По Марку 9 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 И Он сказал им: «Вот что вам скажу: некоторые из стоящих здесь не умрут, не увидев Царства Божия, явившегося в силе своей ».
2 Через шесть дней Иисус взял с Собой лишь Петра, Иакова и Иоанна и повел их одних на высокую гору. Там весь облик Его изменился у них на глазах,
3 и одежды Его стали ослепительно белыми, как снег, белее, чем кто-либо1 на земле мог бы их сделать.
4 И явились им Илия и Моисей, они беседовали с Иисусом.
5 И сказал Петр Иисусу: «Равви,2 хорошо нам здесь! Поставим мы на этом месте три шатра:3 один Тебе, Моисею другой и один Илии».
6 (Он не знал, что сказать — так перепуганы они были.)
7 Тут появилось облако и покрыло их, и послышался из облака голос: «Это Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте!»
8 И, оглянувшись, вдруг никого, кроме одного Иисуса, рядом с собой уже не увидели.
9 А когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 Они держались этого повеления,4 но между собой обсуждали, что значит: «воскреснуть из мертвых».
11 И они спросили Его: «Почему же книжники говорят, что сначала должен прийти Илия?»
12 Он же сказал им: « Верно, прежде должен прийти Илия и всё восстановить. Тогда почему написано о Сыне Человеческом, что предстоит Ему много пострадать и быть униженным?
13 Я говорю вам: Илия уже пришел, и с ним поступили по своему произволу, как и написано о нем».
14 Когда они пришли к остальным ученикам, то увидели большую толпу народа, окружившую их, и книжников, спорящих с ними.
15 Как только люди увидели Иисуса, они, удивленные, с восторгом побежали приветствовать Его.
16 Он спросил их: «Что за спор у вас?»
17 «Учитель, — ответил Ему некто из толпы, — я привел к Тебе сына своего. В нем дух, что людей немыми делает,5
18 и когда этот дух хватает его и бросает оземь, он испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет. Я просил учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, но они не смогли».
19 Иисус же сказал: «О поколение без веры, доколе Мне быть с вами? Сколько буду вас терпеть? Приведите его ко мне!»
20 Мальчика привели, и как только нечистый дух увидел Иисуса, он тотчас вызвал у мальчика приступ, и тот, упав, катался по земле, испуская пену.
21 Иисус спросил его отца: «И давно это у него?»
« Еще с самого раннего детства, — ответил отец. —
22 Часто дух пытался погубить его, бросая то в огонь, то в воду. И если Ты что-то можешь сделать, помоги нам! Смилуйся над нами!»
23 « Ты говоришь: „Если можешь?“ Верующему6 всё возможно», — ответил ему Иисус.
24 «Верю! — тотчас воскликнул7 отец ребенка. — Помоги моему неверию!»
25 Иисус же, увидев, что собирается толпа, строго сказал духу нечистому: «Дух немоты и глухоты! Велю тебе: выйди из этого мальчика и больше никогда не входи в него!»
26 Закричав и вызвав сильные судороги в теле ребенка, дух вышел. И тот стал как мертвый, так что многие говорили: «Он умер».
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял, и тот встал.
28 Когда Иисус вошел в дом, ученики наедине спросили Его: «Почему мы не могли изгнать духа?»
29 И Он ответил им: «Духов нечистых8 ничем нельзя изгнать, кроме как молитвой».9
30 Уйдя оттуда, проходили они через Галилею, и Иисус не хотел, чтобы кто-нибудь узнал о том,
31 потому что Он наставлял Своих учеников и говорил им: «Сын Человеческий будет предан в руки людей, и они убьют Его, но через три дня после того, как убьют Его, Он воскреснет».
32 Но они не поняли того, что Он сказал, а спросить Его боялись.
33 Так они пришли в Капернаум, и, войдя в дом, Он спросил их: «О чем вы говорили дорогой?»
34 Но они молчали, так как дорогой они спорили друг с другом, кто из них самый главный.
35 Тогда Иисус сел, подозвал к Себе Двенадцать и сказал им: «Тот, кто хочет быть первым, должен стать среди всех последним и слугой для всех».
36 И, взяв ребенка, Он поставил его посреди них, обнял его и сказал им:
37 «Кто принимает такое дитя во имя Мое, Меня принимает, а кто принимает Меня, тот не только Меня принимает, но и Пославшего Меня».
38 Иоанн сказал Ему: «Учитель, мы видели одного человека, именем Твоим изгоняющего бесов,10 и попытались остановить его, потому что он не с нами».
39 Но Иисус сказал: «Не мешайте ему! Всякий, кто именем Моим творит чудо, не сможет вскоре злословить Меня.
40 Кто не против нас, тот за нас.
41 Если кто напоит вас чашей воды, потому что вы последователи Мессии,11 можете быть уверены, тот не потеряет награды своей.
42 А если станет кто причиной падения12 хотя бы одного из малых сих, верующих [в Меня], лучше бы тому было, чтобы бросили его в море с жерновом на шее.
43 И если рука твоя тебя на зло влечет, отруби ее! Лучше тебе без руки войти в жизнь, чем с двумя руками попасть в геенну,13 в огонь неугасимый.
44 [отсутствует] 14
45 И если нога твоя тебя на зло влечет, отруби ее! Лучше тебе без ноги войти в жизнь, чем с двумя ногами быть брошенным в геенну.15
46 [отсутствует]
47 И если глаз твой тебя на зло влечет, вырви его! Лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, чем с двумя глазами быть брошенным в геенну,16
48 где

червь пожирающий не умирает
и огонь не гаснет.

49 Каждый должен огнем просолиться.17
50 Соль хороша. Но если станет она пресной, как сделаете вы ее соленой? Имейте в себе соль и храните мир между собою!»

Толкования Августина

Стих 1

Исключая день, в который Иисус это произнес,1 и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: дней через восемь2 , принимая тем самым часть за целое.

О согласии евангелистов.

Примечания

  • 1 — См. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Мк 9:1
  • 2 — См. 28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Лк 9:28

Стих 3

Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Он для сердец.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.490.53.

Стих 7

Там был Моисей, был Илия. Не сказано: «Они — сыновья Мои возлюбленные».

Одно дело — Единственный Сын, другое — усыновленные. Он повелел все то, что принесло славу закону и пророкам.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.491.41.

Стих 24

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле? (8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Лк 18:8.) Он сказал это о вере совершенной — такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна? (Ср. 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Мф 17:20, 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; Мф 21:21.) Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Лк 17:5.). Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи; несовершенная вера — когда говорит: ...помоги моему неверию (Ср. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, Евр 10:12.).

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.42.

***

Когда не хватает веры, молитва погибает. Кто же молится о том, во что он не верит? Так и блаженный апостол, поощряя молитву, говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Деян 2:21; Ср. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Рим 10:13.). Показывая, что вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет), он говорит: Но как же они призовут Того, в Кого не поверили? (14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Рим 10:14.) Потому будем верить, чтобы молиться (Ср. 24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. Мк 11:24; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф 21:22.), и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.19.

Стих 34

Взгляните на дерево: оно укрепляется сначала внизу, чтобы затем расти ввысь. Оно укрепляет свой корень в земле1 , чтобы вершина устремилась в небо. Разве не опирается оно на то, что внизу?2 А ты хочешь горнего достичь без любви ( Ср. 12 Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч 18:12) — то есть без корня устремляешься в небо? Но это падение, а не рост!

Примечания

  • 1 — Лат. in humili. — Прим. Ред.
  • 2 — Лат. in humilitate.— Прим. Ред.

Проповеди. Cl. 0284, 117.38.671.39.

Стих 38

Человека, о котором рассказывал Иоанн и по поводу которого Господь произнес последующие слова, не следует противопоставлять сообществу учеников, как если бы он был еретик, который отвергал это сообщество. Напротив, он был из числа тех, кто еще не решился приобщить себя к таинствам христовым, но кто имени христианина благоволит. Люди такого рода даже поддерживают христиан и оказывают им услуги только потому, что те — христиане. Это о них Господь говорит, что они не потеряют награды своей (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42). И не потому, что они могут чувствовать себя в безопасности по причине расположения, которое они оказывают христианам, — ведь и Христовым крещением они еще не очищены и в союз с Ним не приняты. Тем не менее они настолько руководствуются милосердием Божием, что, пребывая такими, могут безопасно покинуть век сей. Еще до того, как они присоединятся к числу христиан, такие люди действительно являются более полезными, нежели те, кто, получив имя христианина и доступ к Христовым таинствам, дают такие советы, что, если следовать им, попадешь в вечную погибель.

Источник: О согласии евангелистов . С1. 0273, 4.6.7.401.20.

***

Нечто от кафоличности может быть и вне Церкви, и имя Христово может пребывать вне Христовой общины, как это случилось, например, когда именем Христа изгонял бесов тот, кто не ходил с учениками. С другой стороны, и в Церкви может существовать притворство: например, среди тех, кто веку сему возвещает словами, но не делами, хотя само притворство и не кафолично. Подобно тому как в Церкви встречается то, что не кафолично, так и вне ее можно встретить то, что кафолично.

О крещении. С1. 0332, 7.39.77.363.5.

Стих 39

Не следует смущаться, когда божественная сила проявляет себя через людей, которые не принадлежат или пока еще не принадлежат к Церкви, то есть через тех, в которых не обитает или пока еще не обитает Бог, как это было в случае с тем, кто именем Христа изгонял бесов, хотя сам еще не был Его учеником (Ср. 49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Лк 9:49). Сам Христос позволил ему продолжать, поскольку многим людям он засвидетельствовал имя Христа. Господь говорит, что в последний день многие скажут: «Именем Твоим мы творили многие чудеса». Не ответил бы им на это: «Не знаю вас» (Ср. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7:22−23), если бы они уже принадлежали к Божьему храму, нахождение в котором и делает блаженными. Сотник Корнилий, который еще до своего полного обновления был принят в этот храм, видел посланного к нему ангела, который сказал ему, что молитвы его услышаны и жертвы приняты (Ср. 3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! 4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Деян 10:3−4).

Послания. С1. 0262, 187.57.12.113.20.

Иное толкование

Те, кто строго держатся предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого (Ср. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Мф 7:6, 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мф 15:26; 27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мк 7:27), считать язычником презирающего Церковь, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн (Ср. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Мф 5:30, 8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Мф 18:8−9; 42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает. Мк 9:42−48). Эти люди настолько будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделять зерна от плевел (Ср. 29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф 13:29−30.). Однако, будучи ослеплены таким заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом.

О вере и делах. С1. 0294, 4.6.41.9.

Например, тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: «Не запрещайте ему». Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви ‹…›

См. 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23

Источник: "О согласии евангелистов". Глава V

Стих 40

Оба выражения истинны: и то, где Он говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23), — и то, где говорит: Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Это трудно понять иначе, как необходимость укрепляться в почитании имени Христова, что не против Церкви, но за нее. В разделении же следует обвинить того, кто собирает и расточает, чтобы, придя в Церковь, он брал там не то, что уже имеет, но очищался от заблуждений.

О крешении. С1. 0332, 1.7.9.155.5.

***

Кафолическая Церковь не осуждает таинства, общие для нее и для еретиков: в таинствах они с нами, а не против нас (Ср. 50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Однако она осуждает и запрещает разделения и любые суждения еретиков против мира и истины. В этом они против нас, потому что не с нами, потому что не собирают с нами, а следовательно, расточают (Ср. 30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23).

О согласии евангелистов. С1. 0273, 4.5.6.400.10.1

Примечания

  • 1 — Для более подробного знакомства с учением Августина о Церкви и таинствах см., например, его книгу О крещении (De baptismo contra Donatistas). Донатисты, с которыми полемизировал Августин, настаивали на перекрещивании еретиков и схизматиков и считали, что действенность таинств зависит от святости совершающих их клириков. — Прим. ред.

Стих 42

В одном и том же месте Он трижды повторяет те же слова 1. Кто не устрашится от такого повтора и такой угрозы наказания, весомо звучащей из уст Божиих?

О граде Божием. Сl. 0313, 48.21.9.16 [CCSL 48:774].

Примечания

  • 1 — Т.е. слова «лучше тебе» в 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, Мк 9:43−47.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: сукновал — во времена НЗ он полностью обрабатывал материал: промывал, валял и отбеливал шерсть.
5  [2] — См. в Словаре Равви.
5  [3] — Греч. скэнэ — палатка, шатер, шалаш.
10  [4] — Или: они следовали этому указанию.
17  [5] — Букв.: дух немой.
23  [6] — В некот. рукописях: если можешь веровать, верующему.
24  [7] — Некот. рукописи добавляют: со слезами.
29  [8] — Букв.: этот род.
29  [9] — Некот. рукописи добавляют: и постом.
38  [10] — Некот. рукописи добавляют: но не следующего за нами.
41  [11] — Букв.: потому что вы Христовы.
42  [12] — Или: камнем преткновения.
43  [13] — См. в Словаре Геенна.
44  [14] — Некот. рукописи добавляют ст. 44 и 46, которые читаются так же, как ст. 48.
45  [15] — Некот. рукописи добавляют: в огонь неугасимый.
47  [16] — Некот. рукописи добавляют: огненную.
49  [17] — Некот. рукописи добавляют: и каждая жертва просолится солью. Ср. Лев 2:13.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.