По Иоанну 9 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды Иисус, идя по городу, увидел человека, слепого от рождения.
2 «Равви, — спросили ученики Его, — почему родился этот человек слепым? Кто согрешил: сам он или родители его?»
3 «Ни сам не виноват он, ни родители его,1 — отвечал Иисус. Как бы ни случилось это, в жизни его явит себя сила Божия.2
4

Но давайте, пока еще не кончился день,
продолжим то дело, ради которого Я послан;3
когда наступит ночь,
никто уже ничего не сможет делать.

5

Пока Я в мире, свет Я этому миру».4

6 После этих слов Иисус смешал с землей слюну Свою и, помазав этим глаза слепого,
7 сказал тому: «Ступай к пруду Силоам (это слово значит «Посланный») и умойся в нем!» Тот пошел, умылся и вернулся зрячим.
8 И соседи его, и те, кто раньше знал его как нищего,5 спрашивали удивленно: «Не этот ли сидел каждый день у дороги и просил милостыню?»
9 Одни уверяли: «Да, это он».
Другие спорили: «Нет. Это кто-то, похожий на него».
Сам же он говорил: «Это я и есть».
10 «А как случилось это, что стал ты видеть?» — спрашивали его.
11 Он отвечал: «Человек, которого зовут Иисус, помазал мне глаза слюной, смешанной с землей, и сказал: „Ступай к пруду Силоам и умойся!“ Пошел я, умылся и прозрел».
12 «Где же теперь Он?» — спросили его.
«Не знаю», — ответил исцеленный.
13 Привели этого недавно еще слепого человека к фарисеям.
14 А день тот, когда Иисус сделал эту смесь и излечил слепого,6 был суббота.
15 Поэтому и тут с особой придирчивостью спрашивали фарисеи его, как он прозрел. «Иисус помазал мне глаза слюной, смешанной с землей, — ответил им тот человек, — я умылся и прозрел».
16 Тогда некоторые из фарисеев сказали: «Не от Бога Человек Этот — не соблюдает Он субботу».
Другие возражали: «Как может грешный человек творить такие знамения?» Мнения их разделились.
17 Потом снова обратились они к слепорожденному: «Что скажешь ты о Том, Кто избавил тебя от слепоты твоей? »
Тот ответил: «Он Пророк».
18 Но власти иудейские не захотели поверить, что этот человек был слепым, а потом прозрел. Позвали они родителей прозревшего
19 и спросили их: «Ваш ли это сын? Вы утверждаете, что он родился слепым? Как же случилось такое, что он видит теперь?»
20 «Что наш это сын и что родился он слепым, это мы точно знаем, — ответили родители, —
21 а как получилось, что видит он теперь, это нам неведомо. И кто сделал его зрячим, мы тоже не знаем. Спросите у него самого, он взрослый уже, пусть сам за себя скажет».
22 Родители отвечали так из страха перед властями иудейскими: те сговорились, что будут отлучать от синагоги всех, кто признает Иисуса Мессией.
23 Потому и сказали родители: «Он уже взрослый, спросите его самого».
24 Снова позвали фарисеи того человека, который был слепым, и сказали ему: «Поклянись, что скажешь правду!7 Мы точно знаем, что Человек Тот — грешник».
25 «Грешник ли Он, — ответил прозревший, — я не знаю. Одно знаю: я был слепым, а теперь вижу».
26 Тогда они спросили его: «Что Он сделал с тобой? Как исцелил тебя?»
27 «Я ведь уже говорил вам, — ответил он, — но вы, верно, не слушали. Для чего же снова хотите услышать то же самое? Не хотите ли вы стать Его учениками?»
28 Они стали поносить его: «Это ты ходишь в учениках у Него! А мы Моисея ученики!
29 С Моисеем, мы знаем, Сам Бог говорил,8 а что до Этого, то нам неизвестно даже, откуда Он».
30 «Вот это и странно! — ответил прозревший. — Человек дал мне зрение, а вы не знаете, откуда Он?!
31 Но ведь знаем же мы, что не грешников Бог слушает, а только тех, кто чтит Его и творит волю Его.
32 Слепорожденного зрячим сделать — о таком никто и не слышал никогда.
33 Если бы не от Бога был Этот Человек, не смог бы Он ничего подобного сделать».
34 Но один был у них на это ответ: «Во грехах ты погряз от самого рождения своего, тебе ли учить нас?!» И прогнали его фарисеи.
35 Услышав о том, как обошлись фарисеи с исцеленным, Иисус нашел его и спросил: «Веришь ли ты в Сына Человеческого?»9
36 «Господин, — ответил он, — скажи мне, кто Он, чтобы мог я поверить в Него».
37 Иисус сказал: «Ты видел Его, это Он говорит с тобой».
38 «Верю, Господи!» — воскликнул прозревший и, пав перед Ним на колени, поклонился Ему.
39 Иисус же сказал:

«Для суда Я пришел в этот мир,
чтобы прозрели слепые и ослепли зрячие».

40 Услышав такое, некоторые из стоявших рядом фарисеев спросили: « Что же, по-твоему, мы тоже слепые?!»
41

«Были бы вы слепы,
не было бы греха на вас;
но раз говорите, что видите,
то ваш грех остается на вас »,
— ответил им Иисус.

Толкования Августина

Стих 2

Для чего Господь сказал: Не согрешил ни он, ни родители его, если не отвечая на вопрос, почему тот родился слепым? Ведь его родители были грешными, но то, что он родился слепым, произошло не по причине самого греха. Следовательно, если то, что он родился слепым, произошло не из-за греха родителей, то почему он родился слепым? Послушай Учителя: ...это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 44.3 Сl 0278, 44.3.12.

Стих 3

Для чего Господь сказал: Не согрешил ни он, ни родители его, если не отвечая на вопрос, почему тот родился слепым? Ведь его родители были грешными, но то, что он родился слепым, произошло не по причине самого греха. Следовательно, если то, что он родился слепым, произошло не из-за греха родителей, то почему он родился слепым? Послушай Учителя: ...это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.3. Cl. 0278,44.3.12.

Стих 4

После воскресения живых и мертвых, когда оказавшимся по правую руку скажет: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство (34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Мф 25:34), а оказавшимся по левую руку скажет: Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Мф 25:41), там будет ночь, когда никто не может делать, но получать за то, что сделал. Одно время делания, другое — воздаяния. Господь каждому воздает по делам его. Пока живешь, делай, если собираешься делать; ведь потом будет долгая ночь, покрывающая нечестивых. Но и сейчас всякий неверный, умирая, принимается этой ночью; ничего другого произойти не может. В этой ночи горел богач и просил каплю воды с ладони бедняка (24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Лк 16:24−28) ... О, несчастный! Пока ты жил, было время делать, теперь ты уже в ночи, когда никто не может делать.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.6. Сl. 0278, 44.6.17.

Стих 5

Какова та ночь, после наступления которой никто не может делать? Послушай, каков день, и тогда поймешь, какова ночь. Как мы услышим, что это за день? Он Сам говорит: Доколе Я в мире, Я — Свет миру. Значит, Он Сам и есть День... Он говорит: И вот, Я с вами до скончания века (См. 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:20). Тот день, который совершается за один оборот этого солнца, имеет мало часов, день присутствия Христа продолжается до скончания века.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.5−6. Сl. 0278, 44.5.1.

Стих 11

Вот он сделался вестником благодати; вот он благовествует, свидетельствует, видя. Он считался слепым, и сердце нечестивых сокрушалось, ибо они не имели в сердце того, что он уже имел на лице.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.8. Cl. 0278,44.8.10.

Стих 16

Что же они говорили, не видя, не будучи помазанными? Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Он Сам лучше хранил, будучи без греха. Ведь это духовная суббота — не иметь греха. Затем, [братья], Бог заповедует следующее, говоря о субботе: Никакой работы не работайте (21 и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши. Лев 23:21)... И услышьте Господа: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (См. 34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Ин 8:34). Они же, как я сказал, не видя, не будучи помазанными, телесно соблюдают субботу, а духовно — нарушают.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.9. Сl. 0278, 44.9.7.

Стих 17

И была между ними распря. Этот день отделил свет от тьмы... Они искали, как бы опорочить человека, так что изгоняют его из синагоги, но Христос находит его.

Но он все время говорил о том, что чувствовал. Он сказал: Это пророк. Еще не будучи помазанным в сердце к этому времени, он еще не признает Сына Божия, но и не лжет, однако. Ведь Сам Господь говорит о Себе: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем (57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. Мф 13:57).

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.9. Сl. 0278, 44.9.19.

Стих 21

Ведь он наш сын, но справедливо было бы заставить нас говорить о младенце, так как сам о себе он говорить не может; он давно говорит, видит недавно; мы знаем, что он слепой от рождения, знаем, что давно говорит, видим, что недавно прозрел; самого спросите, чтобы понять; что же нас обвиняете? Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.10.

Сl. 0278,44.10.11.

***

За пределами синагоги уже не могло быть никакого зла. Они изгоняли, но Христос принимал.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.10.

Сl. 0278,44.10.19.

Стих 24

Скажи, что не получил. Это как раз означает не воздавать славу Богу, но, скорее, хулить Бога.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.11. Сl. 0278,44.11.2.

Стих 26

И он, уже сердясь на черствость иудеев, видя после слепоты, не вынося слепых, ответил им: Я уже сказал вам, и вы услышали; что еще хотите слышать?.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.11. Сl. 0278,44.11.9.

Стих 28

Такое проклятие на нас и на детях наших. Проклятие, если ты разбиваешь сердце, а не взвешиваешь слова. Мы — Моисеевы ученики; мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он. Если бы вы знали, о чем Бог говорил с Моисеем, вы бы знали, что через Моисея был предвозвещен Бог. Ведь Господь говорит вам: Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне (46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Ин 5:46). Итак, вы не следуете за рабом и поворачиваетесь спиной к Господу? Но вы и не следуете за рабом; ведь через него вы могли бы быть приведены к Господу.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.12. Сl. 0278,44.12.2.

Стих 35

Действительно, Бог слушает грешников. Но тот, кто это сказал, еще не омыл лик сердца в купальне Силоам. С его глазами совершилось таинство; но в сердце еще не совершилось милости благодати. Когда этот слепой омыл лик сердца своего? Когда Господь допустил его, выгнанного вон иудеями, к Себе. Ведь Он нашел его и сказал ему, как мы слышали: Ты веруешь ли в сына Божия? А. тот: А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Ведь он, действительно, уже видел глазами; а сердцем? Еще нет. Подождите. Скоро будет видеть. Иисус сказал ему: Я, Который говорю с тобою (26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. Ин 4:26). Разве он сомневался? Он немедленно омыл лицо. Ведь с ним говорил Силоам, что значит «посланный». Кто был послан, если не Христос? Кто часто свидетельствовал, говоря: Я творю волю Отца Моего, Пославшего Меня (34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Ин 4:34). Значит, Он Сам был Силоам. Пришел слепой сердцем, услышал, поверил, взмолился; омыл лицо, увидел.

Проповеди 136.2. Cl. 0284,136.PL38.751.29.

Стих 40

Теперь есть день, разделяющий свет от тьмы... Правильно, ибо Ты — свет; правильно, ибо Ты — день; правильно, ибо Ты освобождаешь от тьмы. Эго принимает всякая душа, всякий понимает. Что же означает то, что следует дальше: Чтобы видящие стали слепы?Значит, не потому что Ты пришел, будут слепы те, кто видел? Послушай, что идет дальше, и, может быть, поймешь. Некоторые из фарисеев были задеты этими словами и сказали Ему: Неужели и мы слепы? Послушай, что Он сказал: Чтобы видящие стали слепы.

Иисус сказал им: Если бы вы были слепы, то не имели бы греха. Если бы вы были слепы, то есть если бы сказали, что слепы, и обратились к врачу; ибо Я пришел уничтожить грех А теперь им говорите, что видите, и грех ваш остается. Почему? Потому что, говоря, что видите, не ищете врача и остаетесь в вашей слепоте. Это значит, что раньше мы не поняли Его слов: Я пришел, чтобы невидящие видели (39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Ин 9:39). Что значит: чтобы невидящие видели? Чтобы увидели те, кто признается, что не видит и ищет врача. И — чтобы видящие стали слепы (39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Ин 9:39). Что значит: «Чтобы видящие стали слепы»? Те, кто считает, что видит, и не ищет врача, пусть остается в своей слепоте. Значит, это разделение Он называет судом, говоря: На суд пришел Я в мир сей (39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Ин 9:39)... Однако Он еще не принес в мир такой суд, которым будет судить живых и мертвых в конце века.

Трактат на Евангелие от Иоанна 44.16−17. Сl.0278, 44.16.1.

***

Потому фарисеи, когда, слушая Его речь, сказали: Неужели и мы слепы?, были подобны тому, кто вошел в храм и сказал Богу: Благодарю Тебя, что я не такое, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи (11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Лк 18:11), словно говоря: «Благодарю Тебя, что я не слеп, но вижу, как и прочие люди из рода самого мытаря». Что же они сказали: Неужели и мы слепы? А Господь им: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Не сказал: «грех приходит», но — остается. Ибо он был. Ибо если мы не раскаиваемся, он не снимается, но остается.

Проповеди 136 В.2. Сl.0284, 136B.PLS2.793.21.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: ни он не согрешил, ни родители его.
3  [2] — Букв.: так что дела Божии будут явлены на нем. Друг. возм. пер.: но чтобы явлены были… на нем. Союз «чтобы», греч. хина, может вводить придаточные предложения и цели (чтобы), и следствия (так что). Возможно, что в этом случае, как и в ряде других (ср. Лк 9:45; Гал 5:17) мы имеем дело со следствием, а не целью, то есть ребенок родился слепым не для того, чтобы дела Божии были явлены на нем, а вследствие того, что он таким родился, эти дела Божии или сила Его могут быть явлены.
4  [3] — Букв.: нам (в некот. рукописях: Мне) надо делать дела Пославшего Меня, пока есть день.
5  [4] — Букв.: Я — свет мира.
8  [5] — В некот. рукописях: слепого.
14  [6] — Букв.: и открыл его глаза; то же в ст. 17, 21, 26, 30 и 32.
24  [7] — Или: отвечай, как перед Богом; букв.: Богу воздай славу. Таким был призыв к торжественной клятве говорить только правду (см. Нав 7:19).
29  [8] — Букв.: мы знаем, что Моисею говорил Бог.
35  [9] — В некот. рукописях: в Сына Божьего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.