Хр. Рима 11 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Что хочу я сказать? Неужели Бог отверг Свой народ? Нет, конечно. Я вот сам израильтянин, потомок Авраама из рода Вениамина.
2 Не отверг Бог народа, который от начала признал Он Своим.1 Или не помните, что говорится в Писании об Илии, — там, где он жалуется Богу на Израиль:
3 «Господи, пророков Твоих убили они и жертвенники Твои разрушили. Один я остался, и на мою жизнь покушаются»?2
4 И что же сказано ему в ответ? «Для Себя сохранил Я семь тысяч мужей, которые не преклонили колен пред Ваалом».3
5 Так и ныне есть у Бога «остаток», избранный по благодати Его.
6 Но ведь если по благодати, то уж, стало быть, не по делам, а иначе не была бы тогда благодатию благодать.4
7 Что ж выходит? А то, что Израиль не достиг того, к чему так стремился. Лишь немногие, избранные, достигли, а прочие в упорстве своем оставлены были,
8 как написано:

«Бог навел на них помрачение:5
глаза их не видят, а уши не слышат.
И длится всё это доныне».6

9 И Давид говорит:

«Пусть их пиршества западнею, ловушкой им будут,
и камнем преткновения пусть будут им в воздаяние;

10

пусть ослепнут глаза их, чтоб не видеть,
и хребет их да будет согбен навсегда».7

11 Хочу ли я этим сказать, что они споткнулись, дабы пасть навсегда? Вовсе нет. Но из-за их падения8 язычникам пришло спасение, чтобы так была вызвана ревность и в них, в иудеях.
12 Но если падение их явило миру богатство, и даже само их поражение отозвалось в язычниках спасительным обретеньем,9 то сколь большему благу послужит восстановление их в полноте веры и благословений!10
13 А вам, язычникам,11 скажу: как апостол язычников я высоко ценю мое служение,
14 всегда надеясь вызвать ревность в родном мне по плоти народе, чтобы спасти хотя бы немногих из них.
15 Ибо если их отвержение принесло примирение миру, то что может значить принятие их? Возвращение от смерти к жизни!
16 Если свята часть теста, что Богу посвящается как первый плод,12 таким же всё тесто будет; если корень свят, таким же быть и ветвям.
17 Пусть некоторые из них были отломлены, а ты, ветвь от дикой маслины, оказался привит среди оставшихся13 и стал причастен корню, питающему маслину садовую,
18 не тебе превозноситься перед другими ветвями. А коль случится такое, вспомни: не ты силу корню даешь, а корень — тебе.
19 «Ветви, — ты скажешь, — были отломлены, чтобы я был привит».
20 В самом деле, их отломило неверие, а ты держишься верой своей. Но тебе не надмеваться надо, а в благоговенье пребывать.
21 Ибо если уж Бог не пощадил природных ветвей, то, смотри, и тебя может Он не пощадить также.
22 Так что смотри: благ и строг наш Бог. Строгий к отпавшим, Он добр к тебе, но только, конечно, если и впредь ты будешь отзывчив на Его доброту, иначе и ты окажешься отсечен.
23 Но и те будут тоже привиты, если только перестанут упорствовать в своем неверии, ибо во власти Бога снова привить их.
24 Раз уж ты, от дикой по природе маслины отсеченный, был привит вопреки природе к садовой, то не легче ль будут привиты к ней природные ветви ее?
25 Братья, есть некая тайна, которую я, дабы не впали вы в самодовольство, хочу поведать вам: часть израильского народа не вечно будут упорствовать, а лишь до тех пор, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников.
26 И так весь Израиль будет спасен, как написано:

«Избавитель придет с Сиона,14
Он потомков Иакова освободит от нечестия.

27

И это им будет Моим заветом,
когда сниму с них бремя грехов их».15

28 По своему отношению к Благой Вести, они враги Божии (вам во благо), но как избранные Богом, они любимы Им (их праотцев ради).16
29 Бог не отбирает Свои дары и приглашения жить в завете Его не отменяет.
30 Как вы некогда были непослушны Богу, а теперь после их непослушания помилованы,
31 так и они нынче оказались непослушны, чтобы через проявленную к вам милость им тоже17 получить помилование.
32 Бог сделал всех узниками непослушания, чтобы всех потом и помиловать.
33

О, бездна богатства и мудрости и ведения Божьего!
Непостижимы судьбы18 Его и непознаваемы Его пути!

34

Кто познал ум Господа? Или кто был Ему советником?19

35

Кто дал Ему что-то прежде,
чтоб заслужить вознаграждение?20

36

Ведь всё от Него, через Него и всё обращено к Нему.
Ему слава вовеки, аминь!

Толкования Августина

Стих 1

Эти слова относятся к тому, что апостол сказал выше: Не то, чтобы слово Божие не сбылось; ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. Рим 9:6−9, дабы из иудеев те считались семенем его, которые поверили в Господа.

Толкование на Послание к Римлянам. CSEL 84:42.

Стих 2

Иногда предназначение обозначается через предзнание, как здесь, когда апостол говорит: Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Слова «наперед знал» могут означать только «предопределил», что показывает и контекст.

О даре терпения. Cl. 0355,1022.21.

Стих 5

В апостольские времена многие иудеи поверили во Христа, и теперь обращаются, пусть и немногие.

О граде Божием. С1. 0313, SL48.17.5.116 [CCSL 48:565].

***

Избрание это, конечно, по благодати, а не по заслугам.

О предопределении святых. С1. 0354, 969.15.

Стих 6

Благодать дается не за наши добрые дела, но чтобы мы могли их творить, то есть не потому, что мы исполнили закон, но чтобы мы закон могли исполнить.

О духе и букве. Cl. 0343, 10.16.168.19.

Стих 10

Милосердие и суд; милосердие к тому, кто последовал за праведностью Бога, суд — другим, кто ослеплен. Однако те, кто захотел, поверили; другие же не поверили, потому что не захотели. Так что и милосердие, и суд родились внутри самой воли.

О предопрелелении святых. Cl. 0354, 969.9.

Стих 11

От их падения спасение язычникам. Итак, Павел не говорит, что иудеи не преткнулись, но что падение их не было бессмысленным, ибо привело к спасению язычников. Они, следовательно, не так согрешили, чтобы падение стало их наказанием, но так, чтобы оно послужило ко спасению язычников (См. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Зах 2:11). Далее он даже начинает восхвалять народ иудейский за это падение в безверие, дабы не возгордились язычники, видя, что падение иудеев было столь ценным для их спасения. Напротив, язычникам следует еще больше остерегаться того, чтобы, возгордившись, не пасть похожим образом.

Толкование на Послание к Римлянам. С1. 0280, 62.43.7

Стих 26

Павел сказал, что ожесточение произошло отчасти, потому что не все ожесточились: и среди них были признавшие Христа. Полнота же язычников составится из тех, кто призван согласно замыслу. И так спасется весь Израиль — из иудеев и язычников, ибо все они — самый истинный Израиль.

Послания. Cl. 0262, 149.44.2.365.9.

Стих 29

Для Бога устроить будущие дела в Его предведении, которое ни обмануть нельзя, ни изменить, есть не что иное, как окончательно предопределить. Тот, о ком Бог предзнал, что он будет благочестив, ведет себя благочестиво — пусть даже ему и не ясно [это о Боге]. И тот, кому Бог предназначил быть благочестивым, пусть даже ему и неизвестно [это о Боге], когда слышит, что по дару Божию он станет таким, каким станет, — любовь его торжествует, и он не делается спесив, будто и не получал этого дара. И не только нет такому человеку препятствий в трудах любви через проповедь предопределения, но, напротив, ему приходит помощь, ибо, когда он хвалится, он может хвалиться в Господе (См. 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. 1Кор 1:31).

О ларе терпения. Cl. 0355, 1019.4.

Стих 32

Слова апостола «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» не потому сказаны, что Бог никого не осудит. Смысл их проясняется выше. Апостол говорил об иудеях, которые однажды поверят, и обращался к уже верующим язычникам в послании: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

О граде Божием. Cl. 0313, SL48.21.24.163.

Стих 36

Здесь обозначается сама Троица — когда апостол говорит: Ибо все из Него, Им и к Нему.

О вере и символе веры. С1. 0293, 9.16.18.17.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: который Он избрал с самого начала.
3  [2] — 3Цар 19:14.
4  [3] — 3Цар 19:18.
6  [4] — Некот. рукописи добавляют: а если по делам, это уже не благодать, потому что иначе дело уже не есть дело.
8  [5] — В Библии на обычном, небогословском языке о Боге нередко говорится как о делающем то, чему Он лишь допустил совершиться.
8  [6] — Ис 29:10; Втор 29:4.
10  [7] — Пс 69:22−23 (68:23−24) (LXX).
11  [8] — Или: из-за неправильного шага/ошибки/заблуждения; то же в ст. 12.
12  [9] — Букв.: и поражение их — богатство язычников.
12  [10] — Букв.: то насколько более полнота их.
13  [11] — В знач. обращенным из язычников.
16  [12] — Букв.: начаток; см. Чис 15:19−21.
17  [13] — Или: на их место.
26  [14] — Т.е. из Иерусалима.
27  [15] — Или: когда прощу грехи их. Ис 59:20,21; 27:9.
28  [16] — Букв.: ради вас… ради отцов.
31  [17] — Некот. рукописи добавляют: теперь.
33  [18] — В знач. Его определения; или: заключения о судьбах людей.
34  [19] — Ис 40:13 (LXX); Иер 23:18.
35  [20] — Иов 41:3.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.