По Иоанну 10 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 «Поверьте Мне,говорил Иисус, — всякий, кто входит в овчарню не через дверь, а иным путем проникает, тот вор и разбойник.
2 Пастух входит к своим овцам через дверь.1
3 Его впускает привратник, и овцы узнают2 голос его. Каждую из овец называет он по имени и одну за другой выводит из овчарни.
4 После того, как выведет всё стадо свое, сам идет впереди, а овцы следуют за ним, потому что знают его голос.
5 За чужим ни за что не пойдут они, побегут от него, потому что голос чужака им незнаком».
6 Вот такую притчу рассказал им Иисус, но они не поняли, о чем говорил Он.
7 Тогда еще сказал им Иисус:

«Верьте Мне, Я и есть3 та дверь к овцам.4

8

Все, сколько ни приходило их [до Меня],
все были воры, разбойники, и овцы не послушались их.

9

Я — дверь.
Кто через Меня войдет в овчарню,
тому ничто не грозит.5
Войдет он и выйдет и пастбище найдет.

10

Вор с одной приходит целью:
украсть, убить и погубить.
Я же пришел жизнь им дать —
жизнь во всей ее полноте.6

11

Я — настоящий Пастырь.7
Кто истинно печется об овцах своих,
жизнь отдаст за них.8

12

А наемник, завидев приближающегося волка,
прочь убегает, бросая овец,
не пастух ведь он, и овцы для него чужие.
Волк набрасывается на какую-то из них и разгоняет всё стадо,

13

а всё потому, что наемник он, нет ему дела до овец.

14

Я же — истинный Пастырь.
Знаю Я овец Моих, и они Меня знают,

15

подобно тому, как знает Меня Отец, и Я знаю Отца;
Я жизнь Свою отдаю за овец.

16

Есть и другие у Меня овцы, не здешнего стада;9
Я должен их тоже водить.10
Будут отзываться11 они на Мой голос,
и будет одно стадо и один Пастырь.

17

Потому и любит Меня Отец,
что жертвую Я жизнью Своею
с тем, чтобы вновь ее обрести!

18

Никто не отнимет ее у Меня,
Я Сам отдаю ее по воле Своей.
В Моей власти отдать ее,
в Моей власти и взять ее назад —
так положил Отец Мой».12

19 Слова эти опять вызвали разделение среди иудеев.
20 Многие говорили: «В Нем бес, Он безумствует. Что вы слушаете Его?»
21 Другие возражали: «Нет, не бесноватого это слова. Да и может ли бес сделать слепого зрячим?»
22 Наступила зима. В Иерусалиме был праздник Обновления Храма.
23 И вот, когда ходил Иисус по двору Храма, в галерее Соломона,
24 окружили Его иудеи и сказали: «Долго ли будешь держать нас в неизвестности? Если Ты — Мессия, скажи нам это прямо».
25

«Я уже сказал вам, — ответил Иисус, — но вы не верите.
Дела, которые совершаю во имя13 Отца Моего,
не показывают ли они, кто Я?14

26

Но вы — не Моего стада овцы, потому и не верите.

27

Мои овцы слышат Мой голос:
и Я их знаю, и они следуют за Мной.

28

Вечную жизнь даю Я им, и они не погибнут вовеки.
Никто не похитит их у Меня.15

29

Отец Мой, Который дал их Мне, превыше всего16 на свете,
так похитит ли кто их у Отца?17

30

А Я и Отец — одно».

31 Опять иудеи схватили было камни, чтобы побить Его камнями,
32 но Иисус остановил их: «Много доброго сделал Я у вас на глазах силою и волей Отца Моего. За какое же из этих дел хотите побить Меня?»
33 «Ни за какое-то из добрых дел должен Ты умереть, — ответили они, — а за богохульство: Человек Ты, а выдаешь Себя за Бога».
34 На это Иисус возразил:

«Разве не записано в Законе вашем: „Я сказал: выбоги18?

35

Здесь и те богами названы,19 к кому обращено слово Божие
(а сказанное в Писании непреложно).

36

Меня же Отец на то и поставил,20 чтобы Я дело Его делал,
для этого в мир послал.
Как можете говорить Мне: „Ты богохульствуешь“,
когда говорю о Себе: „Я — Сын Божий“?!

37

Не верьте Мне, если Я дел Отца Моего не делаю.

38

А раз делаю, верьте,
если не Мне, то хотя бы делам Моим!
И тогда узнаете, поймете21 тогда, что Отец во Мне и Я в Отце!»

39 И снова попытались схватить Иисуса, но Он ушел из их рук.
40 Он снова ушел за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн. Там оставался Он,
41 и многие приходили к Нему. Они говорили: «Иоанн не совершил никакого чудесного знамения, но всё, что он сказал об Этом Человеке, оказалось правдой».
42 И уверовали там многие из них в Иисуса.

Толкования Августина

Стих 1

Имейте в виду, что овчий двор Христа — это кафолическая Церковь. Всякий, кто хочет войти во двор овчий, пусть входит через дверь и проповедует истинного Христа, но ищет славы Христа, а не своей. Ибо многие, ища своей славы, скорее рассеяли овец Христа, а не собрали.

Трактат на Евангелие от Иоанна 45.5. Сl. 0278,45.5.15

Стих 3

Кого мы назовем придверником? Кого бы мы не нашли, следует остерегаться, чтобы он не был сочтен более важным, чем сама дверь, ибо в домах людей придверник важнее, чем дверь. Действительно, придверник ставится выше двери, а не дверь — выше придверника, ибо придверник охраняет дверь, а не дверь — придверника... Возможно, мы должны считать придверником Самого Господа. Ведь в делах человеческих пастырь и дверь сильнее отличаются друг от друга, чем придверник и дверь; и тем не менее Господь сказал, что Он — и пастырь, и дверь. Почему же нам не подумать, что Он также и придверник?.. Ведь что такое дверь? То, через что мы входим. Кто такой придверник? Тот, кто открывает. Значит, кто открывает самого себя, если не тот, кто самого себя выставляет?.. Если ты ищешь другое лицо придверника, то может встретится Святой Дух... Сам Господь говорит Своим ученикам о Святом Духе: Он Сам научит вас всей истине (13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Ин 16:13). Что есть дверь? — Христос. Что есть Христос? — Истина. Кто открывает дверь, если не Тот, Кто учит всей истине?

Трактат на Евангелие от Иоанна 46.2−4. Cl. 0278,46.2.14.

Стих 4

И кто иной выводит их, если не Тот, Кто отпускает их грехи, чтобы, освободившись от тяжких оков, они смогли следовать за Ним!.. И Кто идет перед ними, чтобы они следовали за Ним, если не Тот, Кто, воскреснув из мертвых уже не умирает... и когда Он стал видимым во плоти, сказал: Отче! Которых ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной (24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Ин 17:24)?

Трактат на Евангелие от Иоанна 45.14. Cl. 0278,45.14.15.

Стих 5

Но что нам думать? Те, кто услышали, были овцами? Но вот и Иуда услышал, но был волком; он следовал за Ним, но, прикрывшись овечьей шкурой, злоумышлял против пастыря. А некоторые их тех, кто распял Христа, не слышали, но были овцами...

Ибо кто-то отвечает и говорит: «Но когда они не слышали, они еще не были овцами, тогда они были волками; услышанный голос их изменил и сделал овцами из волков». Посмотрите, что меня тревожит. Через пророка Иезекииля Господь порицает пастырей и говорит среди прочего об овцах: «Вы не позвали обратно заблудшую овцу» (4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. Иез 34:4). Он говорит: «заблудшую», и называет «овцой»... Она слышала голос пастыря; но она заблудилась потому, что услышала голос чужого; она услышала голос вора и разбойника.

...Господь знает, кто — Его (См. 19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий

имя Господа". 2Тим 2:19). Он знает узнанных заранее, знает предопределенных (См. 29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. 31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? 33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Рим 8:29−33).... Они сами — овцы. Иногда они сами не знают себя, но пастырь знает их... Значит, согласно этому Божественному предвидению и предопределению, как много овец снаружи, как много волков внутри; и как много овец внутри, и как много волков снаружи!.. Это не овцы. Ведь мы говорим о предопределенных, мы говорим о тех, о которых Господь знает, что они — Его. И однако, сами они, пока верно рассуждают, слышат голос Христа. Вот сами они слышат, а эти — нет. Но по предопределению, не те являются овцами, но эти. Все еще остается вопрос, который, как мне теперь кажется, может быть решен так. Есть какой-то голос; есть, говорю я, некий голос пастыря, когда овцы не слышат чужих...

Каков этот голос! Претерпевший же до конца спасется (13 претерпевший же до конца спасется. Мф 24:13). Свой не презирает этот голос, а чужой не слышит... Но кто-то слышал этот голос и поступил безрассудно, убежал, услышал чужой голос; если он был предназначен, то заблуждался временно; не гибнет в вечности; он вернулся, чтобы услышать то, чем он пренебрег, чтобы сделать то, что услышал. Если же он из тех, кто был предопределен, то Господь предвидел его заблуждение и будущее обращение; хотя он заблудился, но вернулся, чтобы услышать этот голос пастыря и последовать за Ним.

Трактат на Евангелие от Иоанна 45.10−13. Сl. 0278, 45.10.7.

Стих 6

Ведь Он питает явным, испытывает тайным... Ибо когда двое слушают слова Евангелия, один — нечестивый, другой — благочестивый, и слова таковы, что оба их не понимают, то один говорит: «Он ничего не сказал»; другой же говорит: «Он сказал истину, и хорошо то, что Он сказал, но мы не понимаем». Один уже стучит, ибо верит и заслуживает, чтобы ему отворили, если будет упорствовать, стуча; другой же на это слышит: Если не уверуете, не поймете (9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. Ис 7:9; LXX).

Трактат на Евангелие от Иоанна 45.6−7. Сl. 0278, 45.6.6.

Стих 7

Когда Господь сейчас говорил, Он сказал, что Он — пастырь, сказал, что Он — дверь.

Дверь — во главе, пастырь — в теле. Ведь Он говорит Петру, на котором одном создает Церковь: Петр, любишь ли ты Меня? (16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Ин 21:16). Словно: что ты дашь Мне, что представишь Мне, что любишь Меня? Если любишь Меня, то паси овец Моих; входи через дверь, а не через что-то иное. Кто тот, кто входит через дверь? Тот, кто входит через Христа. Кто это? Тот, кто подражает страданиям Христа, кто знает смирение Христа, чтобы, хотя Господь и сделался человеком ради нас, человек знал, что он не Бог, но человек. Ведь тот, кто хочет казаться Богом, будучи человеком, не подражает Тому, Кто, будучи Богом, сделался человеком. Ведь тебе не говорят: «Будь чем-то меньшим, чем ты есть», но — «познай себя».

Проповеди 137.3−4. Сl. 0284,137.PL38.755.34.

Стих 10

Поэтому Он говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь, то есть веру, которая действует через любовь; через каковую веру они входят в овчарню, чтобы жить, ибо праведник живет верой; и чтобы имели жизнь с избытком те, кто, упорствуя до конца, входит через эту дверь, то есть через веру Христову, так как истинно верующие умирают; и у них будет жизнь с избытком, ибо они идут под предводительством пастыря туда, где никогда не умрут. Хотя и здесь в самой овчарне есть пища, тем не менее мы можем понять, что слова: и пажить найдет (9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Ин 10:9), относятся и к тому, и к другому — и ко входу, и к выходу. Однако там они найдут истинную пищу, где насытятся алчущие и жаждущие правды (6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5:6). Эту пажить находит гот, кому было сказано: Ныне же будешь со Мною в раю (43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Лк 23:43).

Трактат на Евангелие от Иоанна 45.15. Сl. 0278, 45.15.29.

Стих 11

Он не добавил бы «добрый», если бы не было злых пастырей. Но злые пастыри — сами воры и разбойники или, действительно, самое большее — наемники.

Трактат на Евангелие от Иоанна 46.12. Сl. 0278, 46.1.6.

***

Сам Он — дверь к Отцу; ибо невозможно прийти к Отцу как-либо иначе, кроме как через Него... И при этом, братья. Свое пастырство Он дал и членам своим: ведь и Петр — пастырь, и Павел — пастырь, и прочие апостолы — пастыри, и добрые епископы — пастыри. Но никто из нас не называет себя дверью...

Трактат на Евангелие от Иоанна 47.1−33. Сl. 0278, 47.1.17.

Стих 12

Итак, кто такой наемник? В Церкви есть некие начальники, о которых апостол Павел говорит: Ищущие своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:21). Что значит: «Ищущие своего»? Не беззаветно любящие Христа, не ищущие Бога ради Бога, стремящиеся к временным удобствам, ищущие прибыли, ожидающие почестей от людей! Когда начальники любят это и из-за этого служат Богу, то всякий такой — наемник, и пусть не причисляет себя к друзьям. О таких и Господь говорит: Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Мф 6:16). Послушай, что говорит апостол Павел о святим Тимофее: Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, чтобы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом; ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас. Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. 20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:19−21).

Трактат на Евангелие от Иоанна 46.5. Сl. 0278, 46.5.11.

Стих 13

Многие, ищущие в Церкви земных удобств, тем не менее проповедуют Христа; и овцы следуют не за наемником, но за голосом пастыря через наемника.

Трактат на Евангелие от Иоанна 46.6. Сl. 0278,46.6.1.

Стих 16

Итак, послушайте, как пламенно сказано о самом единстве: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора. Ведь Он говорил о первом дворе из рода плоти Израиля.

Но были другие из рода веры самого Израиля, и пока они были снаружи, в среде язычников, предназначенные, но еще не собранные. Он знал тех, кого предназначил: знал Тот, Кто пришел искупить пролитием Своей крови. Он видел их, еще не видящих Его; узнал их, еще не верящих в Него. Он сказал: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора: ибо они не из рода плоти Израиля. Однако они не будут вне этого двора, ибо и тех надлежит привести Мне... и будет одно стадо и один Пастырь».

Примечания

  • См. также: Проповеди 88.10.

Проповеди 138.5. Сl. 0284, 138.PL38.765.50.

***

Значит, да будут все в одном пастыре и выбирают один голос пастыря, который слышат овцы, и пусть следуют за своим пастырем, не за тем или другим, но за своим. И все в Нем пусть выбирают один голос и не имеют различных голосов.

Августин Иппонский, Проповеди 46.30 Сl. 0284, 46.SL.41.781. Климент говорит о других овцах, достойных другого стада на небесах. См. Строматы 6.14.

Стих 18

Дух Посредника показал, как никакое наказание за грех не приходит вплоть до телесной смерти, ибо Он разрушил ее не против воли, но так как захотел, когда захотел, как захотел. Ведь приведенный к единству Словом Божиим, Он говорит здесь: Я имею власть отдать жизнь Мою.

О Троице 4.13.16. Cl. 0329,SL 50.4.13.1.

Иное толкование

Итак, каким образом Господь отдает Свою душу? ‹…› Слово и человек. Не так человек, как одна плоть; но... весь человек во Христе... Аполлинаристы были названы еретиками... они утверждают, что у Него нет человеческой души... Кто отдает душу, а затем опять принимает ее? Христос из-за того, что [является] Словом, отдает душу, а затем опять принимает ее? Или из-за того, что Он — человеческая душа, которая сама себя отдает, а затем опять себя принимает? Или из-за того, что Он — плоть, плоть отдает душу, а затем принимает? Если бы мы сказали, что Слово Божие отдало Свою душу и затем снова приняло ее, то нужно опасаться, как бы не возникла неправильная точка зрения и нам не было бы сказано: значит, когда-то эта душа была отделена от Слова... Что сделала смерть, если не отделила тело от души? Но не отделила душу от Слова... Но если бы мы сказали, что душа сама себя отдала, а затем опять себя приняла, то получилась бы полнейшая нелепость; ведь то, что не было отделено от Слова, не может отделиться от самой себя... плоть ее отдает, но с разрешения Слова; плоть ее принимает, но с разрешения Слова.

Трактат на Евангелие от Иоанна 47.9−1З. Сl. 0278, 47.9.1.

Слушай же Христа: Я имею власть отдать свою душу и власть имею опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня. Я сплю (6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс 3:6), говорит Он в псалме. Я сплю. Словно бы говорил: «Что они шумят? Что радуются? Что раздуваются от радости иудеи, как если бы сами что-то сделали?». «Я сплю. Я, — сказал Он, — Я, Который имею власть отдать свою душу, Я сплю отдавая ее, я заснул. И так как у Него была власть опять принять ее, Он вернул, и Я восстал». Но, отдавая славу Отцу, Он сказал: Господь поддержал Меня (13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Пс 117:13). Когда Он говорит эти слова, что Господь поддержал Меня, пусть не приходит вам на ум мысль о том, что будто Сам Христос не воскресил Своего тела. Его воскресил Отец, и Он Сам Себя воскресил. Откуда мы поймем, что Он воскресил и Самого Себя? Вспомни, что Он сказал иудеям: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Ин 2:19).

Проповеди 305.3. Сl. 0284, 305.PL38.1398.49.

Стих 25

Каков голос пастыря? Чтобы было проповедано во имя Его покаяние и отпущение грехов всем народам, начиная с Иерусалима (47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Лк 24:47). Вот голос пастыря, наблюдай за собой и следуй, если ты — овца.

Проповеди 46.32. Cl. 0284, 46.SL.41.833.

Стих 28

Вот пажить. Если вы помните, выше Он сказал: И войдет, и выйдет, и пажить найдет (9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Ин 10:9). ...Хорошая пажить — это жизнь вечная; там не сохнет никакая трава, все зеленеет, все цветет... Вы потому ищете угнетений, что думаете о теперешней жизни. И не погибнут вовек. Ты слышишь, будто бы Он им сказал: «Вы погибнете вовек, ибо вы не из Моих овец».

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.5−6. Cl. 0278,48.5.3.

***

Из этих же овец, о которых говорит апостол: познал Господь своих (19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий

имя Господа". 2Тим 2:19), и... из этих овец ни волк не похищает, ни вор не уносит, ни разбойник не убивает. И Он спокоен за их число, Тот, Кто до Него узнал, что дал. И вот что Он говорит: И никто не похитит их из руки Моей.

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.6. Cl. 0278,48.6.6.

Стих 29

Не по росту, но по рождению является равным Сын, Который всегда рожден от Отца, Бог от Бога, Совечный от Вечного. Отец не есть Бог от Сына; Сын — Бог от Отца; поэтому Отец дал рожденному Сыну, чтобы Тот стал Богом; дал Рожденному чтобы Тот стал Совечным Ему; Рожденному дал, чтобы Тот стал равным. Это то, что больше всех...

Отец Мой, Который дал Мне их, — то есть чтобы Я был Его Словом, чтобы Я был Единородным Сыном Его, чтобы был сиянием Его света... больше всех. И никто не похитит овец моих из руки Моей (28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин 10:28). Если под рукой мы будем понимать силу, то у Отца и Сына одна сила, ибо одна Божественность; если же под рукой мы будем понимать, как написано у пророка: И кому открылась мышца Господня? (1 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, Ис 3:1), то рука Отца — это Сам Сын, что было сказано не так, словно Бог имел человеческую внешность и как бы части тела; но потому что через Него все было сотворено 1. Ведь и люди имеют обыкновение говорить, что другие люди — это их руки, которыми они делают то, что хотят. Иногда и сам труд человека называется рукой человека, ибо делается рукой; ведь говорят, что кто-то не узнает своей руки, когда не узнает того, что написал... И поэтому лучше в этом месте нам считать руку Отца и Сына силой Отца и Сына, чтобы — ибо здесь мы допускаем, что рукой Отца назван Сам Сын — случайно здесь плотское рассуждение не начало искать сына Самого Сына, которого сходным образом считало бы рукой Христа.

Примечания

  • 1 — Ириней Лионский использовал сходную метафору, называя Сына и Святого Духа «двумя руками Бога».

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.6−7. Сl. 0278, 48.6.27.

Стих 30

Услышь и то, и другое: и одно1 и мы суть2 , и освободись от Харибды и Сциллы. В этих двух словах: одно — освобождает тебя от Ария3 ; мы суть освобождает тебя от Савелия4... Значит, и Отец, и Сын... Но и одно Он не сказал бы о различном.

Примечания

  • 1 — Лат. unum.
  • 2 — Лат. sumus.
  • 3 — Арий считал Сына сотворённым и не считал Его Богом.
  • 4 — Савеллий утвердал, что Сын есть другой модус бытия Отца, лишая, тем самым, Сына бытия как отдельного Лица Троицы.

Трактат на Евангелие от Иоанна 36.9. Cl. 0278, 36.9.35.

Иное толкование

И когда Бог пас, то и Отец, и Сын, и Святой Дух пас. Теперь будто бы выдвигается и появляется другой пастырь. Но не другой. Не другой согласно образу Бога, ибо в образе Бога и Сам Он, и Отец — один Бог. Но в образе раба будто бы другой выдвигается, чтобы пасти, ибо Отец — больше. Слушай одного пасущего и Христа пасущего: Я и Отецмы суть одно.

Проповеди 47.20. Сl. 0284, 47.SL41.614.

По божеству Сын равен Отцу, по воплощению — подчиняется Отцу.

Проповеди 371.2. PL 39:1660.

***

Или же мы считаем, что Отец не есть что-либо Сам по Себе и даже не только то, что Он есть Отец, но также и то, что Он вообще есть, говорится лишь в отношении к Сыну.

Но каким же тогда образом Сын той же сущности, что и Отец, ведь Сам по Себе Отец не есть сущность, и Он вообще не есть Сам по Себе, но само бытие Его есть лишь по отношению к Сыну? Однако же, напротив, в гораздо большей степени Он одной и той же сущности, поскольку Отец и Сын суть одна и та же сущность, поскольку бытие Отца не есть само по себе, но по отношению к Сыну, то есть к сущности, каковую Он родил и посредством каковой Он есть все, что Он есть. Следовательно, ни одно из Лиц не есть отдельно Само по Себе, но каждое высказывается относительно друг друга.

О Троице 7.1.2. Cl. 0329, SL50.7.1.57.

Стих 33

Так они ответили на то, что Он сказал: Я и Отец — одно. Вот иудеи поняли то, чего не понимают ариане. Ведь они разгневались потому, что почувствовали, что слова «Я и Отец — одно» могли быть сказаны только при равенстве Отца и Сына.

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.8. Сl.0278, 48.8.13.

Стих 34

Если слова Божии были обращены к людям, чтобы они были названы богами (6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; Пс 81:6), то само Слово Божие, Которое у Бога, как же не есть Бог? Если по словам Бога люди становятся богами, если, участвуя, они становятся богами, то разве не является Богом то, в чем они участвуют? Если зажженные светильники — это боги, разве светильник, который светит, не есть Бог? Если, согретые неким спасительным огнем, они становятся богами, то разве не является Богом то, что их согревает? Ты подходишь к свету и загораешься и причисляешься к сынам Божиим; если отходишь от света, то помрачаешься и оказываешься в сумерках; однако этот свет не подходит к самому себе, ибо не отходит от себя. Значит, если слова Божии делают вас богами, то как же Слово Божие не есть Бог?

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.9. Сl. 0278, 48.9.17.

Стих 36

Возможно, кто-нибудь скажет: «Если Отец Его освятил, значит, когда-то Он не был святым?». Он освятил так же, как и родил. Рождением Он Ему дал стать святым, ибо святым родил Его. Ведь если то, что освящается, до этого не было святым, то как же мы говорим Богу-Отцу: Да святится имя Твое (9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Мф 6:9)?

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.93. Сl. 0278, 48.9.28.

Стих 38

Не так говорит Он: Отец во Мне и Я в Нем (10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Ин 14:10−11), как могут говорить люди. Если мы правильно мыслим, мы — в Боге; и если хорошо живем, Бог — в нас. Верные участники Его благодати, воспламененные Им Самим, мы — в Нем, а Он Сам — в нас. Но не так Единородный Сын: Он — в Отце, и Отец — в Нем, как равный в Том, Кому Он равен.

Затем однажды мы можем сказать: «Мы — в Боге, и Бог — в нас»; но разве мы можем сказать: «Я и Бог — одно»? Ты — в Боге, так как Бог содержит тебя; Бог — в тебе, так как ты — храм Божий... Узнай собственность Господа и дар рабу. Собственность Господа — это равенство Отцу; дар рабу — участие Спасителя.

Трактат на Евангелие от Иоанна 48.10. Сl. 0278, 48.10.4.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: а кто входит через дверь, тот пастух овец.
3  [2] — Букв.: слышат.
7  [3] — См. примеч. к 4:26; то же в ст. 9,11 и 14.
7  [4] — Или: дверь овчарни; букв.: дверь овец.
9  [5] — Или: тот в безопасности будет; букв.: спасен будет.
10  [6] — Или: жизнь в избытке.
11  [7] — Букв.: Я — Пастух/Пастырь хороший/подлинный; то же и в ст.14. В оригинале сказуемое этой фразы: «Пастух/Пастырь хороший» — пишется с определенным артиклем, и это, вместе с особым подчеркиванием определения, указывает на то, что описание достоинств Пастыря относится исключительно к одному Иисусу, отличая Его тем самым от всякого иного пастуха. В нашем переводе мы пытаемся отразить эту разницу, переводя одно и то же греч. слово и как «пастух», и (применительно к Иисусу Христу) как «Пастырь».
11  [8] — Букв.: хороший/настоящий пастух жизнь свою кладет за овец.
16  [9] — Букв.: не из этого двора/загона.
16  [10] — Или: привести.
16  [11] — Букв.: слушать.
18  [12] — Букв.: это поручение (здесь, как видно, в знач. доверенное дело) получил Я от Отца Своего.
25  [13] — Здесь «имя», очевидно, используется в знач. Божественного откровения, данного Израилю, поэтому вся фраза может читаться так: «совершаю в связи с откровением».
25  [14] — Букв.: они свидетельствуют обо Мне.
28  [15] — Букв.: из руки Моей.
29  [16] — В некот. рукописях: то, что Мой Отец дал Мне, больше всего.
29  [17] — Букв.: из руки Отца.
34  [18] — Пс 82 (81):6.
35  [19] — Друг. возм. пер.: если Бог (или: Закон; букв.: он) назвал богами тех.
36  [20] — Букв.: посвятил.
38  [21] — В некот. рукописях: поверите.
 
 
« 9 глава ИнПо Иоанну 10 глава BTIВ Заокском AICАвгустин 11 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.