах.
33 Свинопасы побежали в город и рассказали там обо всём, что случилось с одержимыми.
34 Тогда весь город вышел навстречу Иисусу. И, увидев Его, они попросили, чтобы Он не заходил в их город и покинул его окрестности.

Толкования Августина

Стих 8

Когда Господь Иисус пообещал, что придет в дом сотника, чтобы излечить его слугу, тот ответил: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Называя себя недостойным, он обнаружил свое достоинство, чтобы Христос вошел не только в стены его дома, но и в его сердце.

И он не сказал бы этого с такой верой и смирением, если бы не носил в сердце Того, Кого трепетал впустить в свой дом. Ведь не было бы большой пользы, если бы Господь Иисус вошел в его стены, но не был в его сердце. Ибо Учитель смирения и словом, и делом возлежал также в доме некоего надменного фарисея по имени Симон. Но хотя Он возлежал в его доме, в его сердце Сын Человеческий не имел, где преклонить голову (20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Мф 8:20).

Стих 10

Итак, этот человек был из язычников, ибо он был сотником. Среди еврейского народа тогда уже находилось войско Римской империи. Он командовал там воинами, поскольку смог стать сотником. Будучи подвластным, он обладает властью; находясь в подчинении, он покорен, но управляет подчиненными. Хотя Господь был среди иудейского народа (пусть ваша любовь поневоле обратит на это особое внимание), Он уже предвозвещал будущую Церковь во всей вселенной, в которую пошлет [затем] апостолов. Язычники Его Самого не увидели и не уверовали в Него. Его узрели и встретили иудеи. И хотя телесно Господь не вошел в дом сотника, однако, отсутствуя телесно, Он исцелил и его веру, и сам дом, присутствуя Своим величием. И подобным образом телесно Господь явился только среди иудейского народа. Среди других же народов Он не родился от Девы, не страдал, не странствовал, не проповедовал, не совершал божественные чудеса. Ничто из этого не происходило среди прочих народов: но однако через [сотника] должно было исполниться сказанное: Народ, которого я не знал, служит мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; Пс 17:44). Каким же образом, если он не знал? По одному слуху о мне повинуются мне (45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:45).

Стих 11

Посмотрите: о чем вы слышали из Евангелия как о будущем, происходит уже тогда. Поэтому говорю вам: благодаря похвальной вере сотника, хотя и чуждому по плоти, но своему по сердцу. Поэтому, сказано, многие придут с востока и запада. Не все, но многие. Наконец, сами [слова] с востока и запада, эти две части [света] означают весь мир. Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю. Сыны царства — это иудеи. Почему они названы сынами царства? Потому что получили закон, к ним были посланы пророки, у них был Храм и священство, они праздновали прообразы всех будущих [событий]. И хотя они славили прообразы этих событий, их наступление они не признали. Вот почему Христос говорит, что сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Мы видим отверженных иудеев и видим христиан с востока и запада, призванных на некое небесное пиршество возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, где хлеб — праведность, а питье — премудрость.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Словом «проказа» в библейские времена назывались многие заразные кожные заболевания.
12  [2] — Букв.: а сыны Царства.
12  [3] — Букв.: во тьму внешнюю.
15  [4] — В некот. рукописях: им.
17  [5] — Ис 53:4.
28  [6] — В некот. рукописях: гергесинской/герасинской.
31  [7] — Букв.: пошли нас; в некот. рукописях: позволь нам войти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.