«Вот Я полагаю на Сионе4 сей камень избранный,
драгоценный, краеугольный камень;
и верующий в Него посрамлен не будет».5
камень, отвергнутый строителями, —
хоть и лег Он потом во главу угла,6 —
камень, о который спотыкаются,
и скала, у которой падают.7
Но спотыкаются те, кто не повинуется слову8 Божию, — такова уж их участь.
А ведь не совершил Он никакого греха,
и в устах Его не было лжи.21
Стих 4
Итак, Господь воздаст своим верным, делающим это дело столь благочестиво, столь радушно, столь благоговейно, что Он им тоже находит применение при возведении Своего строения, куда спешат они — камни живые, верой воспитанные, надеждой укрепленные, любовью сплоченные.
Проповеди 337 Cl 0284,337. PL 38.1476.2
Стих 6
Таким образом, без этого краеугольного камня я не представляю, как люди расположились бы в доме Божием, чтобы обрести в себе обитающего в нем Бога, разве что возродились бы, что невозможно без того, чтобы прежде они просто родились.
Источник: Августин Иппонский, Послания 187 Сl, 0262, 187.57.9.110.1
Стих 9
Тогда ведь один только священник помазывался, теперь же все христиане принимают помазание.
Источник: Проповеди Cl, 198А. RB 84.21.259.3.
Стих 11
Люди, принадлежащие к числу верных, занимают некое промежуточное положение; их не следует сравнивать ни с теми, кто не видит никакого иного блага, кроме как предаваться земным утехам, ни с высшими обитателями небес, у которых единственная радость — хлеб Божий, Которым они сотворены. 1 Между этим народом небесным и народом земным в некотором смысле посредине находился апостол: туда он шел, отсюда отправлялся, туда стремился, отсюда поднимался.
О пользе поста 2 Сl.0311,2.50[*].
Примечания
- 1 — См. (33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Ин 6:33) Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. — Прим. ред.
Стих 17
Но что нам император? И, однако, апостол хотел, чтобы царям служили, хотел, чтобы царей почитали.
Трактат на Евангелие от Иоанна 6.26,CL.0278,6.26.1.
Стих 21
В этом изречении апостол Петр, как нам представляется, приходит к мысли, что Христос претерпел столь великие страдания только за тех, кто идет по следам Его, и страдание Христово полезно только тем, кто идет по следам Его.
Проповеди 304,Cl.0284,304.PL 38.1396.3
***
Он учил тебя страдать, и учил тебя, терпя страдание. Слов было бы недостаточно, если бы они не подкреплялись примером. Но каким образом Он учил, братья? Он висел на кресте, иудеи неистовствовали ‹…› Величайший Врач находился среди них, а они, безумные, со всех сторон неистовствовали.
Проповеди 284,Cl.0284.284.38.1292.13.
Стих 22
Нужно отметить то, что апостол считал достаточным для демонстрации того, что в Христе не было никакого греха, так как он утверждал: Он не сделал никакого греха, чтобы, как ты говоришь, показать: кто не сделал греха, не мог его иметь. Ведь, в самом деле, грех совершил бы также и взрослый, если бы имел его еще ребенком. Ибо потому, кроме Него, нет среди людей никого, кто не совершил бы греха с наступлением зрелого возраста, что, кроме Него, нет среди людей никого, в ком не было бы греха с самого младенчества.
Источник: Против Юлиана-пелагианина, Cl.0351,5.815.39