По Марку 12 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 И Он стал говорить им в притчах:1 «Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
2 Во время сбора урожая послал он к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из виноградника,
3 но те, схватив слугу, избили его и выгнали, не дав ему ничего.
4 Он послал к ним другого слугу, но того они и по голове били, и глумились над ним.
5 Хозяин послал еще одного — они взяли и убили его. Он посылал и многих других: одних они избивали, других — убивали.
6 Еще один был у него, кого он мог послать: сын его возлюбленный. Он послал его к ним последним, говоря себе: „Уж сына-то моего они уважат“.2
7 Но те виноградари сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его, и наследство станет нашим!“
8 И, схватив его, убили и выбросили из виноградника.
9 Что сделает [теперь] хозяин виноградника? Придет он и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.
10 Или вы никогда не читали в Писании:

Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем;

11

Господом сделано это,
и чудом кажется нам3

12 Они поняли, что о них говорил Он эту притчу, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Оставив Его, они ушли.
13 И подослали к Нему некоторых из фарисеев и приверженцев Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
14 Они пришли и сказали Ему: «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.4 Скажи нам, позволительно ли платить налог кесарю или нет? Платить нам или не платить?»
15 Он же, зная их лицемерие, сказал им: «Зачем расставляете Мне сети? Покажите Мне денарий».
16 Они принесли один денарий, и Он спросил их: «Чье это изображение и надпись?»
«Кесаря», — ответили они Ему.
17 Тогда Иисус сказал им: «Так и отдавайте: кесарево — кесарю, а Божие — Богу!»
Этот ответ их очень удивил.
18 Также и саддукеи,5 которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, пришли к Иисусу и спросили Его:
19 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат умрет бездетным и оставит жену свою вдовой, то пусть другой брат его возьмет ее в жены и продолжит род брата своего“.6
20 Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив после себя детей;
21 тогда второй взял ее в жены, но также умер бездетным. Также и третий и остальные,
22 и у всех семерых не было детей. После всех умерла и жена.
23 А при воскресении мертвых [когда воскреснут они], чьей женой она будет? Ведь все семеро были женаты на ней».
24 Иисус же сказал им: «Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо когда воскреснут мертвые, не будут ни жениться, ни выходить замуж, но как ангелы будут в Небесах.
26 А о том, что мертвые воскресают,7 разве не читали вы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?“8
27 Он — не мертвых Бог, а живых. Вы сильно заблуждаетесь».
28 Тогда к Нему подошел один из книжников, который слышал эти рассуждения, и, заметив, как хорошо отвечал им Иисус, спросил Его: «Из всех заповедей какая самая главная?»
29 Иисус ответил: «Первая заповедь такая: „Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь единый,
30 и ты люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, и всей душою своею, и всем умом своим, и всеми силами своими“.9
31 А вторая: „Ближнего своего люби, как самого себя“.10 Важнее этих заповедей нет».
32 И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель! Верно Ты сказал, что Господь един и нет другого, кроме Него,
33 и что любить Его всем сердцем, всем разумом11 и всеми силами, и ближнего любить, как себя самого, — важнее всех жертв всесожжения и остальных жертв».
34 Иисус, увидев, что тот так разумно ответил, сказал ему: «Недалеко ты от Царства Божьего». Больше никто не решался задавать Ему вопросы.
35 Позже, когда Иисус учил в Храме, Он сказал: «Как могут книжники говорить, что Мессия12 — сын Давидов?
36 Ведь сам Давид, движимый Духом Святым, провозгласил:

Сказал Господь Господу моему:
Сядь по правую руку Мою,
доколе не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим“.13

37 Давид сам называет Его Господом, как же Он тогда может быть сыном его?»
Большая толпа народа охотно слушала Иисуса.
38 Учив их, Он говорил: «Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,14
39 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
40 Они наживаются за счет15 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
41 Сев напротив храмовой сокровищницы, Он смотрел, как народ опускает в нее монеты. Многие, богатые люди, клали помногу;
42 и одна бедная вдова, подойдя, положила лишь две лепты, что равняется одному кодранту.16
43 Тогда Иисус, подозвав учеников Своих, сказал им: «Поверьте Мне, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал деньги в сокровищницу.
44 Ибо все они от избытка своего положили, а она, при всей своей бедности, положила всё, что было у нее на жизнь».

Толкования Августина

Стих 7

Глупцы! Каким же образом станет вашим наследство? Потому что вы убили Его? Пускай убили Его, но наследство не будет вашим. Неужели вы думаете, что Спящий не восстанет?

Он спал, когда вы ликовали, убив Его. Вот и в другом псалме говорит: «Я спал»1. Они неистовствовали и хотели убить меня, Я же спал: ибо если бы не желал, не спал бы. Я сплю, потому что имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее (17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Ин 10:17.). «Я ложился, спал и восставал»2. Так пусть неистовствуют иудеи, пусть будет земля отдана в руки нечестивых, пусть повесят на древе, прибьют гвоздями, пронзят копьем (Ср. 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; Мф 27:63; 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Мк 8:31, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Мк 10:34; 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Лк 18:33.): разве Спящий не восстанет!? (Ср. 14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Еф 5:14; 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Рим 6:4.)

Примечания

  • 1 — 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс 3:6 (в переводе Вульгаты).
  • 2 — См. сноску
  • 1 —

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 38.40.10.3 [CCSL 38:456].

Стих 16

Образ императора на монете отличен от его образа в его сыне: и здесь и там — образ, однако на монете он иной. Один в сыне, и другой на золотой чеканке. Вот и ты — монета Божия, однако насколько лучшая, ибо и разумением, и всей жизнью ты знаешь, Чей образ в себе несешь и по Чьему образу создан! (Ср. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт 1:26−27; 2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 2Кор 3:2−3.) Обычная же монета не знает, что несет на себе образ Царя.

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 9.41.351 [CCSL 41:125−6].

Стих 17

Мы — монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено1. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Ср. 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:21; 25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Лк 20:25.). Кесарю — монеты, Богу — самих себя.

Примечания

  • 1 — Т. е. образ Божий.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 40.9.36 [CCSL 36:355−6].

***

Кесарь ищет образ свой — возвращайте! Бог ищет образ Свой — возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его.

И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их (Ср. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Пс 3:7.).

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.57.11.49 [CCSL 39:719].

Стих 24

У людей, не знающих ни Писания, ни силы Божией (Ср. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, Мф 22:29.), нет этой надежды, которая восстанавливает утраченное, оживляет умершее, освежает испорченное, соединяет разделенное, бесконечно хранит тленное и бренное. Господь обещал это сделать и, уже совершив обещанное, дал нам веру.

Так пусть говорит с тобой об этом твоя вера и не обманется надежда твоя, если даже любовь твоя изнывает ныне! Об этом размышляй, этим обильно и верно утешайся!

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 263.57.4.634.11.

Стих 31

В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это — мудрость; ничем не отвернуться от этого — крепость; не соблазниться — воздержанность; не возгордиться — праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это — Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (Ср. Пс 138.), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (Ср. 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. 1Кор 15:33.).

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 155.44.4.443.7.

Стих 37

Не умирало то, через что была создана Мария; умирало то, из чего она была создана. Не умирала вечность божественности, умирала немощь плоти. Он ответил так, чтобы верующие могли понять разницу: Кто и через кого пришел. А пришел через женщину-мать Бог и Господь неба и земли. Будучи Господом мира и Господом неба и земли, Он, конечно же, и Господь Марии. Будучи Творцом неба и земли, Он является также и Творцом Марии. В соответствии же со сказанным: Родился от жены, подчинился закону (4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, Гал 4:4.), Он — Сын Марии. Господь Марии, Сын Марии, Марии Творец, рожден от Марии. Не удивляйся, что Он и Сын, и Господь, и не только Марии, но и, как сказано, Сын Давида; и потому Сын Давида, что Он — Сын Марии. Услышь апостола, сказавшего ясно: Который родился от семени Давида по плоти (3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти Рим 1:3.). Услышь и то, что Он Господь Давида, о чем пусть сам Давид здесь говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Пс 109:1.). Господь Сам говорил об этом иудеям, когда опровергал их (Ср. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Мф 22:41−46; 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк 20:41−44.). Как Давида Он Сын и Господь — Сын Давида поплоти, Господь же Давида по Божеству, — так же Марии Он Сын по плоти и Господь Марии по величию.

То есть не была она матерью Его Божества, но через Его Божество должно было свершиться чудо, о котором она просила, а Он ей ответил: Что Мне и Тебе, Жено? (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.) И чтобы не думала, что Я не принимаю Тебя как Мать: Еще не пришел час Мой (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.). Я узнаю Тебя, когда немощь, которой Ты мать, окажется на кресте.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 8.9.22 [CCSL 36:87−8].

***

Слова Господа, поставленные двумя евангелистами вслед за ответом книжника, следует понимать как произнесенные для того, чтобы слушающих наставить относительно Его власти и чтобы отвратить их от учения книжников, которые о Христе знали лишь то, что по плоти Он от семени Давида. Не ведали они, что Он — Бог и потому есть Господь даже Давида.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.74.143.246.16.

Стих 43

Что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния (Ср. 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:1−10.), и вдова за две лепты, и оба равно станут владеть им? Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного — сосудом холодной воды? (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42.)

Августин Иппонский, Толкования Псалмов. С1. 0283, 40.111.3.5 [CCSL 40:1627].

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: говорить им притчами.
6  [2] — Или: устыдятся сына моего.
11  [3] — Пс 118 (117):22−23.
14  [4] — Букв.: Ты истинен и ни от кого не зависишь (во мнении), ибо не смотришь на лицо людей, а воистину учишь пути Божьему.
18  [5] — См. в Словаре Саддукеи.
19  [6] — Втор 25:5,6.
26  [7] — Или: пробуждаются/поднимаются.
26  [8] — Исх 3:2,6. См. в Словаре Авраам, Исаак и Иаков.
30  [9] — Втор 6:4,5; некот. рукописи добавляют: вот первая заповедь.
31  [10] — Лев 19:18.
33  [11] — Некот. рукописи добавляют: и всей душой.
35  [12] — Греч.: Христос.
36  [13] — Пс 110 (109):1.
38  [14] — Или: народных собраниях.
40  [15] — Букв.: поедают дома.
42  [16] — Кодрант — самая мелкая римская медная монета в эпоху НЗ.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.