По Марку 8 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни вокруг Иисуса вновь собралось много людей, а есть им было нечего. Тогда Он подозвал к Себе учеников и сказал им:
2 «Жаль Мне людей, ибо вот уже три дня они со Мной, а есть им нечего.
3 Если отпущу их голодными домой, они ослабеют в пути, ведь некоторые из них пришли издалека».
4 «Где же в этой пустыне можно найти столько хлеба, чтобы накормить всех?» — ответили Ему ученики Его.
5 Тогда Он спросил их: «Сколько у вас хлеба?»
«Семь хлебов », — ответили они.
6 И Он велел народу сесть на землю. Иисус взял эти семь хлебов, воздав благодарение Богу, разломил и стал раздавать ученикам Своим, чтобы те разносили хлеб людям; и они стали разносить.
7 Также было у них несколько рыбок. Иисус велел и их раздать после того, как Он произнес над ними благодарственную молитву.
8 Все ели и насытились, и оставшихся кусков собрали семь корзин.
9 Людей же было около четырех тысяч. Отпустив их,
10 Он тут же вошел в лодку вместе со Своими учениками и отправился в земли Далмануфы.
11 Там подошли к Иисусу фарисеи и стали спорить с Ним. Желая испытать1 Его, они требовали от Него знамения с неба.
12 Он тяжело вздохнул и сказал: «Почему это поколение требует знамения? Заверяю вас, никогда не будет дано знамение этому поколению».
13 И, оставив их, Он снова сел в лодку и отправился на другой берег.
14 Ученики забыли взять с собой хлеб, и в лодке у них была всего лишь одна лепешка.2
15 «Смотрите, — предостерегая их, сказал Иисус, — берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой!»
16 А они стали рассуждать между собой: « Это из-за того, что не взяли мы хлеба».
17 Он, узнав об этом, сказал им: «Что рассуждаете о том, что у вас нет хлеба? Неужели настолько закрыты умы ваши, что не можете вы представить себе и понять того, о чем Я говорю?
18 Глаза есть у вас — неужели вы не видите? И уши есть у вас — неужели не слышите? И разве вы не помните,
19 сколько полных корзин оставшихся кусков вы собрали, когда разломил Я пять хлебов для пяти тысяч?»
«Двенадцать», — ответили они Иисусу.
20 «А когда семь хлебов — для четырех тысяч, сколько корзин вы наполнили оставшимися кусками?»
И они сказали [Ему]: «Семь».
21 « Так неужели всё еще не понимаете?» — спросил Он их.
22 Пришли они в Вифсаиду. Там к Иисусу привели слепого и попросили прикоснуться к нему.
23 Взяв слепого за руку, Он вывел его из селения и, смочив ему глаза слюной, возложил на него руки и спросил его: «Ты видишь что-нибудь?»
24 Взглянув,3 слепой сказал: «Вижу людей: похожи они на деревья, но они ходят».
25 Иисус снова коснулся руками глаз его, тот пристально посмотрел и исцелился. Теперь он видел всё ясно.
26 Иисус отправил его домой со словами: «Ты даже в селение не заходи».4
27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения, прилегавшие к Кесарии Филипповой. По дороге спросил Он учеников Своих: «За кого принимают5 Меня люди?»
28 И они сказали Ему в ответ: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за одного из пророков».
29 «А вы, — спросил Он их, — за кого Меня принимаете?»
«Ты — Мессия!»6 — ответил Ему Петр.
30 Иисус строго наказал им никому не говорить о Нем.
31 И стал Он рассказывать им7 о том, что Сыну Человеческому надлежит претерпеть много страданий, что отвергнут Его старейшины, первосвященники и книжники, что убьют Его, но через три дня Он воскреснет.
32 Ясно и открыто говорил Он об этом. Петр же, отозвав Его в сторону, стал Ему возражать.
33 Но Иисус, обернувшись и посмотрев на других учеников Своих, укоризненно сказал Петру: «С глаз Моих уйди,8 искуситель! Не о Божьем ты думаешь, а о человеческом».
34 И, призвав к Себе народ и учеников Своих, сказал Он им: «Кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет свой крест и последует за Мной.
35 Ибо кто хочет спасти свою жизнь,9 потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня и Вести Благой, тот спасет ее.
36 Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а себе нанесет вред непоправимый?
37 Ибо что может дать человек в обмен на жизнь свою?
38 И кто из этого неверного10 Богу и грешного поколения постыдится Меня и слов Моих, того и Сын Человеческий постыдится, когда придет со святыми ангелами во славе Отца Своего».

Толкования Августина

Стих 6

Разъясняя вам Священное Писание, я как бы преломляю для вас хлеб.

Вы же, как испытывающие голод, принимайте его и воспевайте пищу сердцем хвалящим (Ср. 1 Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами* пою Тебе. //*В переводе 70-ти: пред Ангелами. Пс 137:1.). Обогатившись на пиршестве, не будьте скудными в делах добрых. Что я раздаю вам — не мое. Что вы вкушаете, вкушаю и я. Вы этим хлебом живы, жив им и я.

Проповеди. С1. 0284, 95.38.581.15.

Стих 8

Будьте правдивы и помните о корзинах: даже малые куски не пропали.

А поскольку вы принадлежите Церкви, то и они вам на пользу.

Проповеди. С1. 0284, 95.38.581.39.

Стих 10

Марк придерживается той же последовательности событий после чуда с семью хлебами, что и Матфей, однако Матфей вместо названия местности Далмануфа, встречающегося в некоторых рукописях, говорит о пределах Магдалинских. За обоими названиями, без сомнения, стоит одно и то же место. Однако большинство рукописей, включая Евангелие от Марка, не упоминают ни о какой другой местности, кроме как о пределах Магдалинских 1.

О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.51.106.215.5.

Примечания

  • 1 — См. разночтения в соответствующем месте NTG. — Прим. ред.

Стих 34

Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя! (Ср. 24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, Мф 16:24; 23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Лк 9:23.) Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить... Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь (Ср. 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Мф 11:29−30.).

Проповеди. С1. 0284, 96.38.584.48.

***

Последуй скорее этому наставлению, мой драгоценный друг 1 : возьми крест свой и следуй за Господом (Ср. 24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, Мф 16:24; 23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Лк 9:23.). Когда обратил я внимание на то, что домашние заботы отвлекают тебя от занятий божественным, то понял, что скорее крест твой несет и направляет тебя, нежели ты несешь его. Господь, повелевающий нам нести крест наш, дабы беспрепятственно следовать за Ним, разве не смертность плоти нашей крестом обозначает? Это она распинает нас, доколе смерть не поглотит ее победно (Ср. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Ис 25:8; 14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. Ос 13:14; 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор 15:54−55.). Значит, сам крест этот должен быть распят и пронзен гвоздями страха Божьего; иначе другой крест, сопротивляющийся распущенным и свободным членам нашего тела, мы не сможем нести. Следовать Господу можно только неся крест; как же ты будешь следовать за Ним, если ты не Христов?

Послания. С1. 0262, 243.57.11.578.1.

*1 Данное письмо Августина адресовано некоему Лаэту. — Прим. ред.

Стих 35

Повеление потерять свою душу не означает, что каждый из нас должен умертвить себя — это было бы неискупимым преступлением. Тем не менее оно требует от нас умертвить в душе то плотское, чем услаждается наша текущая жизнь в ущерб жизни будущей. Вот что значит «возненавидеть душу свою и потерять ее». Ценность этого проясняется, когда Господь открыто говорит нам о плодах обретения души: Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Ин 12:25.).

Послания. С1. 0262, 243.57.5.572.11.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Или: искусить.
14  [2] — Или: один хлебец.
24  [3] — Друг. возм. пер.: вновь обретя зрение.
26  [4] — В некот. рукописях: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Некот. рукописи перед этим добавляют: возвращайся домой.
27  [5] — Или: кем считают.
29  [6] — Греч.: Христос. См. в Словаре Мессия.
31  [7] — Букв.: учить их.
33  [8] — Букв.: встань позади Меня. По мнению некоторых толкователей, Христос гонит прочь от Себя сатану и напоминает Петру, ставшему в этот момент его орудием, следовать за Ним, не забегая вперед.
35  [9] — Или: свою душу; то же в ст. 37. См. в Словаре Душа.
38  [10] — Букв.: прелюбодейного.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.